Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом.
материал (старшая группа) на тему

Иванова Светлана Владимировна

В данной работе я поделилась своим опытом по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_ivanovoy.docx47.4 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение……………………………………………………………………     2

Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания детей   старшего дошкольного возраста.

1.1 Особенности патриотического воспитания детей старшего  дошкольного возраста на современном этапе………………………………3

1.2. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в отечественной педагогике…………………………………………………   4    

1.3 Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным  краем, городом  ……………………………………………………………….          6

Глава 2. Система работы по  патриотическому воспитанию старших дошкольников  через ознакомление с  родным краем, городом.

2.1.Содержание работы по  патриотическому воспитанию старших дошкольников  через ознакомление с  родным краем, городом…….    13

2.2. Мониторинг результатов работы…………………………………    19

Заключение……………………………………………………                    22

Список литературы………………………………………………………  23

Приложение

                           

                         

 Введение

      «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» (В.А. Сухомлинский)

       За последнее время в нашей стране происходят большие перемены - Россия переживает один из не простых исторических периодов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей страны. Как бы, не менялось общество, мы не должны переставать любить свою малую и большую Родину и воспитывать это чувство в детях.

     Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма. 

      Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс   сложный и длительный. Знакомство  детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.

    В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.  

Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста. 

1.1 Особенности патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста на современном этапе.

     Воспитание детей в современном российском обществе имеет свои особенности в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций.    Социально-экономические инновации период становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде.

     Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

      В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которой происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни. 

     В Федеральном государственном  образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации, к ним в первую очередь относится: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине; овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

        За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

        В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

1.2. Патриотическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста в отечественной педагогике.

         Патриотизм – нравственный  принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

       Чувство патриотизма многогранно и сложно - это и любовь к своим близким и гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.

       Воспитание патриотических чувств является одной из глобальных задач воспитания. Изучение педагогической литературы показывает, что во все времена уделялось большое внимание воспитанию любви к Родине, дому, близким, желанию беречь и защищать свою Отчизну.

       Придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. И очень важно именно сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины.

        Проблема воспитания патриотических чувств разрабатывалась в трудах многих отечественных педагогов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.А. Козловой, Н.К. Крупской, И.Д. Власовой, Р.И. Жуковской и др.

     При этом проблема воспитания патриотических чувств остается, так как необходимо искать пути создания условий для патриотического воспитания для детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по воспитанию патриотических чувств должна идти в тесном контакте с родителями и должна начинаться уже в семье еще до поступления в детский сад.

     Проблема воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

      Поэтому главная задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, cформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным пониманию ребенка явлениям общественной жизни. 

       В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

      Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

      1.3 Ознакомление старших дошкольников с родным городом краем.

        Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

       Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

     «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» - говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

     Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

       Поэтому нашей задачей, как педагогов является:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок);
  • знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

       Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

      Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении патриотических чувств.

        Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами, достопримечательностями.

      Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

         Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

      Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой. Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным.

      Одно из важнейших средств - это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.                                                

       Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Южноуральск  имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, микрорайоны и проспекты, появились новые объекты культуры, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.                            Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания.    Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.                                                                                                   Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном должна проходить вне занятий. На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования.                                  

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.  Ребенок должен знать название родного города и рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (парке, сквере, детском городке).         Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.         Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.                                                                                                              Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Взрослые должны рассказать о городе, показывать его. Следует  показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе с взрослыми ездят по городу. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах. Воспитатель может провести беседы о памятниках, достопримечательных местах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

-люди берегут и охраняют природу;

-есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Средствами ознакомления дошкольников с родным городом являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.                                  

Основной формой ознакомления детей  с родным городом являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.                                                  

Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.).

  Таким образом, знакомя детей с родным городом, краем и родной страной, необходимо учитывать, что вся информация, данная воспитателем, должна вызывать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д.

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.      

