Тема: «Развитие словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр во взаимодействии с семьями воспитанников»
статья (младшая группа)

Шаронова Юлия Владимировна

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

С повышением уровня информатизации в мире значительно снижается уровень речевого развития детей. Отмечается бедный словарный запас, обилие грамматических ошибок, трудности в построении простых предложений. К числу значимых причин снижения уровня речевого развития специалисты относят неблагоприятную среду в семье. К сожалению, занятые родители часто пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы и папы.

В ФЗ «Об Образовании в РФ» говорится, что только семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами развития и социализации детей.

Актуальность данной темы подтверждает недостаточная компетентность родителей (законных представителей) в вопросе речевого развития детей раннего возраста, необходимости обогащения его словаря.

Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л. С. Выготского, В. В. Гербовой, В. А. Крутецкого, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и др. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме формирования словаря у детей раннего возраста.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами.

Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. В связи с этим развитие лексики ребёнка раннего возраста во многом определяется семьёй и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.

Актуальность выбранной темы определила цель и задачи моей работы.

Цель: Обогащение словаря детей раннего возраста посредством взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа по реализации поставленных целей и задач была построена в несколько этапов:

Подготовительный этап:

1. Выявление уровня активного и пассивного словаря,

с применением наглядно-дидактического пособия

Л. Н. Павловой «Раннее детство : развитие речи и мышления»

для детей от 1 до 3 лет»;

2. Мониторинг компетентности родителей в вопросе необходимости обогащения словаря детей с целью речевого развития детей раннего возраста в форме бесед, анкетирования родителей;

3. Мониторинг условий ППРОС группы по критериям ФГОС ДО

Основной этап:

1. Обогащение словаря детей раннего возраста посредством взаимодействия с

семьёй.

2. Разработка системы взаимодействия с родителями по вопросу обогащения словаря детей раннего возраста.

Итоговый этап:

1. Итоговый мониторинг уровня сформированности словаря детей раннего возраста.

2. Анкетирование родителей, анализ РППОС

Для выявления активного словаря ребенку показывалась предметная картинка, и задавались вопросы: «Что нарисовано на картинке, Какого цвета, Для чего нужно, Что делает девочка? Из каких частей состоит?», беседы по темам «Игрушки»«Посуда»

Выявление пассивного словаря, т. е. понимание речи, в ходе диагностической беседы.

Результаты мониторинга уровня активного и пассивного словаря,

показали недостаточный уровень сформированности.

Анкетирование родителей также показало недостаточный уровень осведомленности родителей в вопросе речевого развития детей, они не владеют приемами работы по развитию речи, но хотят их освоить.

Мониторинг РППОС по критериям ФГОС ДО показал необходимость обогащения среды актуальными и эффективными играми и пособиями, способствующими обогащению словаря детей раннего возраста.

По результатам проведенного мониторинга я выбрала наиболее эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью обогащения словаря детей раннего дошкольного возраста.

Работа с детьми по обогащению словаря решала следующие задачи:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе

2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)

3. Активизация словаря. 2 категории слов :

а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи,

б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)

Работу на закрепление и активацию словаряразвитие его смысловой стороны проводилаиспользуя следующие: методы

• рассматривание игрушек, предметных картинок, картин с хорошо знакомым содержанием;

• дидактические игры и пособия «Кто что ест?»«Мы едем, едем.»«Игруша»«Потешкина книжка»«Умные пальчики»«Чей домик»«Весёлый паровозик»«Чудо крышечки» и т. д.

• Чтение художественных произведений (любимых сказок, потешек, стихов А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой и др.)

• словарные упражнения, пальчиковая гимнастика

• прогулки, наблюдения, экскурсии и т. д.

В работе над обогащением словаря важно соблюдать последовательность:

• обогащение знаний и словаря на основе, обследования признаков предметов, их свойств, качеств.

• уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, употребление слов в разных ситуациях общения.

• использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов.

