Картотека игр в самостоятельной деятельности
методическая разработка (младшая группа)

Китухина Ольга Александровна

Игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет в самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_v_samostoyatelnoy_deyatelnosti.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет в самостоятельной деятельности.

"Игра с водой".

Цель: формировать представление о правилах безопасного обращения с водой. Дать понятие, что вода - это радость, чистота, что люди и зверята и птицы любят воду. Обогащать слварь детей существительными, обозначающими название игрушек. Учить произносить звукоподражания. Предоставить детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем потешки. покупать самим уточек, гусей.

Методы и приёмы. Воспитатель читает потешку "Наши уточки с утра...", сопровождая чтение показом игрушек.

Наши уточки с утра "Кря-кря-кря!Кря-кря-кря!"

Наши гуси у пруда: "Га-га-га!Га-га-га!"

Наши гуленьки вверху: "Гру-гру-гру-гру!"

Наши курочки в окно: "Ко-ко-ко!Ко-ко-ко!"

А как Петя-петушок ранним рано по утру

Нам споёт "Ку-ка-ре=ку!"

Педагог говорит, что птицы кричат так громко потому, что хотят есть. предлагает детям насыпать им крошек. затем сообщает. что курочка с петушком хотят погулять, гуленьки полетать, а уточки и гуси поплавать в пруду. Сопровождает слова действиями. Педагог предлагает детям пустить в пруд (ёмкость с водой) гусей и уток. Отмечает, что с водой надо играть осторожно, стараясь, чтобы не намокла одежда. Напоминает, что воду пить нельзя.

«Мы радуемся все вместе» (общение в ходе самостоятельной деятельности)

Цель. Формировать у каждого ребёнка уверенность в том, что его любят, что его успехам радуются. Побуждать детей называть своё имя и имена детей. Развивать умение подпевать фразы в песне и радоваться успехам детей, хлопая в ладоши. Воспитывать уверенность в своих силах.

Методы и приёмы. Воспитатель привлекает внимание детей к зайчику, спрашивает, кто это. Выслушивает ответы и говорит, что зайчик хочет поиграть с ребятами, но для этого ему нужно познакомиться с ребятами. Дети называют свои имена. От имени зайчика педагог говорит, что у детей красивые имена. В течении дня педагог от имени зайчика радуется успехам детей (помыли руки, убрали игрушки, нарисовали что –то, сходили на горшок и т.д). Педагог и дети хлопают в ладоши ребёнку, у которого всё получилось. Зайчик предлагает поиграть в игру «Кто у нас хороший»:

«Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?». Воспитатель обнимает ребёнка:

Ванечка хороший, Ванечка пригожий!» (Лида, Маша, Боря…).

В течении дня игра может повторяться несколько раз.

Игра «Знакомство с куклами» (общение в ходе самостоятельной деятельности).

Цель:знакомить детей с игрушками группы, развивать к ним интерес. Развивать умение выполнять поручения, дающие возможность расширять сюжет игры.Воспитывать стремление общаться с взрослыми и сверстниками.

Методы и приёмы: куклы сидят на диване. Воспитатель приносит ещё одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывая любопытство играющих рядом детей «Здравствуйте куколки, вы отдыхаете? К вам пришла подружка кукла Таня. Вы хотите с ней познакомиться?». Кукла Таня знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Таней. Педагог даёт детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Лизу к столу, угостить куклу Надю пирогом. Так  дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога «Кто пьёт чай, кому дали пирог?». Если дети старше 2,5 лет, то они сами могут давать куклам имена.

 «Поможем зверятам собраться на прогулку» (общение в ходе подготовки к прогулке).

Цель: учить детей одеваться в определённой последовательности. Воспитывать отзывчивость. Способствовать появлению в словаре детей обобщающего слова «одежда». Учить подбирать предметы по тождеству. Развивать умение сравнивать предметы по цвету.

