Программа по взаимодействию с родителями
рабочая программа (средняя группа)

Гребенчук Татьяна Александровна

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_vzaim_s_rod_21-22.docx48.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

ПРИНЯТА:

на заседании педагогического совета  

протокол №

 от «    »               2021 г.  

СОГЛАСОВАНА:

на родительском собрании группы общеразвивающей направленности №12

УТВЕРЖДЕНА:

 Приказом от «   »  _____

№  ____заведующего МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»__________

          (Е.Ю.Агафоновой)

Программа взаимодействия с родителями

группы общеразвивающей направленности для детей 4 -5 лет МБДОУ детский сад комбинированного вида

№3 «Ручеёк»

(срок реализации программы 2021 – 2022 уч. год)

Выполнила воспитатель 1 кв. категории:

                                                                                        Гребенчук Т. А.

г.о.г. Выкса 2021 год

Содержание

  1. Содержание…………………………………………………….2
  2. Введение………………………………………………………..3  
  3. Пояснительная записка……………………………………......4
  4. Актуальность…………………………………………………..5 – 6
  5. Цели и задачи………………………………………………….7
  6. Предполагаемый результат…………………………………...8  
  7. Основные направления реализации программы…………….9
  8. Информационно оценочный первый блок………………......10
  9. Второй блок – практический………………………………....11-12
  10. Контрольно- оценочный блок………………………………..13
  11. Оценка эффективности программы………………………….13
  12. Перспективное планирование………………………………..14 -18
  13. Программно-методическое обеспечение…………………....19

Введение

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В соответствии с Законом «Об образовании» и «Типовым положением о ДОУ», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».        Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Пояснительная записка.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Актуальность

Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е.А. Мухачёва

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

Цели и задачи

Цель: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

  • Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
  • Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
  • Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
  • Формировать позитивные формы общения.
  • Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
  • Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Предполагаемый результат

Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка. Осознание родителями значимости своей педагогической деятельности. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей. Рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению. Выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

Основные направления реализации программы.

  Реализация программы рассчитана для работы с детьми 4 - 5 лет.

Структурно – функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи

по вопросам развития ребёнка

                                 

Информационно – аналитический

блок

Практический блок

Наглядно – информационные формы

взаимодействия

Досуговые формы

Взаимодействия

Познавательные формы взаимодействия

Информационно-аналитический первый блок

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, «Почтовый ящик», изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Второй блок  практический

Цель: решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Досуговые

Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

Совместные досуги, праздники, например, «Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Наши замечательные папы», участие родителей и детей в выставках, конкурсах

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи.

Семинары-практикумы,  педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии.    

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Информационно – ознакомительная форма – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ, например, это Дни открытых дверей.

Информационно - просветительская форма – близка к задачам познавательных форм и направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, паспорт здоровья, листы-памятки, информационные стенды, выставка пособий,

библиотека игр и упражнений

Контрольно-оценочный блок

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

                                  Оценка эффективности программы

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы даёт положительный результат при работе педагогов по взаимодействию с семьёй.

Внедрение новых ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи наиболее эффективно.

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями группа № 12

на 2021-2022 учебный год

Сентябрь

Мероприятия

Содержание

Участники

Итоговый продукт деятельности

Коллективные формы работы

   Дистанционное родительское собрание: 

 «Особенности развития детей 4 – 5 лет»

              Повестка дня:

1. Речевое развитие детей через чтение художественной литературы.                                              2. Физкультурная форма.            3. Выбор родительского             комитета                                          4. Разное

Воспитатели, родители,

1.Протокол родительского собрания;

2. Сообщение;

4. Консультации для родителей

Индивидуальные формы работы

         Анкетирование:

«Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка»

       Консультации:

«Если ребенок дерется»

«Диалогическое общение» (речевой этикет)

Воспитатели, родители,

психолог

Методические рекомендации

Наглядные формы работы

Информационный стенд:

«Режим дня»

«Наша непосредственно образовательная деятельность»   «Объявления» и т. д.

