Мастер класс для педагогов " Развитие мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста"
материал

Геляна Окаджиева Сюкаевна

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов о развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс для педагогов23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов о развитии мелкой моторики рук у детей раннего возраста

. Задачи

 1. Рассмотреть теоретические понятия о моторики рук

. 2. Продемонстрировать возможности применения игр, упражнений, массажа для развития мелкой моторики рук. Предварительная подготовка: • Оформление практических рекомендаций для педагогов • Подбор и изготовление пособий и игр по теме Оборудование и материалы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, игрышнуровки, игры на застѐгивание и расстѐгивание, различные виды бус (для нанизывания, пинцет, пипетка, «сухие бассейны» - ѐмкости, наполненные горохом или фасолью, карандаши

: и т.д.).

                                         Ход мастер-класса

 Этапы Деятельность мастера Деятельность ученика Организационный Педагоги сидят за круглым столом.

  1. Приветствие 

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Прошу отвечать «Да» или «Нет»

Хочу я услышать честный ответ,

Детей вы любите? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Все мы знаем, что для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, вот мы сейчас с вами и поиграем.

Тема нашего мастер-класса «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

 Мне хотелось бы начать наш мастер-класс со слов педагога В.А. Сухомлинского, который сказал, что…«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев». Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью…

Давайте будем вместе приобщаться и постигать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой пальцевой моторики.

Сегодня на мастер-классе я бы хотела с вами поделиться знаниями и умениями в области развития мелкой моторики у детей и возможности его применения в ДОУ.
Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.
Чтобы ребенок благополучно и активно развивался, чтобы речь была правильной, в чем же тут секрет? Оказывается, все дело в пальчиках, а точнее, в хорошо развитой мелкой моторики. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторки у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

При проведении пальчиковых игр, тренировать ручку ребёнка нужно мягко, но достаточно энергично; пальчики сжимать тоже энергично. Напевать или проговаривать – ритмично. Двигать ручками и пальчиками нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий, и как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.

Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувства ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушения письма (пропуска гласных).

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в народе так много пословиц и поговорок, связанных с руками. Предлагаю вам вспомнить их.

Игра «Назови пословицу или поговорку».

Я спрашиваю, вы отвечаете.

Как говорят о человеке все умеющем? «Мастер на все руки»

Как говорят об умелых руках? «Золотые руки»

Как говорят, когда просят сказать что-то честно? «Положа руку на сердце»

Как говорят, когда хотят поддержать кого-либо? «Обеими руками «за».

Как говорят, когда человек делает все по-своему? «Своя рука – владыка».

Как говорят, когда хотят подчеркнуть, что кто-то пользуется в своих корыстных целях результатами чужого труда? «Чужими руками жар загребать».

Как говорят о человеке, который не может что-то сделать? «Руки растут не оттуда»

Как говорят, когда быстро проходит недуг? «Как рукой сняло»

Как говорят, когда объект находится близко? «До дома рукой подать»

Как говорят о человеке, который любит словами решать чужие проблемы, давать советы? «Чужую беду руками разведу»

Как говорят, когда человек отказывается присушиваться к здравому смыслу? «Руки опускаются»

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

                                                    Практическая часть

 Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. • • Различные игры с пальчиками:

Этот пальчик – мамочка        Эн хурhн-аав

 Этот пальчик – папочка        Эн хурhн-ээҗ

Этот пальчик – бабушка        Эн хурhн-эцк

 Этот пальчик – дедушка        Эн хурhн-эк

Этот пальчик – я                     Эн хурhн-би

 Вот и вся моя семья!            Мини өрк-бүл-ни!

 Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

• Игры с прищепками:

1). Массаж прищепками Бельевой прищепкой поочерѐдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: Выполняют действия в соответствии с упражнениями

Сильно кусает котѐнок-глупыш,

 Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!». 

2 «Найди прищепки» Можно рассредоточить по квартире в разных местах прищепки, прикрепив их на ковер, на покрывала кроватей, на книгу, край стола, веревку, куртку, висящую в коридоре и т. п. Ребенку нужно идти по квартире и отыскивать все «спрятавшиеся» прищепки.

Игры с бусинами, пуговицами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

 Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю

Игры с макаронами (нанизывание) •

Перед вами на столе разноцветные макароны,Нанисываем на веревочку макароны.Это упражнение с детьми можно повторить цвета

Игры с пробками от бутылок: (Упражнение проводится с педагогми). Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

 «Мы едим на лыжах,

мы мчимся с горы,

 мы любим забавы снежной зимы».

Игры – шнуровки: Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразие шнуровок представлено на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий

. • Игры с сыпучими материалами Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли). Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом:

 Месим, месим тесто, Будет в печи место.

Будут – будут из печи Булочки и калачи.

Игра «Помоги Золушке»

Цель: развитие тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук, развитие мелкой моторики; внимания, памяти.

Руководство: Воспитатель рассказывает детям о том, что злая мачеха Золушки перемешала фасоль и горох и заставила бедную девочку, навести порядок. А Золушке так хочется попасть на королевский бал! Предложить детям помочь Золушке перебрать крупу. А затем составить небольшой рассказ на тему: «Как я помогал Золушке».

Комканье платка — берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками. «У меня живѐт проглот – Весь платок он скушал, вот!» Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Хочу вас познакомить с игрой

Дидактическое пособие «СЕНСОРНЫЙ КУБ»

 Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспитывать малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

 Для изготовления пособия потребуется: 6 решеток для раковины, нитки, коробочки от киндер – сюрприза, прищепки, скрепки, резинки, ленточки , шнуры , пластмассовые шары, , бусы , пуговицы , кусочки тканей, пробки от пластиковых бутылок, горох, фасоль , гладкая и шершавая бумага.Куб изготавливают из шести решеток для раковины, соединенных при помощи ниток или лент. Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить звоночки. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер -сюрпризов, скрепки .

                                   Варианты заданий

 «Помощники». 

Задачи: развивать память, внимание, речь, мелкую моторику.

 Дети прищепляют на куб прищепки, можно вместе с лоскутком ткани и говорят: Белье на веревку Вешали ловко. Дома маме помогали и нисколько не устали.

 «Скалолаз». Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание. Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной , то другой рукой , а можно и двумя одновременно, говоря: Скалолаз наш очень ловкий Лезет в гору без страховки.

«Косички у сестрички». Задачи: Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, воображение. Ребенок плетет из веревочек косичку, завязывает бант со словами:

Я своей сестричке заплету косички,

 Бант Танюшке завяжу, Всем ребятам покажу

. «Футбол». Задачи: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, речь, память, воображение; воспитывать умение играть сообща. В игре участвуют один или несколько детей. Просовывая фломастер или карандаш в отверстие необходимо попасть по шару, приговаривая:

 Буду я играть в футбол и забью в ворота гол.

 «Мамины бусы». Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память. Малыш на шнурок нанизывает бусы со словами: К маме Миша приходил, Маму в бусы нарядил. Бусин много раз, два, три – Как красиво, посмотри.

  Заключительный

4. Подведение итогов (рефлексия) 

Свое выступление мне хотелось бы закончить словами великого педагога К. Д. Ушинского: «Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

какие средства и упражнения помогут ребёнку в развитии мелкой моторики...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.Застегивание пуговиц, завязывание узелков, ...

Мастер-класс по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс по теме:  «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста  через разные виды деятельности»Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов...

Мастер – класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой мотори...