Тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ»
статья

Бумагина Евгения Владимировна

Период адаптации к новым социальным условиям – один из наиболее сложных и важных периодов в жизни ребёнка, ведь именно в это время происходит приспособление всех систем организма (психических и физических). От того настолько быстро, благоприятно ребёнок перейдёт из состояния напряжённости в комфортное состояние, зависит и его дальнейшее включение в образовательный процесс, т.к. длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональном нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками нашего ДОУ и родителями.                                                                                          

     В нашем дошкольном учреждении на сегодняшний день имеются три группы раннего возраста, в которых воспитываются дети, ранее не посещавшие детский сад и у них нет опыта адаптации; из бесед с родителями выяснилось, что уровень их компетентности по вопросам адаптации не высок, и они часто не знают, как помочь своему ребёнку в этот период; анализ кадрового состава воспитателей ясельных групп показал, что 16% из них имеют небольшой опыт работы (до 3 лет).                                                                                                    

     Моя работа, как педагога-психолога, в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду,  строится в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

     Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.

     Начинаем работу уже весной. Мы организуем “Первичное визитирование”  и приглашаем родителей с ребенком прийти на консультацию. О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает заведующая. Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени консультации – это первый критерий прогноза. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество, с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду. Встреча с психологом может занять около часа, о чем родителей предупреждают заранее. Во время первой встречи психолог проводит не только консультацию, но и диагностику. Исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного воспитания.

     Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование. Анкеты родители получают заранее при “Первичном визитировании” и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете.

     Психолог, общаясь с ребенком, наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Поведение ребенка в кабинете демонстрирует модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установления отношений с новыми людьми. Ребенок всем своим поведением покажет, как он будет осваиваться в группе. Именно здесь можно увидеть проблемы малыша, но для этого нужно быть хорошим наблюдателем.

     Диагностика развития социальных навыков ребенка проходит в два этапа.

1 этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

2 этап – исследование развития социальных навыков.

     По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной его адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.

     Полученный прогноз позволил спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников составить приблизительный график прихода новых детей : в группу приходит не более 4-5 детей в неделю (не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией в неделю). Совместно с воспитателями заполняются адаптационные листы, где прослеживаются следующие критерии: активность ребёнка в игре, активность ребёнка в речи, эмоциональное состояние, контакты ребёнка с детьми, контакты ребёнка со взрослыми, засыпание, длительность и глубина сна, аппетит. Введение в группу практически всех детей в течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы, как сотрудников детского сада, так и семьи.

     Анализ работы ДОУ за три года показал, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно.

     Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психолога, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bumagina_4.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 96»

Тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ»

                                                                               Подготовила

                                                                                                       Педагог-психолог

                                                                                                       Е.В.Бумагина

               

2021 год

     Период адаптации к новым социальным условиям – один из наиболее сложных и важных периодов в жизни ребёнка, ведь именно в это время происходит приспособление всех систем организма (психических и физических). От того настолько быстро, благоприятно ребёнок перейдёт из состояния напряжённости в комфортное состояние, зависит и его дальнейшее включение в образовательный процесс, т.к. длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональном нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками нашего ДОУ и родителями.                                                                                          

     В нашем дошкольном учреждении на сегодняшний день имеются три группы раннего возраста, в которых воспитываются дети, ранее не посещавшие детский сад и у них нет опыта адаптации; из бесед с родителями выяснилось, что уровень их компетентности по вопросам адаптации не высок, и они часто не знают, как помочь своему ребёнку в этот период; анализ кадрового состава воспитателей ясельных групп показал, что 16% из них имеют небольшой опыт работы (до 3 лет).                                                                                                    

     Моя работа, как педагога-психолога, в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду,  строится в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.

     Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.

     Начинаем работу уже весной. Мы организуем “Первичное визитирование”  и приглашаем родителей с ребенком прийти на консультацию. О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает заведующая. Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени консультации – это первый критерий прогноза. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество, с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду. Встреча с психологом может занять около часа, о чем родителей предупреждают заранее. Во время первой встречи психолог проводит не только консультацию, но и диагностику. Исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного воспитания.

     Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование. Анкеты родители получают заранее при “Первичном визитировании” и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете.

     Психолог, общаясь с ребенком, наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Поведение ребенка в кабинете демонстрирует модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установления отношений с новыми людьми. Ребенок всем своим поведением покажет, как он будет осваиваться в группе. Именно здесь можно увидеть проблемы малыша, но для этого нужно быть хорошим наблюдателем.

     Диагностика развития социальных навыков ребенка проходит в два этапа.

1 этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

2 этап – исследование развития социальных навыков.

     По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной его адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.

     Полученный прогноз позволил спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников составить приблизительный график прихода новых детей : в группу приходит не более 4-5 детей в неделю (не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией в неделю). Совместно с воспитателями заполняются адаптационные листы, где прослеживаются следующие критерии: активность ребёнка в игре, активность ребёнка в речи, эмоциональное состояние, контакты ребёнка с детьми, контакты ребёнка со взрослыми, засыпание, длительность и глубина сна, аппетит. Введение в группу практически всех детей в течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы, как сотрудников детского сада, так и семьи.

     Анализ работы ДОУ за три года показал, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно.

     Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа психолога, педагогов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...

программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"

программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!»

В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т.е. в проце...