Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

В данной работе разработан проект по знакомству детей с родным краем на примере Кировской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем.

        Проект «Вятский край – богатый край.  Люби, играй и познавай!»        

(долгосрочный, групповой, познавательно-исследовательский)

Дождиночки на листьях, будто слёзы,

Лесами окружённые поля…

И зимние, уснувшие берёзы –

Всё это наша вятская земля.

Не высказать обычными словами

Привязанность к земле наших отцов,

Но спутником незримым всюду с нами

Живущая в сердцах наших любовь.

Г.Цыпуков «Вятская земля»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», опубликованной в 2009 году, «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

• в соответствии с национальным приоритетом;

• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

• согласно Конституции Российской Федерации;

• согласно Закону Российской Федерации «Об образовании».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

  1. семейной жизни;
  2. культурно-регионального сообщества;
  3. культуры своего народа;
  4. российской гражданской нации;
  5. мирового сообщества.

Конечно, когда речь идёт о детях дошкольного возраста, то более доступны их пониманию ценности семейной жизни и культурно-регионального сообщества.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Один из основных принципов ФГОС ДО: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Одна из задач ДО: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

ГИПОТЕЗА

Для выполнения данных требований детей необходимо познакомить с этими ценностями и нормами. Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Для младших дошкольников это семья, дом, детский сад.  А для детей старшего дошкольного возраста: родной город, родной край. Любовь к России начинается с любви к своей малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного Вятского края.

ЦЕЛЬ проекта «Вятский край – богатый край.  Люби, играй и познавай!»: заложить основы воспитания нравственного гражданина, знающего и любящего свою малую Родину.

ЗАДАЧИ проекта:

  • Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности, ремёсла, народные промыслы, промышленность.
  • Познакомить с именами тех, кто прославил край (учёные, спортсмены, защитники отечества…).
  • Учить воспринимать духовное наследие наших соотечественников (художественная литература, живопись, музыка, культура разных народов, населяющих нашу область).
  • Расширить знания детей о флоре, фауне, природных ресурсах и памятниках природы Кировской области.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
  • Воспитывать любовь к родному краю, эмоционально ценностное отношение к культуре.

УЧАСТНИКИ ПРЕКТА: воспитатели, дети, родители

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Организационный
  2. Практический
  3. Результативный

1. Организационный этап

Создание предметно-развивающей среды

Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает знания, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Предметно-развивающая среда в группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую.

 Она включает в себя:

  • Символику города и области
  • Тематические альбомы и фотоальбомы («История города», «Города Кировской области», «Природа Вятского края», «Экономика Кировской области», «Знаменитые люди нашего края», «
  • Наборы картинок, открыток
  • Предметы народного быта
  • Народные музыкальные инструменты
  • Изделия мастеров народных промыслов
  • Дидактические игры
  • Материал для конструирования и изобразительного творчества
  • Материал о народностях Вятского края
  • Подборка книг «Кировские писатели детям», картотека вятского фольклора
  • Репродукции картин вятских художников

Планирование

        Проблема состоит в том, что детский сад работает по единому тематическому плану. Поэтому я разработала перспективный план по ознакомлению детей с родным краем в соответствии с темами детского сада. Знакомясь с темой, дети получают и знания по краеведению. И в течение года мы охватываем довольно широкий круг вопросов, связанных с родным краем.

2. Практический этап

        Систему работы с детьми построила с учётом возрастных особенностей детей, их способностей и интересов. Работа по краеведению проводилась во время совместной деятельности (во время НОД и в режимные моменты), в самостоятельной деятельности детей (как индивидуальной, так и вместе со сверстниками) , в работе с родителями.

Направления работы с детьми (формы работы):

Знакомство с флорой и фауной родного края

  • Беседы о климатических условиях города, области
  • Д/игры «С какого дерева лист», «Не каждый грибок в кузовок», «Ягоды лесные и садовые», «Что перепутал художник?» и другие.
  • Различные викторины
  • Оформление альбомов с видами животного и растительного мира Кировской области
  • Создание «Красной книги Кировской области»
  • Проект «Поможем птицам зимой!»
  • Презентация «Памятники природы Кировской области», «Заповедники Кировской области» и другие

История города и его достопримечательности

  • Беседы «Мой город на Вятке», «По улицам города», «Путешествие по городам Кировской области»
  • Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций…
  • Чтение художественной литературы и фольклора.
  • Дидактические игры «Район, в котором мы живём», «Волшебные ленты дорог»
  • Рисование «Мой любимый город», «Где я отдыхал», «Путешествие по городу»
  • Строительные игры
  • Сюжетно-ролевые игры

Промышленность и сельское хозяйство области:

  • Рассматривание фотоальбомов
  • Создание альбомов «Предприятия города», «Сельское хозяйство»
  • Знакомство с профессиями
  • Д/и «Кому, что нужно для работы»
  • Составление творческих рассказов «Кем я буду, когда вырасту»
  • Сюжетно-ролевые игры

Народности Вятского края, их костюмы, праздники

После того как мы рассмотрели костюмы различных народов, дети принесли из дома кусочки ткани, бусинки, ленты, тесьму. Были созданы такие народные костюмы: русский, татарский, украинский, марийский, удмурдский.