Методы и приёмы: педагог сообщает ребятам о том, что зверята собрались на прогулку и просят помочь им одеться. Зайчик «выбирает» шарф, а лисичка просит найти ей такой же. Медвежонок Ушастик«надевает» шапку и хочет подобрать такую же для котёнка. Кроме того, он забыл, какого цвета эта шапка, и просит детей напомнить ему название цвета. Педагог напоминает детям, что у каждого из них на шкафчике есть схема-модель одевания, уточняет последовательность одевания и предлагает собраться на прогулку. Зверята наблюдают, как одеваются дети, спрашивают их, что надо надеть сначала, что потом, хвалят малышей, отмечают, какая красивая на них одежда.Дети помогают зверятам одеться и берут их с собой на прогулку.

«Поможем Мишке напоить гостей чаем»

(общение в ходе самостоятельной деятельности).

Цель: знакомить детей с правилами приёма гостей. Воспитывать отзывчивость. Развивать интерес к игре. Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет предметов. Учить выполнять несколько действий с одним и тем же предметом.

Методы и приёмы: воспитатель просит помочь медвежонку Ушастику, который хочет угостить своих друзей чаем с мёдом. Медвежонок поставил на стол блюдца, но не знает, какие нужно  чашки поставить на них. Дети подбирают и называют чашки по цвету. Мишка ставит на стол блюдце с мёдом, стакан с салфетками. Педагог уточняет, зачем нужны салфетки. Дети помогают напоить гостей чаем. Взрослый хвалит детей за игру, Ушастик благодарит за помощь.

 «Рассмотри картинки» (общение в ходе самостоятельной деятельности).

Цель: Знакомить детей с картинками, на которых изображены предметы гигиены. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название предметов гигиены. Воспитывать стремление общаться с взрослыми и сверстниками. Развивать умение выполнять поручения, дающие возможность общаться со сверстниками.

Методы и приёмы: воспитатель привлекает внимание ребёнка к картинкам с изображением предметов гигиены и предлагает рассмотреть их. Затем просит малыша позвать кого-нибудь из детей для совместного просмотра картинок. Воспитатель подсказывает, как это сделать: «Алёша, позови Рому. Скажи ему: «Рома пойдём смотреть картинки». Возьми его за руку и вместе приходите.Воспитатель просит назвать, что нарисовано на картинке, обсуждает, для чего нужен этот предмет. По окончании упражнения педагог спрашивает детей, понравилось ли им рассматривать картинки, и, отмечает, что вместе это делать интереснее и веселее.

«В гости бабушка пришла» (общение в ходе подготовки к прогулке).

Цель:Учить одеваться в определённой последовательности. Учить сравнивать знакомые предметы по величине и цвету. Вызвать у детей интерес к предметам ближайшего окружения. Способствовать реализации потребности детей в действиях с предметами. Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими величину и цвет предмета, существительными, обозначающими название предметов одежды.

Материалы: сундучок, большая красная шапка, большой синий шарф, маленькая синяя шапка и маленький красный шарф. Куклы большая и маленькая.

Методы и приёмы: В гости к детям приходит бабушка (переодетый воспитатель) и приносит сундучок. Она спрашивает, хотят ли дети узнать, что лежит в сундучке и достаёт из него шапочки и шарфики. Бабушка рассматривает их вместе с детьми, сравнивает между собой, определяя цвет и размер. Спрашивает, есть ли у малышей куклы, которым подойдут эти вещи. Дети наряжают кукол. Куклы радуются, благодарят детей и просят взять их на прогулку. Бабушка спрашивает ребят, есть ли у них шарфы и шапки и где они лежат. Педагог напоминает детям, что у каждого из них на шкафчике есть схема-модель одевания, уточняет последовательность одевания и предлагает собраться на прогулку. Бабушка хвалит ребят и помогает им собраться на прогулку.

 «Что сначала, что потом» (общение в ходе режимных моментов).

Цель:формировать у детей привычку мыть руки, насухо вытирать их своим полотенцем. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название личной гигиены. Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы по названию. Воспитывать желание общаться друг с другом и воспитателем.

Материалы: игрушечный зайчик в рубашке с длинными рукавами, мыло, полотенца по количеству детей.

