Консультация для воспитателей « Развитие познавательных способностей дошкольников средствами трудовой деятельности»
консультация (старшая группа)

Головачева С. М.

Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей дошкольников средствами трудовой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей « Развитие познавательных способностей дошкольников средствами трудовой деятельности»

Подготовила: Головачева С.М.

Проблема развития  познавательных способностей детей дошкольногог возраста – одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности, инициативности.

Формирование познавательных способностей следует начинать  именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Развитие познавательных способностей детей, а также становление  образных форм познания – это основная линия умственного развития дошкольников.

Основным  условием развития познавательных способностей детей дошкольного возраста является включения их в разные виды деятельности: игровую, учебно-познавательную, продуктивную, двигательную, трудовую.

В своей консультации я хочу вам рассказать, как с помощью трудовой деятельности развить познавательные способности у дошкольников.

Труд следует рассматривать как средство формирования познавательных способностей у детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми.

Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи.

В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.

Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения и мышления.

Каждое трудовое задание для маленького ребенка, как бы оно ни было элементарно, на первых порах представляет известную умственную задачу. Он должен понять, осознать, что ему нужно делать. В одних случаях он может принять предлагаемый план и способ действия, в других — сам определить этот способ.

По ходу выполнения трудовой операции ребенок должен воспринимать результат своего воздействия и оценивать его с точки зрения конечного образа. В связи с этим требуются достаточно сложная аналитико-синтетическая деятельность мышления, определенные сенсорные способности, умение элементарно планировать свою деятельность.

Труд требует от ребенка разностороннего использования своего опыта. Для того чтобы дети трудились охотно, необходимо дать им понять значение труда людей, важность его для общества. Следует обогащать представления детей о том, где, как, для чего работают разные специалисты, рассказывать им об орудиях, инструментах, машинах и материалах, которыми и над которыми работают люди разных профессий. Надо раскрывать им пользу труда каждого, показывать, в чем радость труда и в чем трудность работы. Огромное образовательно-воспитательное значение имеет показ детям тех взаимоотношений, которыми трудящиеся связаны между собой.

Педагогу нужно  уметь отбирать наиболее пригодные для достижения поставленной цели приемы, инструменты, материалы; уметь определять, какие действия и в какой последовательности нужно выполнять.

Труд, связанный с активной познавательной деятельностью детей и новыми знаниями, формирует стойкий познавательный интерес.

Выделяются следующие виды детского труда:

• самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

• хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

• труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

• ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).

Площадкой для обогащения познавательных способностей могут быть моменты самообслуживания, которое обладает наиболее очевидными возможностями в этой области. Кроме того, понимание детьми необходимости овладения такими умениями  обусловливает их заинтересованность, стремление к правильному выполнению действий.

Хозяйственно-бытовой труд — труд в основном будничный, постоянный. И здесь встают две задачи: с одной стороны, следует постепенно внушать детям, что если даже дело не очень интересно, его следует выполнять, так как оно имеет большое значение для поддержания постоянного порядка в групповой комнате, раздевальной, на участке. С другой, стороны, надо использовать приемы, вызывающие эмоциональный подъем. Они с удовольствием выполняют задания, подражают тону и действиям своего наставника. Подведение итогов работы также должно сопровождаться эмоционально яркой оценкой.

Ручной труд - изготовление изделий из различных материалов: бумаги, картона, ткани и т.д. Этот вид труда развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, наблюдательность, формирует полезные практические навыки, представления о свойствах материалов, интерес к труду, стремление выполнить работу как можно лучше.Изготовление подарков для родных и друзей имеет большое значение в нравственном воспитании (приучает проявлять внимание к людям, которые окружают, работать для того, чтобы сделать им приятное).

Труд в природе имеет особую познавательную основу, т.к. знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в свою очередь, помогает в установлении причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям. Таким образом, труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассматривали семена (форму, размер, цвет), перед посадкой (пикировкой) рассады повторили названия частей растения (стебель, листья, корни).

По мере овладения более совершенными способами выполнения трудовых операций развивается наблюдения — умение видеть существенные качества предмета.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Но детей необходимо не просто приучать трудиться, а нужно воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен.

При планировании трудовой деятельности дошкольников следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности. Мысленное представление процесса и условное выполнение его оказывают положительное влияние на реальное выполнение трудового задания. Здесь перед воспитателем стоит задача – направить внимание детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату (меньшая затрата сил, времени, лучшие удобства).

Таким образом, педагогически организованный труд детей имеет огромные возможности не только для формирования их познавательных способностей, но и для всестороннего развития: развития его движений, развития целеустремленности, настойчивости, воли, высших человеческих чувств и лучших нравственных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники аппликация"

Развитие творческих  способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники аппликации  Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательных способностей дошкольников"

В консультации предложены задания, которые помогают воспитателю в организации детских исследований....

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в соответствии с требованиями ФГОС»

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования в соответствии с требованиями ФГОС»...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»

Рассмотреть с педогогами какое влияние на развитие творческих способностей детей оказывает изобразительная деятельность....

Консультация для воспитателей Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.Все дети любят рисовать. Испытывая, интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. ...

Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»

Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интере...