Консультация для воспитателей "Готовность ребенка к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа)

Просторядина Надежда Владимировна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_dlya_vospit_2.docx159.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Готовность ребенка к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов:

педагогическая,

интеллектуальная,

мотивационная,

эмоционально-волевая,

коммуникативная.

Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).

Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.

Л.И. Божович представляла готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

А.И. Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.

Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как «целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.

Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:

-мотивы, связанные с потребностью в общении;

-мотивы, связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка дошкольника формируется:

под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;

под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят:

  1. от взрослого;
  2. принятой системы воспитательной работы.

Самооценка в разных видах деятельности разная:

в рисовании ребенок оценивает себя правильно;

в грамоте переоценивает;

в пение недооценивает себя.

Формирование самооценки

  1. Важна деятельность, в которую включен ребенок.
  2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Дети, выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.

Дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.

Дети имеющие разный статус, положение в группе – по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.

Модель взаимодействия

img9.jpg

Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.

Исследование мотивационной сферы

Диагностический комплекс

Изучаемый параметр

Методика

Источник

Самооценка

Хухлаева Л. «Лесенка»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.

Учим детей общению. Ярославль, 1997

Мотивационная готовность

Банков С.А. Тестовая беседа

Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001

Гуткина Н.И. Методика «Сказка»

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. 

Гуткина Н.И.

Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника»

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002

Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»

Лусканова Н.Г. Анкета

Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе»

Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг.», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:

«Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»

«Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»

«Ты наверно у нас будешь двоечником»

Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?»,

«Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть»

 «Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»

Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и делает ответственным за свою самооценку ребенка или предъявляет к нему завышенные требования.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.

  1. Работа с детьми

Вид деятельности

Тема

Исследование мотивационной сферы

Психологические занятия для детей подготовительной к школе группы

Цикл занятий « Я и школа»
1. Каким будем мой учитель?
2. Каким я буду учеником?
3. Какими будут мои родители, когда я пойду в школу?
4.Что я буду делать в школе?
5. Если ты будешь драться, то я буду кусаться! Какие у меня будут друзья?
6. Зачем мне школа?

Развитие самооценки средствами театрализации

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Физическое здоровье и готовность ребенка к обучению к школе"

Консультация для родителей "Физическое здоровье и готовность  ребенка к обучению к школе"...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"...

Консультация для воспитателей на тему:«Идем в школу с радостью» -создание условий для успешной социализации ребенка к обучению в школе»

laquo;Идем в школу с радостью» -создание условий дляуспешной социализации ребенка к обучению в школе»...

“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.

В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР  к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...