Папка – передвижка «Осенняя пора – очей очарованье»

«Режим – это важно!»

Фотовыставка «Как я провел лето»

Воспитатели,

Методическая литература и рекомендации,

Октябрь

Индивидуальные формы работы

Консультация:

«Пальчиковые игры»,

«Сто тысяч почему».

Беседы «Одежда детей в          группе и на улице»

«Что и как читать ребенку дома»

Буклет «Артикуляционная гимнастика – это интересное занятие»

Воспитатели, родители,

логопед

Методические рекомендации

Наглядные формы работы

Информационный стенд:

 «Правильное питание»

«Речь детей 4 – 5 лет»

Фото коллаж «Вот это урожай!»

Воспитатели,

медсестра

Методические рекомендации и литература

Участие родителей в жизни группы и ДОУ

Осенний праздник

 Участие родителей в совместном создании с детьми фотографий

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Фотовыставка с осеннего праздника

Ноябрь

Индивидуальные формы работы

Консультации:

«Что такое «Сторисек» Развивающие игры для детей 4 - 5 лет»

Воспитатели, родители

Методические рекомендации

Наглядные формы работы

Информационный стенд:

«Без лекарств и докторов».

 «Прогулки в любую погоду и их значение»

«Роль родителей в

укреплении

здоровья детей и

приобщении их к

здоровому образу

жизни.»

Буклет о технологии «Сторисек»  Папка – передвижка «День матери»

Воспитатели, психолог, инструктор по физической культуре

Методическая литература и рекомендации

Участие родителей в жизни группы и ДОУ

Развлечение с мамами + мастер класс «Игольница»

Проект «Мамочка любимая!»

Воспитатели, родители

Фотоколлаж

 «Играем вместе с родителями»

Декабрь

Коллективные формы работы

Онлайн консультация: «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей».                                                                  «Что такое Буккросинг».                                  «На зарядку становись!»       Проведение совместных зарядок с родителями

Воспитатели, родители

Фоторепортаж,

рекомендации

Индивидуальные формы работы

Консультации:

«Что должен знать ребенок 4 - 5 лет»

«Я тебя не понимаю, скажи правильно!?»

Анкетирование:                  «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге».

Воспитатели, родители, логопед

Методические рекомендации

Наглядные формы работы

Информационный стенд:

«Зимние забавы»

 «Новый год стучится в двери»

Папка- передвижка «Зимушка - зима»

Воспитатели

Методическая литература и рекомендации

Участие родителей в жизни группы и ДОУ

Конкурс поделок. Подготовка к новогоднему утреннику. Изготовление атрибутов, костюмов к празднику.

Привлечение родителей к праздничному украшению группы.

Воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Новогодний утренник

Выставка поделок

Январь

Индивидуальные формы работы

Консультации:

«Выходной день вместе»              

«Как развить познавательный интерес у ребенка?»

Общение в системе онлайн – знакомство с центром речевого развития «Белоснежка и семь гномов».

Воспитатели, родители

Методические рекомендации

Наглядные формы работы

Информационный стенд:

 «Развитие речевого дыхания – это важно»

 «Загадайте мне загадку»

«Творчество Корнея Чуковского»

Воспитатели,

Методическая литература и рекомендации,

Участие родителей в жизни группы и ДОУ

Создание альбома по произведениям А. Барто 

Смотр – конкурс «Снежные постройки»

Воспитатели, Родители

Фото коллаж

Февраль

Индивидуальные формы работы

Онлайн консультация: «Дидактические игры по развитию речи».                             Консультации:                           «Роль отца в семейном воспитании».                                        «Сюжетно – ролевая игра в домашних условиях».

Воспитатели, родители

Методические рекомендации

Наглядные формы работы

Информационный стенд:

Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка».

 Папка - передвижка «День Защитника Отечества»

«Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок)

Папка – передвижка «Масленница».