Предметы быта наших предков

  • Выставка «Предметы старины далёкой»
  • Дидактические игры «Бабушкина избушка», «В русской избе»
  • Игра на сравнение «Город или деревня?»

Вятские писатели:

Владимир Ситников, Павел Маракулин, Евгений Чарушин, Владимир Крупин, Тамара Копанева, Елена Наумова, Наталья Козвонина, Сергей Гагаринов, Роза Агафонова

  • Чтение произведений
  • Рассматривание иллюстраций
  • Рисование, лепка
  • Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Вятские художники (Шишкин, Васнецов, Хохряков, Рылов)

  • Рассматривание репродукций
  • Составление рассказов «Чем мне нравится картина» и др.
  • Организация выставки
  • Рисование

Знакомство с городом Котельничем и Котельническим местонахождением древних ящеров – парейазавров, одним из крупнейших в мире.

  • Просмотр презентации
  • Игра «Палеонтологический музей»

Народные промыслы Вятского края

  • Оформление уголка народного творчества
  • Дидактические игры «Народные промыслы России», «Из чего сделан предмет?»
  • Изготовление поделок из природного материала
  • Создание «Дерева Вятских ремёсел»
  • Просмотр презентаций
  • Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»
  • Создание дымковской игрушки

Более подробно остановлюсь на одном из направлений работы. Когда дети рассматривали предметы народных промыслов, их внимание привлекли самые яркие, весёлые, праздничные предметы – дымковская игрушка. Они с интересом выслушали рассказ о ней, и с радостью лепили. Но из пластилина получилось не совсем то, что хотелось детям.

И вот тогда я предложила сделать настоящую дымковскую игрушку.  Для начала мы проверили свойства глины. Затем прочитали все материалы, которые нашли о процессе изготовления игрушки мастерицами. И вот, с помощью технологических карт Лыковой, игрушка слеплена. За неимением печи, игрушки отправились сушиться к горячим батареям, а дети взялись за изучения элементов дымковской росписи с помощью дидактических игр: «Нарядим дымковскую барыню», «Дымковская мозаика», «Подбери силуэту пару».  «Красота дымковского орнамента».

Пока мы изучали дымковский узор, игрушка высохла, дети её побелили мелом, разведённым молоком, а затем расписали яркими красками и решили подарить мамам на 8 марта. Но до праздника ещё оставалось время, и дети решили показать наши поделки всем желающим.  Опыт игры в музей у детей уже был, поэтому потребовалось совсем немного времени, чтобы создать «Музей дымковской игрушки». Потом дети вывесили приглашение в коридоре и принимали гостей, рассказывая им о том, как делается дымковская игрушка.

Работа с родителями:

  • Участие в создании развивающей среды (создание демонстрационного материала «Достопримечательности города», помощь в приобретении дидактических игр, пополнении выставки предметов народных промыслов, в изготовлении пособий…)
  • Участие в проектах «Поможем птицам зимой», «Здание (памятник), о котором я хочу рассказать и других
  • Изготовление поделок для выставок «Золотые руки мам»
  • Участие в праздниках

3. Результативный этап

Подводя итоги работы, я провела мониторинг результатов усвоения детьми знаний о родном крае, используя низко формализованные методы (наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности).  У детей есть знания о природе родного края, об истории города, о людях, прославивших наш край…  Воспитанники нашей группы научились более осознанно воспринимать события и факты социальной действительности, анализировать их. У них появилась устойчивый интерес к изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках.

Проведённая работа позволяет сделать выводы:

  • В период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры.
  • Интерес к истории, традициям культуры родного края поддерживается через различные виды деятельности детей, прежде всего через игру и продуктивные виды деятельности.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Данная работа должна начинаться как можно раньше. Поэтому дошкольный возраст играет важнейшую роль в патриотическом воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по "Нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников при ознакомлению с родным краем"

Тема самообразования   «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с родным краем»...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом.

В данной работе я поделилась своим опытом по нравственно-патриотическому воспитанию...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с государственной символикой России.

В этой презентации содержится материал по ознакомлению детей с символами России и символами г.Нижнего Новгорода....

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»...

Проект в подготовительной группе: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления музея родного края»

Цель проекта:-ознакомление детей с понятием «музей», формирование представлений о том, какие бывают музеи.-воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримеч...