«Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного края» /из опыта работы/
материал (старшая группа)

Кострюкова Ирина Викторовна

Каждый народ имеет свои корни. Это-язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка и истории своих предков, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру и историю других народов? Думается, что нет.

Именно в дошкольном возрасте важно приобщение личности к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotich._vosp-e.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

        Каждый народ имеет свои корни. Это-язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка и истории своих предков, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру и историю других народов? Думается, что нет.

Именно в дошкольном возрасте важно приобщение личности к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом.

Уже несколько лет я в своей работе делаю акцент на краеведческий принцип образования. Поставленная мною цель: построение качественного образовательного процесса, направленного на введение личности ребёнка-дошкольника в мир истории, культуры, духовной атмосферы родного края.

Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:

- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем;

- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- Воспитание здорового образа жизни;

- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

В помощь себе самой я разработала перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с г. Саранском, который включает в себя такие темы, как «История г.Саранска», «Символика Мордовии и России», «Мордовский этнос», «Знакомство с памятниками, театрами, музеями» и др.

Следующий этап - проведение диагностики. Начиная работу по воспитанию любви  к родному краю у дошкольника, необходимо проанализировать качество знаний детей о родном крае, продумать этапы работы, направленные на рациональное донесение материала.

Успех патриотического воспитания детей во многом зависит от атмосферы, которая царит дома. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания,  было проведено анкетирование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников». Ответы родителей помогли определиться с направлениями работы по данной теме.

В нашей группе создана предметно-окружающая среда, которая в достаточной мере позволяет детям ощутить связь с историческим прошлым через предметы быта, есть куклы в национальных костюмах, папка-передвижка о достопримечательностях г. Саранска, оформлены альбомы: «Мордовия моя!», «Саранск вчера, сегодня и завтра», «Достопримечательности Саранска», «Мордовия спортивная», «Они сражались за Родину», «Красная книга Мордовии»

и др., имеется литература как детская художественная, так и о знаменитых людях Мордовии, о предприятиях, историческая литература.

В своей работе по краеведению использую примерную региональную программу дошкольного образования «Мы в Мордовии живём». Работа по данному направлению проходит через все виды детской деятельности, также  на занятиях и вне их.

В процессе знакомства детей с историей и культурой России в целом и Мордовии в частности использую различные методы и приёмы: словесные - беседы, рассказывание, заучивание,    чтение художественной литературы, самостоятельное рассказывание и сочинение детьми творческих и описательных рассказов; наглядные – показ и рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, показ презентаций.

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в форме тематических выставок.

        Учитывая ведущую деятельность детей, использую различные виды игр в краеведческой работе. Это ряд дидактических игр по ознакомлению с природой края, с улицами города, профессиями («Узнай и расскажи», «Кто где живет», «Назови улицу», «Что где находится», «Угадай профессию»,  «Собери картинку из частей», «Назови памятники города Саранска», «Узнай по описанию», «Вредные – полезные советы» и др.

Сюжетные -  «Моя семья», «Путешествие по городу Саранску». Также использую подвижные игры и игры со строительным материалом. Детям очень интересна  тема «Удивительный мир вещей». Это путешествия в прошлое иголки, телефона, часов и. т.д. После занятий и бесед обычно предлагаю детям нарисовать или сделать аппликацию на темы: «Нарисуйте, какие часы вы бы хотели иметь?», «Украсьте сарафан, фартук, головной убор».

Также дети слушали в аудиозаписи песни о Саранске, Мордовии и России, гимны Мордовии и России.

Занятия стараюсь проводить в игровой форме, с использованием средств ТСО, также использую художественное слово и фольклор. Ознакомление с литературой и фольклором позволяет лучше узнать жизнь и быт мордовского народа, его культуру, обогащает представление детей о нравственных ценностях – добре, правде, справедливости. Для лучшего понимания народного слова разучиваем потешки, поговорки, пословицы. После чтения какой-либо сказки обычно обыгрываем её.

Важно, чтобы занятия активизировали мыслительную деятельность. С этой целью использовала в работе приемы сравнения (например: сравниваем культуру и быт нашего народа (на чем ездили раньше и в настоящее время, как добывали огонь раньше и как сейчас, и т. д.), вопросы поискового характера, индивидуальные задания. Стараюсь учить детей анализировать, делать выводы, обобщения. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, использую  наглядный материал: фотографии, иллюстрации, схемы, а также предметы старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению (Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Почему так называют наш город? т. д.)

Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины нашего прошлого, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. В этом очень помогает оборудованная в нашем ДОУ «Изба старины».

Мною были разработаны и реализованы такие проекты, как:

- «Мой дом, моя семья»,

- «Мордовия-Родина моя»,

- «Люби и знай природу»,

- «Хочу всё знать».

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Поэтому в своей работе опираюсь на родителей как на равноправных участников формирования личности ребенка.

Они активно участвуют в создании развивающей среды: организации фотовыставок, выставок рисунков, поделок.

Для родителей были проведены консультации «Как провести выходной день с ребенком», «Как создать родословную своей семьи», «Знакомство дошкольников с родным городом как средство патриотического воспитания», «Знаете ли вы Саранск?» /анкетирование/.

Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют мне считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также удается добиваться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.

Перспективы.

•   Пополнить материал к дидактическим играм по ознакомлению с родным городом, краем.

• Привлекать родителей к оказанию помощи при организации экскурсий и прогулок, организации музея.

•  Постоянно пополнять уголок по краеведению наглядным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем

В данной работе разработан проект по знакомству детей с родным краем на примере Кировской области....

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного города.

Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного города....

Проект: "Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю и культуру родного края"

Период дошкольного возраста имеет важное значение в становлении личности человека.Проблема патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна, так как утрачена связь между прошлым и...