Масленица - блиноедка (краткосрочный проект)
проект (старшая группа)
Краткосрочный проект "Масленица - блиноедка" поможет педагогам подготовить и организовать работу с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению детей к традициям проведения народного праздника Масленица, его значением, символами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa_starshaya_gruppa.docx | 222.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Беловского городского округа
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»
(МБДОУ детский сад № 60 города Белово)
«Масленица – блиноедка»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
авторы:
воспитатели: Балюкова М.Л.
Зайцева Н.В.
соавтор:
музыкальный руководитель: Данищук Н.А.
2022 г
Эпиграф проекта:
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети. (Т. Кайзер)
ПАСПОРТ КРАТКОСРОЧНОГО ПРОЕКТА
Возрастная группа | Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет. |
Интеграция образовательных областей | «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
Участники проекта | Музыкальный руководитель Воспитатели старшей группы. Дети – старшей группы № 11 «Радуга» |
Сроки реализации проекта | Одна неделя |
Вид проекта | Игровой, творческий |
По степени участия | Групповой |
Виды детской деятельности | Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательно – исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная. |
Гипотеза | Если мы будем праздновать Масленицу, то много узнаем о традициях и обычаях русского народа. |
Актуальность | Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период первой недели марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. А разучивание с детьми русских народных песен, хороводов, материала устного фольклорного жанра, посвященного народному празднику Масленица, способствует эстетическому воздействию. Здесь раскрывается красота души русского народа, воспевается любовь к природе, проявляется любовь к ближнему. Поэтому и возникла идея в проведении масленичной недели «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят. |
Цель | Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. |
Задачи | Образовательные - Продолжать знакомить детей с русским народным праздником масленица, его значением, символами, традициями. - Продолжать знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, песни, заклички и др.) - Обогащать духовный мир детей. Развивающие - Развивать мелкую моторику, творческие способности. Воспитательные - Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях. |
Этапы реализации проекта | 1 этап: Информационный, подготовительный: - разработка проекта определение гипотезы и проблемы проекта; - постановка цели и задач; - определение форм и методов работы; - сбор информации, литературы, дополнительных материалов; - работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; 2. этап: Практический (реализация проекта) 3.этап Заключительный (обобщающий) Проведение развлечения для детей старшей группы. Планируемые результаты достигнуты. |
Взаимодействия с родителями | Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии детей – развитие самостоятельности, инициативности и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей родительской практике. Домашние задания: заучивание с детьми масленичных закличек и частушек Поместить в уголке для родителей информацию о влиянии русской народной песни на нравственно-эстетическое воспитание детей, о месте народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. |
Проблема проекта: | Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. |
Средства которые использовали при реализации проекта | «Масленица» - наряженная кукла из бумаги и соломы. Костюм для воспитателя: кокошник, русский платок, сарафан. Костюмы для детей: сарафаны, юбки, косыночки, платочки, фуражки. Видео-фильм «Смешарики – Масленица.м\ф « Масленица пришла» Видеоролик: «Широкая Масленица» Техническое средство обучения: ТV, фотоаппарат. Спортивное оборудование: канат, мячи прыгуны, муляжи блинов, тарелочки, обручи. Музыкальный репертуар: Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус.нар.мел., «Масленичные частушки», русские народные наигрыши. Музыкальные игры: «тень, тень, потетень» ру.нар.мел., «Горелки» р.н.м. |
Ожидаемые результаты проекта |
|
Содержание предварительной работы | - работа по сбору информации об истории праздника, её обработке и поиску недостающей. - организация предметно – развивающей среды |
Формы и методы организации совместной и самостоятельной деятельности педагогов и детей | Форма проведения: групповая, индивидуальная, подгрупповая. Мотивация: Создание неожиданности Словесный метод: рассказ, беседа, наблюдения Наглядный метод: показ фотоматериалов, иллюстраций, видеоматериалов, презентация Практический метод: игры, упражнения, повторение, выполнение поручений Продуктивный метод: экспериментирование, рисование, лепка, конструирование. |