Вся работа с родителями осуществлялась в групповой и индивидуальной формах, соблюдая принципы:

• Целенаправленность

• Системность

• Плавность

• Учет специфики каждой семьи

• Доброжелательность, открытость

• Ежедневно в информационном блоке для родителей размещается текущая информация о планируемой деятельности с детьми на день, консультации и рекомендации для родителей по развитию словаря детей раннего возраста.

• Несколько раза в месяц поводятся мастер-классы и вечера встреч, Здесь родители имеют возможность познакомиться с пальчиковыми играми, с играми на развитие слухового внимания, речевого дыхания, на развитие мелкой моторики и словаря, в которые они могут поиграть с ребенком дома, а так же обменяться опытом с другими родителями. Кроме того, все родители имеют возможность самостоятельно принять участие в изготовлении игр и пособий на обогащение словаря детей и речи в целом.

• Для родителей проводим семинары-практикумы по таким темам как«Учимся играть с детьми»«Общение с ребенком»«Умные картинки»«Природа для ребенка» и др.

• Здесь организуем игры на развитие речи детей раннего возраста, игры на развитие мелкой моторики и обогащение словаря.

• Вниманию родителей предлагается картотека литературы для чтения детям с примерными вопросами и игровыми ситуациями, способствующими обогащению словаря и развитию речи малыша.

Формы взаимодействия с родителями:

Родительские собрания, консультации «Читаем вместе»«С чего начинать, развивая речь малыша«Речевые игры для малышей»«Что ребенку показать на прогулке»«Индивидуальный подход» и др.

Открытые занятия, Совместные мероприятия, вечера встреч

Круглые столы, мастер-классы

Родительский клуб «Азбука для мам и пап»

Видеофрагменты организации различных видов деятельности с детьми, занятий

Фотоотчеты

Выставки детских работ

Папки-передвижки

Библиотека для родителей

Для определения эффективности взаимодействия был проведен:

итоговый мониторинг словаря детей раннего возраста с применением наглядно-дидактического пособия Л. Н. Павловой; анкетирование родителей, анализ РППОС; которые показали положительную динамику.

У детей наблюдается активный процесс обогащения и активизации словаря словами-названиями, глаголами, прилагательными;

Отмечается умение соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек Кукла спит, машинка едет, мама работает ; ребенок свободно использует в речи слова обозначающие признак предмета, согласуя их с глаголами Кубик зеленый … лежит, Большой дом стоит, Кашу вкусную сварила …отмечается умение ребенка выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.

За счет накопления пассивного словаря, у ребенка идет стимулирования его активной речи. У него появилась потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мир Что это, Какой, Как, Зачем, Что делать, Где? что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.

Объединение интересов семьи и детского сада привело к повышению компетентности родителей в вопросе развития словаря у воспитанников

Родители научились:

изготавливать дидактические пособия, дидактические игры, способствующие обогащению словаря и развитию мелкой моторики;

развивать мелкую моторику у детей при помощи пальчиковых игр;

заниматься по ним и в домашних условиях, использовать словесные игры и беседовать с ребенком во время прогулок;

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда обогатилась новыми играми и пособиями, в том числе многофункциональными, картотеками игр по обогащению словаря детей раннего возраста, укрепила свою динамичность и полифункциональность.

В перспективе я планирую продолжить начатую работу по развитию речи у детей раннего возраста посредством эффективных методов;

Продолжать привлекать родителей к сотрудничеству в вопросе развития детей

продолжить обогащение ППРОС группы новыми игровыми пособиями, в том числе изготовленными родителями воспитанников;

Представить опыт работы по данному вопросу на сайте ДОО, личном сайте и других интернет сообществах и средствах информации

Участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 96»

Тема: «Развитие словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр во взаимодействии с семьями воспитанников»

                                                                                            Подготовила

                                                                                          воспитатель

                                                                                                              Ю.В.Шаронова

                                                                                                                       

                                                                                                                   

2021 год

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

С повышением уровня информатизации в мире значительно снижается уровень речевого развития детей. Отмечается бедный словарный запас, обилие грамматических ошибок, трудности в построении простых предложений. К числу значимых причин снижения уровня речевого развития специалисты относят неблагоприятную среду в семье. К сожалению, занятые родители часто пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы и папы.