Методы и приёмы:  в гости к детям приходит зайчик «с грязными лапками», приветствует детей. Педагог обращает внимание на грязныелапки и просит ребят сказать, хорошо это или нет. Воспитатель просит малышей показать зайцу, как нужно правильно мыть руки. От имени зайчика спрашивает, что нужно для того, чтобы помыть руки. Педагог выслушивает ответы, а затем просит от имени зайчика дать ему мыло и полотенце, чтобы помыть лапки. Зайчик пробует помыть лапки , но удивляется, что они не отмываются. Он спрашивает детей, что ещё нужно, чтобы отмыть лапы. Дети отвечают, что ещё нужна вода. Зайчик просит принести ему воды.  Воспитатель и дети уточняют, что воду в тазике можно разлить на пол, поэтому лучше мыть руки в туалетной комнате под краном. Ребята провожают туда зайчика. В умывальной комнате зайчик стучит лапкой по водопроводному крану и удивляется, почему не течёт вода.  Педагог просит ребят помочь открыть кран. Зайчик начинает мыть руки, но забывает засучить рукава и они становятся мокрыми. Воспитатель и дети показывают зайчику, как правильно нужно мыть руки. Дети моют руки, показывают зайчику чистые ладошки. Зайчик хвалит детей и радуется вместе с ними. Чтобы зайчик не забыл, как правильно мыть руки, дети дарят ему алгоритм мытья рук.

«Мы одеваемся по погоде» (общение в ходе подготовки к прогулке)

Цель: учить детей одеваться по погоде. Развивать представления о предметах одежды и обуви. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов одежды и обуви. Продолжать знакомить с обобщающими понятиями «одежда», «обувь». Развивать умение помогать друг другу.

Методы и приёмы: воспитатель показывает детям куклу Машу и просит рассказать, во что она одета (платье, носочки, туфельки). Говорит, что Маша собралась вместе с детьми на прогулку, но в такой одежде она замёрзнет. Педагог предлагает детям выбрать подходящую одежду для куклы. Дети с помощью взрослого помогают Маше одеться. Педагог читает потешку:

«Наша Маша маленька, на ней шубка аленька.

Опушка бобровая Маша чернобровая». Воспитатель от имени куклы благодарит детей за помощь.

 «Валенки и сапожки» (общение в ходе подготовки к прогулке).

Цель: продолжать закреплять последовательность одевания, развивать умение натягивать на себя штаны, засовывать ноги в сапоги. Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения. Побуждать называть цвет, величину предметов. Обогащать словарь детей словами, обозначающими предметы обуви. Приучать слушать потешку. Формировать опыт поведения при одевании.

Материал: картинки с изображением мамы, колыбели, валенок.

Методы и приёмы: воспитатель показывает детям картинку с изображением мамы у колыбели. Спрашивает, кто нарисован, что делает. Педагог говорит, что мама поёт колыбельную малышу и предлагает её послушать.

Потешка «Баю-баю-баиньки»

Баю-баю-баиньки, купим Маше валенки,

Полушубочек сошьём и к бабуле повезём.

Будет бабушка встречать, Машу кашей угощать.

Испечёт ей пирожков да румяненьких блинков.

По окончании чтения педагог спрашивает, что купит мама Маше и показывает картинку валенок.

Игра - «У маши валенки, а у Алёши (ребёнок называет свою обувь) ботинки.Воспитатель уточняет цвет обуви ребят. Во время сбора на прогулку отмечает, что в их сапожках и ботинках тоже тепло, удобно и можно ходить по снегу. Уточняет, что сапоги нужно одевать после тог, как ребята натянут штаны.

Каша для куклы Маши (общение в ходе самостоятельной деятельности).

Цель: продолжать формировать у детей культурно-гигиенические навыки, умение правильно вести себя во время приёма пищи. Формировать навыки ролевого поведения. Развивать способность общаться со сверстниками. Воспитывать чувство симпатии к ним.

