Игровой практикум, как одна из активных форм взаимодействия с семьями дошкольников
статья

Статья представляет обмен опыта по работе с родителями дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Теремок»

Доклад

Игровой практикум, как одна из активных форм взаимодействия с семьями дошкольников.

Труфанова Татьяна Евгеньевна,

воспитатель средней группы

стаж: 9 лет

МДОУ д/с №4 «Теремок»

г.Козьмодемьянск

Козьмодемьянск, 2019

В педагогике существует много исследований, посвященных семье и воспитанию ребенка. Если раньше семья являлась потребителем и заказчиком образования, то теперь семья рассматривается как партнёр – равноправный участник деятельности.

Все более актуальной выступает задача развития субъектной роли родителей, признания и уважения, поддержки их воспитательных возможностей. Современному педагогу порой трудно находить язык с родителями воспитанников: так как не совпадают взаимные ожидания в результатах воспитания. Следовательно, меняются подходы к работе с семьёй. Поэтому в своей работе поставила цель – привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать настоящим другом и помощником. В приоритете – доброжелательное общение с родителями, организация мероприятий с учётом: запросов реально существующих и интересных родителю; активных форм взаимодействия (круглые столы, совместные праздники и др.);использование информационной среды группы (стенды, страничка в интернет сайтах); индивидуальной формы работы с родителями. Данные направления работы ставят родителей в субъектную позицию по отношению к решению проблем семейного воспитания, позволяет получать позитивный результат и чувствовать себя успешным воспитателем.

Принципы взаимодействия с родителями:

Доброжелательный стиль общения;

Индивидуальный подход;

Сотрудничество, а не наставничество;

Динамичность (реагирование на изменения социального состава родителей, образовательные потребности и воспитательные запросы).

Кроме традиционных форм взаимодействия – родительские собрания, консультации, стараюсь использовать нетрадиционные – оздоровительные мероприятия, круглый стол. Наиболее эффективной формой взаимодействия с родителями, на мой взгляд, является «игровой практикум».

«Игровой практикум» - это модель взаимодействия «родитель – ребёнок - педагог», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями, и обучает его некоторым специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком; с опорой на имеющиеся педагогический опыт и возможности родителей.

При организации игрового практикума соблюдали обязательные условия. Это – формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной игровой деятельности; планирование, прогнозирование деятельности. А также индивидуальный подход к каждому участнику, добровольное участие, отслеживание позитивного результата.

Игровой практикум имеет разные формы организации. Я бы хотела остановиться в тех формах, которые характерны для детей младшей группы. младших

По результатам опроса родителей «Какие игрушки нужны нашим детям?», сделала следующие выводы:

- все родители говорят, что дети любят играть;

- отмечают роль игры в развитии ребёнка;

- но некоторые не придают играм особого внимания.

Поэтому я решила играть с нашими родителями, давая возможность оценить роль игры в развитии ребёнка и решить педагогические задачи, согласно программе развития и воспитания детей в детском саду.

Основной целью деятельности является восстановление у взрослых умения играть и грамотно руководить детской игрой.

Были организованны игровые практикумы по темам:

«Что такое предметы-заместители и как их использовать в играх с детьми»;

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету-заменителю – удобство в выполнении игровых действий. Но самое главное – это научить ребенка пользоваться этими предметами. А лучше всего этому может научить взрослый. В ходе практикума родителям были розданы различные предметы, а родители должны были придумать, как с этими предметами играть и что они могут замещать. В ходе работы родители обменивались своим опытом, своими идеями. К концу мероприятия у родителей на лице была улыбка, что говорит о том, что мероприятие прошло с пользой.

«Игры способствующие сенсорному развитию ребенка»;

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. В ходе мероприятия родители были ознакомлены с покупными игрушками для сенсорного развития и конечно же было предложено использовать подручные средства для развития сенсорных способностей ребенка. Во второй части занятия родители вместе детьми поиграли вместе в различные сенсорные игры, изготовленные собственными руками из подручных средств.

«Играем вместе».

Данное мероприятие связано с дидактическами играми. Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения 

Это мероприятие похоже на предыдущее. Главное отличие состоит в том, что ранее игры предлагались самим педагогом. А на этом мероприятии родители получили коробки с различными подручными предметами(крупы, бумага, прищепки, губка, пробки, бутылки, краски, одноразовые тарелки, краски и т.д) и уже самостоятельно должны были придумать дидактические игры. В начале у родителей была некая растерянность. Но как гласит народная мудрость – глаза боятся, а руки делают. Уже после минуты страха родители были настолько увлечены, что работа закипела. Родителями были изготовлены очень даже интересные игры. У многих появилось желание изготовить такие игры дома. А в конце мероприятия родителям было задано задание – изготовить дидактическую игру для игры с детьми в детском саду. Радует, что родители откликнулись на данную просьбу. Значит проведенные мероприятия оказались полезными.

Родители приходили к нам в группу, в вечернее время, и мы все вместе играли. Позитивный настрой, доброжелательный стиль общения, атмосфера взаимопонимания – были главными условиями этих встреч.

Подбор игрушек и игрового материала служил источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения её содержания, планомерного развития игрового опыта детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.

в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности,  использование  психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по у...

Консультация "Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ"

В конспекте описывается фрмы работы с родителями....

План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»

Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...

Активные формы взаимодействия с семьей

Формы взаимодействия инструктора по физической культуре с семьей...

Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37        Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...

Выступление из опыта работы: "Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на этапе реализации ФГОС ДО"

В центре работы по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здоровому образу жизни должны быть семья и детский сад- основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. В связи...