Воспитатели, родители

Методическая литература и рекомендации

Участие родителей в жизни группы и ДОУ

Совместное развлечение «Папа может все, что угодно»

Совместная прогулка с родителями «Мы со спортом дружим!»

Воспитатели, родители

Фотовыставка «Самый лучший папа мой!»

Фотоколлаж.

Март

Индивидуальные формы работы

Онлайн консультация:              «Какие сказки читать ребёнку на ночь»                                   Консультации:                    «Весёлая математика дома»              «Какие игрушки нужны детям дошкольного возраста».                 «Правила безопасности для детей».

Воспитатели, родители

Методические рекомендации

Наглядные формы работы

Информационный стенд: «Нетрадиционные методы лечения простуды».

Буклет «Лук от семи недуг»

«Сон, как важная составляющая режима дня»

Папка – передвижка «Весна - красна»

Стенгазета «Мамочка, мамуля…»

Воспитатели

Методическая литература и рекомендации

Участие родителей в жизни группы и ДОУ

Совместная подготовка к весеннему празднику.

 Организация фотовыставки с рассказами о мамах.

Воспитатели, родители

Утренник 8 марта

фотовыставка

Апрель

Коллективные формы работы

Семинар- практикум:                                 «Учим стихи руками»                            Мастер – класс «Куклы - самокрутки»

Воспитатели, дети, родители

Выставка совместных  поделок

Индивидуальные формы работы

Консультации:

«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических  представлений у детей дошкольного возраста».

«Особенности развития речи ребенка».

«Воспитание ребенка начинается в семье»

«Колыбельная на ночь»

Воспитатели, родители

Методические рекомендации

Наглядные формы работы

Информационный стенд:

«Словесная игра по дороге в детский сад»

«Словарный запас детей 4 – 5 лет»

Воспитатели,

 родители

Методическая литература и рекомендации

Участие родителей в жизни группы и ДОУ

Изготовление самодельной книги «По стихам К.И. Чуковского».

Воспитатели, родители

Фотоколлаж

Май

Коллективные формы работы

Родительское собрание:

«Наши достижения»

Повестка дня

1. Подведение итогов работы; наши успехи;

3. О подготовке к летнему оздоровительному периоду.

4. Отчёт о работе родительского комитета

Воспитатели, родители

1.Протокол родительского собрания;

2. Сообщение;

3. Консультации для родителей

Индивидуальные формы работы

Консультации:

«Развитие творчества у детей»

«Так ли важно рисование в жизни ребенка»

Воспитатели, родители

Методические рекомендации

Наглядные формы работы

Информационный стенд:

«Особенности гимнастики после сна»

  «Игры на природе!»

Буклет «Активный отдых, это как?!»

Воспитатели, родители

Методическая литература и рекомендации

Участие родителей в жизни группы и ДОУ

Акция «Подарите книгу группе».

Подготовка участка к летнему периоду.

Воспитатели, родители

Выставка

Облагороженный участок

Программно – методическое обеспечение.

  1. Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй». Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002 – 120 с.
  2. Интернет – ресурсы: сайты maam.ru и nsportal.ru
  3. Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.2005)
  4. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995.
  5. Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  7. Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с №497.
  8. Монастырский В.А., Каримова Л.А. Курсовые и дипломные работы по социальной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и социальной работы.
  9. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272с.
  10. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2013, - 544 с.
  11. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 2012.
  12. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа социального взаимодействия с родителями

социальное взаимодейстия с родителями детей раннего возраста...

Программа по взаимодействию с родителями "Растим будущего школьника"

В программе описана каким образом можно помочь родителям преодолеть все трудности школьной жизни вместе с ребенком, необходимо в дошкольном образовательном учреждении организовать работу клуба “Растим...

Программа по взаимодействию с родителями

Цель: совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОУ.Задачи:  способствовать стимулировани...

Рабочая программа по взаимодействию с родителями "родитель - заместитель"

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то ...