Глава 2. Система работы по  патриотическому воспитанию старших дошкольников  через ознакомление с  родным краем, городом.

2.1.  Содержание работы по  патриотическому воспитанию старших дошкольников  через ознакомление с  родным краем, городом.

       Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.      Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

 Цель моей работы: - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем, городом

    Определив цель, я поставила перед собой следующие задачи:

 - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

- расширение представлений о городах, селах;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг).

   Принципы работы:

1) полноценное проживание ребенком раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество детского сада с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей;

10) построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе.

      Для реализации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо:

— создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

— обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

— последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

— тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

     Осуществляя патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем использовала программу «Наш дом – Южный Урал»

     Работа по данной теме началась с детьми старшей  группы. В группе была создана развивающая  предметно – пространственная среда.  Для ознакомления детей с родным городом мною были оформлены альбомы: “Южноуральск – прежде и теперь», «Увельский район», «Легенды Южного Урала»; «Южноуральск промышленный», «Наши земляки-ветераны Великой Отечественной Войны».

       В наши дни наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной – семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям осмысливать очень важные и глубокие постулаты:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – хранительница национальных традиций;

- счастье семьи зависит от благополучия народа, общества, государства.

      Совместная работа с родителями способствовала созданию детьми своих альбомов «Мой родной Южноуральск», «Моя семья», герба семьи, родословного древа. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

       Так же мы создали лэпбук «7 чудес Урала». Это пособие содержит в себе и художественное слово, легенды, сказки, огромное количество фотографий, карты, видеопрезентации, много познавательной информации, дидактические игры, кроссворды, ребусы по теме. Лепбук очень удобен своей мобильностью и доступностью для детей и помогает мне как воспитателю формировать у детей знания о природе родного края, развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к родному краю.

        Во время организации образовательной деятельности использую с детьми такую технологию, как путешествие по карте: «Увельский район», «Моя страна Россия», «Уральские горы», «Озера нашего края». Это не только поисковые действия: найди свой город, край, страну. Это работа с картой Урала и ее контурным изображением на листе ватмана. Дети подбирают картинки с характерными видами ландшафта, наклеивают маленькие картинки-символы на карту (животные, растения, одежда людей, виды транспорта).

       Путешествие по «Реке времени» помогает детям лучше понять, как меняется предмет или населенный пункт. «Река времени» - наша река Увелька, на которой изображены основные события нашего города: станица, поселок городского типа, город.

      В работе с детьми используем, и другие варианты реки времени: на листе ватмана дети отмечают древность, старину, наше время. Они совершают воображаемое путешествие по «реке времени» от настоящего в прошлое. Обсуждают, как человек жил ранее и живет сейчас, в каких домах, как одет, какая посуда, инструменты, оружие. Рассматривание иллюстраций и подбор карточек, наклеивание их в конце «реки времени». Соответственно, заполняется промежуточная остановка – наклеивание карточек деревянных домов, городов-крепостей, старинного оружия, одежды и т.п.

      Выставки, коллекции, мини-музеи позволяют детям наглядно изучить особенности родного края, так как всеми предметами можно было познакомиться на ощупь. Мною подобраны коллекции «Камни Урала»,  организован мини – музей «Наш родной город»

      Для расширения и углубления знаний о бытовых предметах старины, об укладе жизни коренных жителей Южного Урала, я организовала экскурсию в музей «Русская изба». Во время экскурсии в музей полиции дети узнали об образовании сначала милиции нашего города, затем полиции. В пожарной части познакомились с теми,  кто спасает наш город от пожаров.

       Приобщить детей любить родной край помогают художественные средства: стихи, загадки, народные песни и сказки, пословицы о Родине. Поэтому я использую в работе знакомство с образцами национального фольклора.

       Встречи с писателями нашего края Н. Пикулевой и Н.Басовым способствует воспитанию чувства гордости за жителей нашего края.