В ФЗ «Об Образовании в РФ» говорится, что только семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами развития и социализации детей.

Актуальность данной темы подтверждает недостаточная компетентность родителей (законных представителей) в вопросе речевого развития детей раннего возраста, необходимости обогащения его словаря.

Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л. С. Выготского, В. В. Гербовой, В. А. Крутецкого, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и др. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме формирования словаря у детей раннего возраста.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами.

Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. В связи с этим развитие лексики ребёнка раннего возраста во многом определяется семьёй и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.

Актуальность выбранной темы определила цель и задачи моей работы.

Цель: Обогащение словаря детей раннего возраста посредством взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа по реализации поставленных целей и задач была построена в несколько этапов:

Подготовительный этап:

1. Выявление уровня активного и пассивного словаря,

с применением наглядно-дидактического пособия

Л. Н. Павловой «Раннее детство : развитие речи и мышления»

для детей от 1 до 3 лет»;

2. Мониторинг компетентности родителей в вопросе необходимости обогащения словаря детей с целью речевого развития детей раннего возраста в форме бесед, анкетирования родителей;

3. Мониторинг условий ППРОС группы по критериям ФГОС ДО

Основной этап:

1. Обогащение словаря детей раннего возраста посредством взаимодействия с

семьёй.

2. Разработка системы взаимодействия с родителями по вопросу обогащения словаря детей раннего возраста.

Итоговый этап:

1. Итоговый мониторинг уровня сформированности словаря детей раннего возраста.

2. Анкетирование родителей, анализ РППОС

Для выявления активного словаря ребенку показывалась предметная картинка, и задавались вопросы: «Что нарисовано на картинке, Какого цвета, Для чего нужно, Что делает девочка? Из каких частей состоит?», беседы по темам «Игрушки»«Посуда»

Выявление пассивного словаря, т. е. понимание речи, в ходе диагностической беседы.

Результаты мониторинга уровня активного и пассивного словаря,

показали недостаточный уровень сформированности.

Анкетирование родителей также показало недостаточный уровень осведомленности родителей в вопросе речевого развития детей, они не владеют приемами работы по развитию речи, но хотят их освоить.

Мониторинг РППОС  по критериям ФГОС ДО показал необходимость обогащения среды актуальными и эффективными играми и пособиями, способствующими обогащению словаря детей раннего возраста.

По результатам проведенного мониторинга я выбрала наиболее эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью обогащения словаря детей раннего дошкольного возраста.

Работа с детьми по обогащению словаря решала следующие задачи:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе

2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)

3. Активизация словаря. 2 категории слов :

а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи,

б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)

Работу на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны проводила, используя следующие: методы

• рассматривание игрушек, предметных картинок, картин с хорошо знакомым содержанием;

• дидактические игры и пособия «Кто что ест?»«Мы едем, едем.»«Игруша»«Потешкина книжка»«Умные пальчики»«Чей домик»«Весёлый паровозик»«Чудо крышечки» и т. д.

• Чтение художественных произведений (любимых сказок, потешек, стихов А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой и др.)

• словарные упражнения, пальчиковая гимнастика

• прогулки, наблюдения, экскурсии и т. д.

В работе над обогащением словаря важно соблюдать последовательность:

• обогащение знаний и словаря на основе, обследования признаков предметов, их свойств, качеств.

• уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, употребление слов в разных ситуациях общения.

• использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов.

Вся работа с родителями осуществлялась в групповой и индивидуальной формах, соблюдая принципы:

• Целенаправленность

• Системность

• Плавность

• Учет специфики каждой семьи

• Доброжелательность, открытость

• Ежедневно в информационном блоке для родителей размещается текущая информация о планируемой деятельности с детьми на день, консультации и рекомендации для родителей по развитию словаря детей раннего возраста.

• Несколько раза в месяц поводятся мастер-классы и вечера встреч, Здесь родители имеют возможность познакомиться с пальчиковыми играми, с играми на развитие слухового внимания, речевого дыхания, на развитие мелкой моторики и словаря, в которые они могут поиграть с ребенком дома, а так же обменяться опытом с другими родителями. Кроме того, все родители имеют возможность самостоятельно принять участие в изготовлении игр и пособий на обогащение словаря детей и речи в целом.

• Для родителей проводим семинары-практикумы по таким темам как«Учимся играть с детьми»«Общение с ребенком»«Умные картинки»«Природа для ребенка» и др.

• Здесь организуем игры на развитие речи детей раннего возраста, игры на развитие мелкой моторики и обогащение словаря.

• Вниманию родителей предлагается картотека литературы для чтения детям с примерными вопросами и игровыми ситуациями, способствующими обогащению словаря и развитию речи малыша.

Формы взаимодействия с родителями:

Родительские собрания, консультации «Читаем вместе»«С чего начинать, развивая речь малыша?»«Речевые игры для малышей»«Что ребенку показать на прогулке»«Индивидуальный подход» и др.

Открытые занятия, Совместные мероприятия, вечера встреч

Круглые столы, мастер-классы

Родительский клуб «Азбука для мам и пап»

Видеофрагменты организации различных видов деятельности с детьми, занятий

Фотоотчеты

Выставки детских работ

Папки-передвижки

Библиотека для родителей

Для определения эффективности взаимодействия был проведен:

итоговый мониторинг словаря детей раннего возраста с применением наглядно-дидактического пособия Л. Н. Павловой; анкетирование родителей, анализ РППОС; которые показали положительную динамику.

У детей наблюдается активный процесс обогащения и активизации словаря словами-названиями, глаголами, прилагательными;

Отмечается умение соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек Кукла спит, машинка едет, мама работает ; ребенок свободно использует в речи слова обозначающие признак предмета, согласуя их с глаголами Кубик зеленый … лежит, Большой дом стоит, Кашу вкусную сварила …отмечается умение ребенка выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.

За счет накопления пассивного словаря, у ребенка идет стимулирования его активной речи. У него появилась потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мир Что это, Какой, Как, Зачем, Что делать, Где? что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.

Объединение интересов семьи и детского сада привело к повышению компетентности родителей в вопросе развития словаря у воспитанников

Родители научились:

изготавливать дидактические пособия, дидактические игры, способствующие обогащению словаря и развитию мелкой моторики;

развивать мелкую моторику у детей при помощи пальчиковых игр;

заниматься по ним и в домашних условиях, использовать словесные игры и беседовать с ребенком во время прогулок;

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда обогатилась новыми играми и пособиями, в том числе многофункциональными, картотеками игр по обогащению словаря детей раннего возраста, укрепила свою динамичность и полифункциональность.

В перспективе я планирую продолжить начатую работу по развитию речи у детей раннего возраста посредством эффективных методов;

Продолжать привлекать родителей к сотрудничеству в вопросе развития детей

продолжить обогащение ППРОС группы новыми игровыми пособиями, в том числе изготовленными родителями воспитанников;

Представить опыт работы по данному вопросу на сайте ДОО, личном сайте и других интернет сообществах и средствах информации

Участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Формировании словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений

Презентация опыта работы включает в себя обоснование актуальности проблемы речевого развития детей раннего возраста. В презентации также обозначен целевой компонент деятельности воспитателя и особенно...

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» на 2015-2016 учебный год.

 В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее...

Презентация на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры...

Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр

Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр...

Презентация на тему: Развитие речи детей раннего возраста средствами кукольного театра.

Федерально Образовательная Программа дошкольного образования определяет содержание основной образовательной программы, которое должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в р...

Педагогический проект Тема: «Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора «Пестушки-говорушки»

Педагогический проектТема:«Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора«Пестушки-говорушки»/взаимодействие с родителями по развитию речи детей по средствами фольклора /в...