Проект "Большие права - маленькому человеку"
проект (средняя группа)

Иваненкова Анна Владимировна

Актуальность проблемы

Ребенок  приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок  верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенцию о правах ребенка  называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права  каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту  и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.
"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребёнка", принятые ООН, - основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция – провозглашает ребёнка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребёнка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребёнка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее”. (Джеймс Грант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bolshie_prava-malenkogo_rebenka.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №3

городского конкурса социально-значимых

педагогических проектов

среди педагогов дошкольных

образовательных организаций

города Смоленска

Городской конкурс

Социально-значимых педагогических проектов

Среди педагогов дошкольных образовательных организаций

города Смоленска

                                  Иваненкова Анна Владимировна___________________  

                                                     Воспитатель___________________________    

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение____   

     "Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города Смоленска.___________ 

    Социально-значимый проект «Большие права – маленькому человеку»__

2022 год

Актуальность проблемы

Ребенок  приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок  верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенцию о правах ребенка  называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права  каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту  и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.
"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребёнка", принятые ООН, - основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция – провозглашает ребёнка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребёнка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребёнка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее”. (Джеймс Грант)

Но для того чтобы права ребенка были на самом деле защищены, недостаточно просто написать их на бумаге: надо, чтобы каждый ребенок знал о них и умел себя защищать. Поэтому для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно создавать условия для их практического применения.

Все выше сказанное говорит о том, что тема моего проекта является актуальной.

Основным способом для организации учебной деятельности по данному проекту, мною был выбран Лэпбук. Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования. Для ребенка Лэпбук это - помощник в понимании и запоминании информации по изучаемой теме. В нем собраны карточки с заданиями, которые очень наглядны и понятны для дошкольников. Все занятия взаимосвязаны, последовательны и построены таким образом, что на каждом занятии мы будем опираться на задания и карточки из каждого раздела.

Организуя занятия по данному направлению, я основывалась на ведущих для дошкольников видах деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Вся запланированная работа содействует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя преобразился в активного участника.

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Цель проекта: формирование у детей основ социально - правового сознания, воспитание нравственно – патриотических чувств.

 Задачи проекта:

  1. Изучить нормативно-правовые документы по правам ребёнка.
  2. Познакомить дошкольников с их правами и обязанностями.
  3. Представить информацию о правах и обязанностях детей наглядно на примере сказок, пословиц и рассказов.
  4. Провести консультацию с родителями о знании прав ребенка.
  5. Воспитать уважение к правам и обязанностям.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники средней группы, родители.

Тип проекта: информационный, социально-значимый.

Принципы:

- Системный подход;

- Планомерность и непрерывность;

- Развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка;

- Целостность подхода педагогов и родителей к формированию правового сознания детей дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта: краткосрочный,  в течение одной недели.

Ожидаемые результаты проекта:

- Повышение уровня правового воспитания детей.

- Формирование навыков нравственно - патриотического поведения.

- Повышение социальной компетентности дошкольников.

- Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

- Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

- Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

1этап - Разработка проекта:

1.Подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу, музыкальное сопровождение.

2. Подобрать иллюстративный и дидактический материал.

3. Подготовить материалы, атрибуты для дидактических игр и развлечений.

4. Подобрать материалы для ИЗО и продуктивной деятельности.

5. Составить перспективный план мероприятий.

6. Подготовить сценарии – развлечений  в рамках краткосрочного недельного проекта: «Большие права – маленькому человеку». 

7.Подготовить презентацию по теме «Права-ребенка».

8. Подготовить Лэпбук  по правам ребенка.

2 этап - Выполнение  проекта:

Раздел программы, формы и методы работы:

Игровая деятельность:

- Организация настольно-печатных и дидактических игр в свободное время: «Мои права», «Сундучок волшебных слов», «Золотые правила морали» и др. (карточки для игр из Лэпбука)

Познавательное развитие:

- «Обязанности ребенка» (карточки для занятия из Лэпбука)

- Историческое путешествие по правам ребенка (карточки для занятия  из Лэпбука)

- Беседы о правах детей с родителями.

Социально-коммуникативное развитие:

- Игра (драматизация) «Дружная семья»

Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.

- Игра «Спасатели»

Цели:

- Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.

- Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки

Речевое развитие:  

- Ознакомление с художественной литературой:

Знакомство детей с пословицами и поговорками о семье, чтение стихов и отрывков литературных произведений, сказок, в содержании которых заложена информация о соблюдении прав детей (Карточки-задания из Лэпбука: «Права в сказках», «Стихи о правах ребенка», сказка «У ребенка есть права», пословицы).

Художественно-эстетическое развитие: рисунок «Моя семья», раскраски по теме.

 Продуктивная деятельность: Воспитатель: создание Лэпбука, посвящённому соблюдению прав ребенка, оформление папки-передвижки «Большие права – маленькому человеку», презентация: «Права-ребенка».

Дети: рисунок «Моя семья», участие в игре-драматизации  «Дружная семья» (выбор ролей, подготовка атрибутов совместно с родителями)

Дидактические игры: «Сказочный полицейский», викторина.

Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям других детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.

Работа с родителями: анкетирование родителей по теме знаний о правах ребенка, беседа, оформление информационного уголка «Большие права – маленькому человеку»

3 этап: Заключительный.

1. Оформили детский уголок, посвящённый защите прав детей.