         С большим интересом дети слушают сказки П.П.Бажова, после чего мы изготовили с ними макет «Пещера хозяйки медной горы».

       Важное место в патриотическом воспитании отводится изучению событий Великой Отечественной войны. Мною проведена серия образовательной деятельности по данной теме.

        Знакомя детей с традициями, организуем праздники: «Масленница», «Праздник равноденствия» и др.

        Особое значение уделяю работе с родителями. В рамках проекта «Родитель тоже педагог» мы организовали несколько интересных  встреч с  бабушками воспитанников. Одна из них провела интересный мастер-класс   по плетению корзиночек,  другая бабушка рассказывала об особенностях быта казаков.

     В рамках работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников и в связи с 55- летием города Южноуральска мною  было проведено итоговое занятие «Городок небольшой, с молодою душой ты частица большого Урала»,  в ходе которого дети показали  высокий уровень знаний. Они практически сами провели занятие, рассказав об истории города, его достопримечательностях, промышленности, о людях, которые принесли славу родному городу. И результатом стала книга «Мой Южноуральск», которую создали сами дети.

       Маленький ребенок – дошкольник еще не разбирается в политических и социально – экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной. Очень важно продолжать дальнейшую работу в этом направлении, прививать детям дошкольного возраста чувство любви к родному краю.      

      Итак,  в течение всей работы также организовывались следующие формы ознакомления с родным городом: занятия, игры, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов, проведение трудовых акций.

    В результате проделанной работы было создано методическое обеспечение: собрана картотека, включающая в себя рассказы о родном городе, его истории, природе, культуре и архитектуре; разработаны перспективные планы по ознакомлению с городом.

 

2.2. Мониторинг результатов работы

      Наиболее эффективным  патриотическое воспитание старших дошкольников станет, если оно опирается  на результаты педагогической диагностики. Педагогическая диагностика – целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности дошкольника с целью оптимального решения педагогических задач.

     Целесообразно проводить диагностику два раза в год. Первоначальная диагностика помогает определить уровень    у детей и выстроить систему работы по данному направлению. В конце года (май) проводится итоговое определение уровня   и планируется работа в следующей возрастной группе. 

      Мониторинг уровней развития патриотических чувств  к родному городу у старших дошкольников   проводился с использованием методики (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева) по следующим направлениям:

1.Родная страна: Название страны. Название города. Домашний адрес. Название достопримечательностей города. Название зеленых зон. Название улиц, площадей

 2.Символика: Флаг России. Герб России. Герб родного города. Гимн России.

3.История народной культуры и традиций. Народная игрушка. Народные праздники. Жилище человека и предметы быта.

 4.Историко - географический и природный компоненты. Природные богатства нашей страны. Различные природно- климатические зоны (тундра, лес). Виды ландшафта (горы, равнина)

 5.Личностный компонент. Отношение к окружающей среде. Забота о близких. Проявление дружелюбия. Умение управлять своими чувствами, договориться. Умение анализировать свои поступки и поступки других.

Высокий уровень: знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень: знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень: не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц;  не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

   

В ходе проведённого мониторинга были выявлены следующие результаты:

Уровень развития

201-201  учебный год ( старшая группа)

Начало года

Конец года

высокий

45%

60%

средний

35%

25%

низкий

20%

15 %

 сент. 201 г. – май 201 г. учебный год (подготовительная группа)

высокий

50%

65%

средний

30%

20%

низкий

20%

15 %

 

    Проанализировав результаты мониторинга детей можно сделать вывод, что в начале  работы высокий уровень развития имели 45%.  А в ходе  итогового мониторинга высокий уровень развития имели  уже 65 % детей, а  почти все остальные дети имеют средний уровень. Лишь  у 15% определился низкий уровень развития патриотических чувств.