Содержание | Понедельник. «Встреча» 1 половина дня. Утро. - Беседа «Праздник «масленица. Первый день». Встреча с куклой Масленицы. Знакомство детей со значением и обычаями праздника с помощью электронной презентации «Широкая масленица». - разучивание масленичных закличек; частушек: «Как на масленой неделе…. - игра- хоровод «Если нравится тебе то делай так…» Прогулка Игры с куклой Масленицы ( катание ее на качелях, игры соревновательного характера, П/и «Перелетные птицы». Народная подвижные игра « «Снежная крепость» 2 половина дня. Загадки о весне и зиме Кукольный театр «петрушечные комедии» Вторник «Заигрыш» 1 половина дня. Рассматривание иллюстраций «Масленица» Разучивание пословиц и поговорок о Масленице, загадок о блинах. Прогулка. Игры с куклой Масленицы ( катание ее на качелях, игры со снегом. Народные подвижные игры « Ниточка, иголочка и узелок», «Ловишки». 2 половина дня. Рисование «Широкая масленица». Просмотр мультфильма: «Смешарики. Масленица пришла». Среда «Лакомка» 1 половина дня Беседа: «беседа какие угощения подавались в среду» Развлечение « Лакомка». (Приложение 1) Прогулка Игры с куклой Масленицы (катание ее на санях, качелях). Игры со снегом. Народные игры: «Царь горы», «Гори, гори, ясно», «Карусель». 2 половина дня. Лепка «Плюшка и бараночки». Конкурс частушек «Как на масленой неделе…» Четверг « Разгуляй» 1 половина дня. Познавательная беседа: «Масленичные обереги» Подражательные игры: «Ровным кругом», «Ты катись веселый бубен». Прогулка. Развлечение: «Проводы зимы. Прощание с Масленицей». (Приложение 2) Народные подвижные игры: «Гори, гори, ясно», «Карусель». Катание с ледяной горки. |
Достигнутые результаты | Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности. Дети ближе познакомились с традициями родного города. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Анализируя результаты проекта, мы узнали:
Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – приобщить детей к национальной культуре, развить интерес к русскому народному творчеству, сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Тем самым цель достигнута. Задачи выполнены. |
Используемая литература:
1. Материалы из периодических изданий
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 4-5 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей среднего дошкольного возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
2. Интернет - источники
7. Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html
8. Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621
Приложение 1
Развлечение «Лакомка»
Для детей 5-6 лет.
«Лакомка» (третий день Масленицы)
Воспитатель в роли Матренушки встречает детей в зале: Проходите! Проходите! Все на праздник поспешите! Мы сегодня не скучаем! Праздник радостно встречаем!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте еще раз сегодня
поздороваемся с друг с другом.
Пальчиковая игра «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Воспитатель: Собирайся, народ!
Сегодня вас интересное ждет!
Игры, забавы, веселье и смех,
Праздника хватит у нас для всех.
Воспитатель: Сегодня мы собрались в этом красивом зале, чтобы Масленицу отмечать, зиму провожать. На масленицу я вам испекла блины. Блины не простые, с загадками. Попробуйте их отгадать.
Игра «Блинчики с загадками.
Загадки:
- Выше леса, краше света,
Без огня горит.
(Солнце)
- Праздник мой
Лишь раз в году
На недельку к вам приду.
Радость всем я принесу
И блинами угощу.
(Масленица)
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
- Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
(Блин)
- Нелегко иногда
Забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно.
(Снежная горка)
- Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
- Зимой забава есть одна.
В ней меткость, ловкость всем
нужна.
А как «снаряды» называешь,
Что лепишь и в друзей бросаешь?
(Снежки)
- На шесте стою,
Свысока гляжу
Тело, руки, голова.
Все из соломы, у меня.
Обрядили, принесли
И в последний день сожгли.
(Чучело масленицы)
- Мне побегать бы по полю:
Я люблю простор и волю.
Не нужна мне колбаса!
Дайте сена и овса.
(Лошадь)
- Без него не обойтись,
Чтоб блины все удались,
Тесто, прежде чем месить,
Его нужно прикупить,
Сей продукт, дает корова,
Он на солнышке блестит.
Улучшает вкус он блинный,
В холодильнике лежит.
(Масло)
Воспитатель: А вы знаете, что на масленицу нужно обязательно в снежки поиграть? Без этого не уйдёт зима, не наступит весна.
Игра «Снежки»
Воспитатель: Ребята сегодня среда. Этот день на масленице зовётся Лакомка? А какая Масленица без блинов? Я предлагаю вам испечь блины. Для этого делимся на две команды. У вас в руках у каждого «блинчик», его нужно забросить на «сковороду» (обруч), чья команда испечёт больше блинчиков, та и победила.
