Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Челнокова Ирина Михайловна

в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности,  использование  психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по уровню вовлеченности родителей в процес взаимодействия с ДОУ показан опыт применения акций и результаты данной формы взаимодействия с семьей. в настоящее время данная форма взаимодействия является одной из эффективных и применяется в проведении традиционных мероприятий в рамках дня открытых дверей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Челнокова Ирина Михайловна

Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.

Признание приоритета семейного воспитания в настоящее время обусловило поиск новых, иных форм отношений семьи и дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие и сотрудничество – основные критерии этого поиска.  По результатам социологического исследования, проведенного Министерством образования Российской Федерации, было выявлено, что почти треть (30%) семей сталкивается с трудностями в воспитании детей.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в средней  группе № 85 детского сада № 201 «Волшебница»  г.о. Тольятти встала перед воспитателями в начале 2012-2013 учебного года, при переходе детей из младшей группы. С целью решения проблемы, была разработана система работы с семьей  в трех направлениях:

  1. Работа воспитателя  по организации взаимодействия с семьей, ознакомление  с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность группы № 85 детского сада № 201 «Волшебница», совместная работа по обмену опытом.

Взаимодействие детского сада  с родителями было построено  в соответствии со следующими принципами:

  • доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
  • мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях дошкольного воспитания детей.

Результаты проведенной работы за 2012-2013 учебный год показали  эффективность предложенной системы. Однако был отмечен недостаточный уровень родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,   низкая активность участия в групповых мероприятиях. Согласно данным проведенного воспитателями группы анкетирования,  в более чем 53% семей, причиной является   загруженность на работе и малое количество свободного времени у родителей.

Именно поэтому, была предложена такая интерактивная форма взаимодействия с семьей, как психолого-педагогическая акция. Эта форма взаимодействия позволяет не только создать проблемную ситуацию для родителей и детей, но и дает возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать - отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе «родитель-ребенок». Кроме того, участие в подобных акциях не занимает много времени, не требует наличия у родителей специальных знаний, а, напротив,  позволяет приобрести опыт и получить конкретный результат, выполняя рекомендации педагога.          

Психолого-педагогическая акция «Дерево дружбы» проводилась в апреле 2012-2013 учебного года. В ней представлена одна из форм работы  с детьми дошкольного возраста по решению проблемы формирования умения дошкольников конструктивно решать конфликтные ситуации.

Цель акции:

  • создать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;
  • содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений
  • формировать положительный имидж детского сада.

Оборудование: 

  • нарисованное дерево
  • фотографии детей
  • цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисти для клея, кисти для акварели, гуашь, альбомные листы для рисования, фломастеры.

Ориентировочное время проведения:  30 - 45 мин.

Семьям было предложено оформить дерево фотографиями детей, которые предварительно нужно украсить. В ходе проведения психолого-педагогической акции «Дерево дружбы» общение детей с родителями, понималось не просто как разговоры (развитие навыков связной речи). Под общением вообще понимается больше, чем речь: это желание ребенка воспринимать родителя как своего друга, и слушаться его, и делиться с ним своими впечатлениями, и доверять ему. Умение договориться, принять общее решение, получить результат совместной деятельности – основные факторы успешного взаимодействия родителей с детьми.

Использование психолого-педагогической акции во взаимодействии детского сада  с семьями воспитанников группы № 85 детского сада показало  положительные результаты: изменился характер взаимодействия родителей и детей, педагогов и родителей, многие из них стали активными участниками жизни детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Родители получили возможность:

  • активизировать и обогатить свои воспитательные умения,
  • укрепить  уверенность в собственных педагогических возможностях,
  • распространить положительный опыт воспитания в семье.
  • увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних. 

Эта акция позволила развить коммуникативные умения детей и взрослых, сплотить детский и взрослый коллектив, поднять общий эмоциональный тонус, психологически поддержать отдельных членов детского и взрослого коллектива.

Постепенно родители убедились, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников». (статья для периодического педагогического издания)

Данный материал можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаю разные виды вечеров-досугов с активным участием родителей воспитанников. В статье представлен мой опыт сис...

Консультация "Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ"

В конспекте описывается фрмы работы с родителями....

План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»

Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...

Игровой практикум, как одна из активных форм взаимодействия с семьями дошкольников

Статья представляет обмен опыта по работе с родителями дошкольников....

Активные формы взаимодействия с семьей

Формы взаимодействия инструктора по физической культуре с семьей...

Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37        Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...

Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"

В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...