        Так как основу патриотического воспитания в дошкольном возрасте  составляет чувство привязанности к дому, семье, бережное отношение к вещам, эстетические чувства, в процессе наблюдения было обращено внимание:

а) на ответственное отношение к делу, умение доводить начатое до конца, ответственность за группу;

 б) бережное отношение к окружающему (книгам, игрушкам, природе, труду взрослых);

в) привязанность к дому;

г) умение выделять красоту природы, окружающего мира;

д) доброжелательное толерантное отношение к детям в группе и другим.

       

Заключение

       Ознакомление дошкольников с родным  краем, городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

      Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей. Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; объединение их в одну команду с целью создания единого пространства  воспитания детей. Совместные усилия позволят воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. 

         Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом проходит эффективно, если:

- организованы тематические беседы, непосредственно образовательная деятельность;  

- ознакомление с  краем, городом проходит в игровой, продуктивной деятельности; полученные представления о родном городе закрепляются в практической деятельности дошкольников;

- организовано тесное сотрудничество воспитателя и родителей по патриотическому воспитанию.

Перспективы:

1.Разработать перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.

2.Разместить методические материалы на сайте ДОУ, образовательных сайтах.

Список литературы

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ,  2005.

2. Белоногова Г.  Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова  // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – С. 82 - 92

3. Буре Р.С., Воспитатель и  дети. / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. – М., 1985.

4. Ветохина А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / Методическое пособие для педагогов /А.Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. – СПб.: «ООО Издательство «Детство -пресс», 2010. – 192 с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой. – М., 1991.

6. Виноградова Н.Ф.  Наша Родина /  Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 1984. – 303 с.

7. Герасимова З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.

8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 60 - 68.

9. Дошкольникам о Москве (опыт педагогов города Москвы). Учебно – методическое пособие. – М.: Ижица, 2004. – 92 с.

10. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. – М., 1980.

12. Козлова А. В.  Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова,  Р. П. Дешеулина. – М.: Сфера,  2004. – 112 с.

13. Коломийченко  Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. –Пермь, 2002. – 115 с.

14. Комратова Н.Г.  Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М., 2007.

15. Кондрыкинская  Л.А. С чего начинается Родина? – М., 2004.

16. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников /  О.Л.  Князева, М.Д.  Маханева. – Н. Новгород, 1997. – 263 с.

17. Крупская Н.К. «Избранные педагогические произведения» - М.:Просвещение, 1965. –  С. 247 - 275

18. Маханёва М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 75 с.

19. Маханёва М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

20. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. – М.: Просвещение,1967

21. Макаренко А.С. О Воспитании. – М., 1988. – С. 167.

22. Мудрик  А.В. Социальная педагогика. – М., 2000. – 192с.

23. Новицкая  М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003. – 195 с.

24. Островская Л. Познакомьте ребенка с родным городом /  Л. Островская // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4. – С. 56 – 60.

25. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей / Л.О. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 8. – С. 8 - 13.

26. Программа МК РФ "Патриотическое воспитание граждан РФ" на 2006 – 2010 гг.

27. Радищев  А.Н. Избранное. – М.: Московский рабочий, 1959.  – 304 с.

28. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания  / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С.45- 49.

29. Смирнова Т. В.  Дошкольникам о Москве и родной стране / Т.В. Смирнова Т. Ю. Филиппова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 104 с.

30. Столяров Б.А. Музейная педагогика. – М.: «Высшая школа», 2004. -  С. 215

31.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина; пер. с укр. Н. Дангуловой. - 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1979. – С. 174.

32.Сухомлинский  В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990. –  С. 285.

 33. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.; Л., 1948. – Т.8. – С.160.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

«Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников при ознакомлении с родным городом, краем, посредством экскурсий

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к род...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

Проект "Воспитание патриотизма дошкольников через ознакомление с родным городом"

В проекте представлен информационно-методический материал по воспитанию патриотизма у дошкольников через ознакомление с родным городом.Основная задача предлагаемого материала состоит в том, чтобы сфор...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, природными особенностями формирует у старших дошкольников черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь,...