2.Оформили уголок для родителей на тему: «Большие права – маленькому человеку».

3. Презентация проекта.

Перспективный план мероприятий посвящённых проекту:

Мероприятие

Участники

Способ реализации

Показ презентации на тему «Права ребенка»

Воспитатель и дети средней группы

Подбор материала, создание презентации.

Ориентация на Лэпбук (карточки «Обязанности ребенка»,  историческое путешествие по правам ребенка)

Подвижная игра: «Спасатели».

Организация настольно-печатных и дидактических игр в свободное время

Воспитатель и дети средней группы

Организация игры, подготовка атрибутов совместно с родителями.

Беседа: «Мои права

и обязанности»

Воспитатель и дети средней группы

Проведение интегрированной  беседы с использованием Лэпбука и организация подвижных и дидактических игр: «Сказочный полицейский», викторина.

Беседа и анкетирование родителей.

Организация настольно-печатных и дидактических игр в свободное время

Воспитатель, дети средней группы и родители

Составление анкет для родителей.

Изготовление папки передвижки посвященной  правам  детей.

Творческая деятельность, по теме (рисование): «Моя семья»

Игра-драматизация «Дружная семья»

Воспитатель и дети средней группы

Рассматривание иллюстраций, беседа о семье.

Организация игры, подготовка атрибутов совместно с родителями.

Достигнутые результаты:

  1. Формирование у детей азов правовой культуры; навыков общения; чувств самоуважения и уважения к другим; развитие у детей способности рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  2. Понимание детьми информации, которая могла бы уберечь их от насилия и несправедливости со стороны взрослых.
  3. Формирование организационно-правовой основы взаимодействия родителей, детей, воспитателей.
  4. Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей.
  5. Приобретение теоретического опыта в работе по правовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.
  6. Наработка дидактического материала.
  7. Повышение уровня правовой культуры родителей.

Список использованной литературы:
1. , Я –ребенок, и я имею право.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009-96с
2. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. - «Ребенок в детском саду».- №3.- 2008 С.39 – 45.
3. Воспитывая маленького гражданина... Практическое пособие для работников ДОУ, - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошкольника).
4. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – М.: РИОР, 2007
5. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2008 (Правовая библиотека).
6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
7. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. (Развитие и воспитание дошкольника)
8. Я и моя семья - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. (Серия «Малышам о Родине»)
9. Беседы о правах ребенка. - Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Приложение

Анкета для родителей «Права ребёнка»

1.Ваш возраст

  • 20-25 лет
  • 26-30 лет
  • 31-35 лет
  • 36-40 лет
  • 40 лет и старше

2. Количество детей в семье

  • один
  • двое
  • трое
  • более

3. Считаете ли вы проблему прав ребёнка в нашей стране и в городе актуальной?

  • Да
  • Нет

4. Знакомы ли вы с «Конвенцией о правах ребёнка»?

  • Да
  • Нет

5. Какие права, на ваш взгляд, имеют дети?

  • На защиту
  • На здоровье
  • На семью
  • На игру
  • На помощь
  • Все вышеперечисленное  

6. Кто должен защищать права ребенка?

  • Государство
  • Образовательное учреждение
  •  Родители/опекуны
  • Полиция

7. Какой из перечисленных пунктов вы считаете нарушением прав ребёнка:

  • Ограничение в свободе движений
  • Пребывание несколько часов без родителей дома
  • Применение родительской силы

8. Что для вас означает словосочетание «счастливое детство»?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

9. Соблюдаются ли права ребёнка в детском саду?

  • Да.
  • Нет

10. Хотели бы вы воспитывать своих детей так как воспитывали вас?

  • Да         Нет

11. Знает ли ваш ребенок границы дозволенного поведения? 

  • Да
  • Нет
  • Не задумывался об этом

12. Существует ли для вашего ребёнка физическое наказание в случае нарушения этих границ или правил? 

  • Да
  • В отдельных случаях
  • Неприемлемо ни при каких обстоятельствах

13. Какие меры пресечения используются вами в случае нарушения ребёнком принятых в вашей семье границ и правил?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Что вынуждает вас использовать жёсткие меры воспитательного воздействия?

  • Конкретная ситуация
  • Особенность вашего характера (вспыльчивость, раздражительность)
  • Бессилие, незнание другого способа воздействия на ребёнка

15. Какие права у вашего ребёнка в семье?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

16. Какие права имеет ваш ребёнок в детском саду?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

17. Можно ли считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

18. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций, куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию?

  • Да
  • Нет

Спасибо Вам за искренность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Большие права маленького человека"

Цель: знакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей....

Большие права маленького человека

Цель: обобщить и расширить знания детей об их гражданских правах и обязанностях...

Конспект занятия для старших дошкольников по правовому воспитанию из проекта "Права маленького Человека"

Данное занятие направлено на формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Может быть использовано в рамках деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательно...

Родительское собрание "Большие права маленького человека"

Знакомство родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей....

Консультация для родителей "Права маленького человека".

laquo;Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообщес...

"Большие права маленького человека"

Права и обязанности ребенка и родителей...

Большие права маленького человека

Большие права маленького человека.Ребенок учится тому, чему его учит жизнь (Барбара Л. Вульф) Документы, регламентирующие Права ребенка: - Декларация прав ребенка;- Конвенция ООН о правах ребенка; - В...