Эстафета «Метание блинчиков на сковороду» Молодцы!!!
Воспитатель: А сейчас предлагаю немного попрыгать на мячике, кто быстрее?
«Эстафета на мяче»
Воспитатель:
Испокон веков на Масленицу русский народ любит играть в народные игры. Мериться силой, проявлять выдержку. Вот и я вам предлагаю помериться силой в русской народной игре «Перетягивание каната». Выходите, сильные, да смелые!
Берись дружно, не будет грузно (пословица).
Игра «Перетягивание каната». (Звучит песня «Богатырская сила»)
Воспитатель: Молодцы!
Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.
Воспитатель: Знаю я игру замечательную, «Карусель» солнце ее любит и весне понравится.
Проводится Игра «Карусель»
Воспитатель: Вот и подошел наш праздник к завершению, нужно проводить Зиму, а то ей уже жарко!
До свидания, Зима,
ждем тебя в следующем году.
А Весну расцелуем,
чтоб снами осталась.
Воспитатель: А какая же Масленица без лакомства!
Ведь сегодня день «Лакомки»
Масленицу провожаем, весну встречаем и всех сегодня
угощаем!
Отведайте наши сладости!
Воспитатель выносит на подносе сладости для детей и угощает их.
Приложение 2
Развлечение на улице «Проводы зимы»
Для детей 5-6 лет.
«Разгуляй» (четвёртый день Масленицы)
Воспитатель (может быть в русском народном костюме) выводит детей на участок.
Воспитатель. Добрый день ребята!
У нас сегодня – Разгуляй!
Четвёртый день Великой Масленицы!
Масленица! Масленица! Широкая Масленица!
Гостья нагостилась, с зимушкой простилась,
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, они весну кликают!
Кончилось весельице – беритесь за дельце!
Коль пришёл зиме конец, заготовили колец.
Из кольца в кольцо скачите, свою ловкость покажите!
Проводится соревнование «Прыжки из кольца в кольцо».
Воспитатель
А теперь посмотрим, какие вы внимательные. Я называю предмет. Если он
может летать, то вы говорите слово «летит» и поднимаете руки вверх, а если он летать не может – молчите и рук не поднимаете: «самовар…», «самолёт…», «воробей…», «муравей…», «комар…», «ворона…», «соловей…»…
Проводится игра «Летает – не летает».
Воспитатель А теперь скорей ко мне спешите и ленточки берите.
На Масляной неделе нельзя без карусели!
Воспитатель проводит игру «Карусели».
Воспитатель Дети, ой и жарко мне что то стало в вашем кругу,
вон, как солнышко греет.
А давайте поиграем в игру «Заморозь»
Сейчас я мороз позову
Ты приди к нам, Мороз! Ты ребяток поморозь!
Их за уши пощипли, заморозь их, замети!
Проводится игра «Заморожу».
Воспитатель:.Дети! Ох, и напустили холоду! Как же нам согреться? Может быть, Солнышко на помощь позовём? Слушайте волшебные слова:
Солнышко-колоколнышко!
Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди:
Нам Зиму провожать, нам Весну встречать!..
(Дети повторяют эти слова хором.) Появляется Солнышко.
Птички-невелички,
Высоко летите! Зиму проводите!
Весну встречайте! Холод провожайте!
Птички, летите, Весну принесите!
Воспитатель: Ну а сейчас ребята пришло время прощаться с масленицей.
Идет процесс сжигания масленицы и дети поют попевки «Гори – гори ясно».
Воспитатель: « С праздником ребята!» «Всех с весной»
Ну, а нам за стол пора. Все за мною, детвора!!!
Воспитатель сообщает детям что в группе их ждут горячие румяные блины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Масленица- блиноедка"
Для детей старшей и подготовительной групп....
Проект в младшей группе " Масленица-блиноедка"
Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа...
Проект по ознакомлению с традициями и культурой русского народа во 2- младшей группе на тему: « Масленица- блиноедка».
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы « Масленица». Масленица один из светлых празднико...
Проект "Масленица - блиноедка"
Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение дете...
проект "Масленица-блиноедка"
Повышение интереса к традициям русского народа (Праздник Масленица),Обогащать духовный мир детей...
Проект "Масленица - блиноедка"
Проект Масленица - блиноедка"...
Проект "Масленица - блиноедка"
Повышать интерес к традициям русского народа....