Методы и приёмы: воспитатель  обеспокоенно говорит, что кукла Маша скоро придёт с прогулки, чем же мы будем её кормить. Я знаю, она любит кашу пшённую с морковкой.  Ребята, кто будет варить кашу для Маши? Воспитатель помогает ребёнку подобрать необходимую посуду и сварить кашу, поясняя все действия. Когда каша будет готова, воспитатель предлагает малышу накормить куклу, с которой играет другой ребёнок. «Лида с Машей идите есть вкусную кашу!». Педагог напоминает правила поведения за столом.  «Маша садись удобно, ложку бери в правую руку, зачерпывай кашу понемногу, она может быть горячей». Педагог обеспокоен «У Маши красивое платье, она может испачкать его кашей», тем самым подталкивает детей вспомнить про нагрудник. Во время кормления читается потешка: «Умница, Машенька, ешь кашу сладеньку. Вкусную, пушистую, мягкую, душистую».  Артём, а твоя кукла хочет каши, угости её. «когда я кушаю , я никого не слушаю и сам не разговариваю, потому что кушаю». После еды напоминает про салфетки. Надо приучать своих детей после обеда говорить «спасибо». Молодцы! На здоровье!

 «У Лиды красивое платье» (общение в ходе режимных моментов).

Цель: формировать способность детей следить за своим внешнем видом в течении дня, не пачкать его, не мочить, поправлять задёрнутый подол. Способствовать накоплению у детей опыта доброжелательных отношений со сверстниками.

Методы и приёмы: воспитатель обращает внимание детей на то, в каком красивом, чистом платье пришла сегодня Лида. «Давайте подойдём и скажем ей об этом». Дети подходят, рассматривают платье, отмечают, что оно не грязное, не мокрое. Обнимают Лиду. Напоминают, что когда Лида пойдёт мыть руки, она закатает рукава и сильно не  включить кран. Когда пойдёт есть, наденет нагрудник. А вечером, когда придёт мама, она обнимет Лиду и скажет: «Молодец дочка, не испачкала платье!».

«Я умею одеваться» (общение в ходе режимных моментов).

Цель: формировать у детей умение одеваться в определённом порядке, правильно называть одежду и обувь. Воспитывать самостоятельность. Развивать умение находить предметы одежды по словесному указанию педагога.

Методы и приёмы: после дневного сна в гости к детям пришёл медвежонок. От имени игрушки воспитатель спрашивает малышей, кто из них уже умеет одеваться сам. Выслушивает ответы детей, предлагает сесть на стульчики и показать медвежонку, как они умеют одеваться. В процессе одевания педагог оказывает необходимую помощь, следит за последовательностью одевания, побуждает произносить название предметов одежды и обуви, отвечая на вопрос медвежонка «Что это?». В процессе одевания и после того, как все дети оденутся, воспитатель то имени медвежонка хвалит их за старание и стремление одеваться самостоятельно.

 «Мы рассматриваем обувь» (общение в ходе подготовки к прогулке)

Цель: учить детей понимать обобщающее понятие «обувь», понимать значение обуви для человека.  Формировать умение называть,  надевать свою обувь самостоятельно, застёгивать липучки. Развивать моторику рук.

Методы и приёмы: воспитатель читает детям польскую народную песенку «Сапожник» (перевод Б. Заходера):  

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожник?

- Шил!

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки! По окончании чтения педагог показывает детям картинку с изображением сапог. Говорит, что сапожник умеет шить не только сапоги, но и другую обувь: туфли, тапочки, кроссовки, ботинки, сандалии. Предлагает узнать эти предметы обуви на картинках и назвать их. Воспитатель объясняет, что обувь нужна для того, чтобы удобно было ходить по дорожкам, по лужам, по грязи, по снегу. Педагог предлагает детям открыть шкафчики,  достать и назвать свою обувь. «Кто быстрее наденет свою обувь – тот молодец!» Малыши надевают обувь, педагог оказывает необходимую помощь. Малыши вместе с педагогом радуются своим успехам, хлопают в ладоши и кричат «Ура!».

 Игра «Маша обедает» (общение в ходе самостоятельной деятельности).

Цель: учить выполнять игровые действия, воспитывать аккуратность, опрятность.  Побуждать детей слушать стихотворение, сопровождаемое показом игрушек. Развивать умение отвечать на вопрос «Куда?». Обогащать словарь словами, обозначающими предметы посуды.

Методы и приёмы: воспитатель читает стихотворение С. Капутикян «Маша обедает», сопровождая чтение показом игрушек. Затем выясняет, кто ел, из чего ели собака, кошка, курочка и Маша, предлагает накормить героев стихотворения. Воспитатель уточняет у детей, что нужно надеть Маше, чтобы она не испачкала своё платье, что должна сказать, когда пообедает. Взрослый наблюдает за игрой детей.

 «Собираемся гулять» (общение в ходе подготовки к прогулке)

Цель: Развивать умение одеваться в определённом порядке, находить предметы по словесному указанию педагога. Формировать у каждого ребёнка уверенность в том, что его любят. Формировать умение излагать собственную просьбу спокойно, употребляя слова «спасибо», «пожалуйста». Воспитывать доброжелательность детей друг к другу.

Методы и приёмы: Воспитатель сообщает детям о том, что зайчик хочет посмотреть, как они собираются на прогулку. От имени игрушки спрашивает, умеют ли они одеваться, знают ли в какой последовательности это нужно делать. После ответов детей, все переходят в раздевалку. Во время сборов на прогулку воспитатель при необходимости оказывает детям помощь; просит их достать из шкафа ту или иную вещь. Побуждает обращаться детей друг с другом («Скажи Роме, чтобы не забыл застегнуть куртку», «Соня достань марку шарф» и т.п). В ходе общения педагог проявляет доброжелательность и отзывчивость по отношению к каждому ребёнку, напоминает способы вежливого обращения. От имени зайчика хвалит детей и предлагает взять его на прогулку и покатать на машине.

Дидактическая игра «Что пропало?» (общение в ходе самостоятельной деятельности).

Цель: продолжать знакомить детей с предметами личной гигиены (носовой платок, расчёска, зубная щётка, полотенце, горшок игрушечный). Вызвать желание участвовать в игре. Развивать внимание и память. Формировать доброжелательное отношение во время игры.

Методы и приёмы: воспитатель сообщает о том, что к детям в гости пришёл зайчик и принёс с собой чудесный мешочек. Воспитатель достаёт из мешка по одному предмету и просит детей назвать их и сказать, для чего они нужны. Когда все предметы будут названы, воспитатель говорит, что зайчик хочет поиграть с ними в игру «Что пропало?».

Педагог показывает 2-3 предмета, называет их, просит детей закрыть глаза и убирает (накрывает) один предмет (щётку). Дети открывают глаза и называют, что пропало. Игра проводится, пока дети не назовут все предметы. Воспитатель  или зайчик хвалят  детей за правильный ответ. По окончании игры педагог предлагает сделать зайчику причёску – завязать бант.

Подвижная игра с речевым сопровождением  «Не хотим мы больше спать».

Цель: Действовать по показу воспитателя. Способствовать активизации  речи. Обогащать двигательный опыт детей. Создавать у детей хорошее настроение.

 Ход игры. Дети образуют круг. В центре круга находиться воспитатель. Он показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют движения вслед за педагогом.

Мы проснулись рано утром, (шагают на месте)

Потянулись бодро, шумно.

(поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх)

Чтобы сон ушёл, зевнули,

Головой слегка тряхнули.

(выполняют наклоны влево-вправо.)

Разбудил нас бег на месте. (бегут на месте)

К ванне побежали вместе.

(выполняют упражнение «пружинка» руки на поясе)

Умывались и плескались.

Зубы вычистить пытались.

(выполняют круговые движения ладонями около лица)

Причесались аккуратно.

(гладят ладонями голову от макушки )

Приоделись все опрятно.

(выполняют руками движения от груди вниз)

Не хотим мы больше спать,

Будем весело играть.

(выполняют упражнение «пружинка», хлопают в ладоши)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

«Совместная деятельность воспитателя с детьми на май. Самостоятельная деятельность детей на май» (приложение к статье «Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)")

Данный материал является приложением к ранее опубликованной статье "Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)". В данной статье представлен практический мате...

Опыт работы по теме "Использование театрализованной деятельности по формированию ЗОЖ в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Представленный опыт работы помогает решить проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни через развитие творческих способностей в театрализованной д...

Картотека игр по самостоятельной деятельности детей для речевого развития ребёнка

Картотека разработана для самостоятельных игр детей по речевому развитию, с учетом темы недели календарного плана....

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам...

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей...