Круглый стол "Комфортная среда в ДОУ как часть современной инфраструктуры"
консультация

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В консультации затрагиваются следующие вопросы: Что такое предметно-развивающая среда?, Какие требования ФГОС ДО предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде?, Каковы подходы  к наполнению РППС? и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rpps.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

города Ядрин Чувашской Республики

Круглый стол с педагогами

«Комфортная среда в ДОУ как часть современной инфраструктуры»

Разработал:

Старший воспитатель Данилова С. А.

Ядрин, март 2022 г.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с переходом на ФГОС ДО, который включает в себя требования к:

- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе (предметно-пространственной среде) кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- результатам освоения основных образовательных программ.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования

Что такое предметно-развивающая среда? Посмотрим на термин с  точки зрения дошкольной педагогики и психологии. На слайде предложены цитаты известных нам людей: Новоселовой С. Л. и Петровского В. А.

Светлана Леонидовна отмечает среду как систему материальных объектов деятельности ребенка, Вадим Артурович говорит шире, как о развивающей образовательной среде.

Теперь рассмотрим, как данный термин определяется в Стандарте дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС ДО  «Развивающая предметно-пространственная среда» трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль воспитателя, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это и умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников совместной деятельности и общения. От того, насколько грамотно организована среда, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.

Обратите внимание на слайд, какие требования ФГОС ДО предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде.

        Рассмотрим подробнее данные требования и на основе проведенного обследования попробуем показать, как они реализуются в дошкольных группах нашего детского сада.

        Первым и важнейшим требованием к предметно-пространственной среде является ее содержательная насыщенность, которая должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

        Все средства обучения и воспитания должны быть организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по пяти образовательным областям. По каким? (Ответы педагогов: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.)

        Следующим важным требованием к среде является ее трансформируемость.

        Наличие в группе специальных предметов (легких перегородок, больших лоскутов ткани и пр.) и их передвижение с целью создания новых зон и преобразования имеющихся позволяет оптимально использовать площадь помещения в предметно-пространственной среде и трансформировать ее под конкретную игру.

        Следующее требование – полифункциональность материалов – предполагает:

- возможность разнообразного использования составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.,

- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

        Вариативность предметно-пространственной среды предполагает:

- наличие в группе различных игровых пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

        Среди требований к предметно-пространственной среде также выделяется ее доступность, которая предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность игрушек.

        Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Все элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно эпидемиологическими правилами, правилами пожарной безопасности.

В настоящее время в соответствии со Стандартом существует несколько подходов  к наполнению РППС:

- по видам детской деятельности (В каждой возрастной группе необходимо создавать условия, позволяющие дошкольникам реализовывать все виды детской деятельности, все образовательные области в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями).

- по образовательным областям (Остается актуальным принцип интеграции образовательных областей. На одном образовательном материале решаются  задачи нескольких образовательных областей, либо задачи разных образовательных областей, разных задач решаются через один вид деятельности).

- интегрированный подход (Ходя в Стандарте, напрямую они не обозначены, но они отмечены во II части Стандарта «Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объема».  Положение говорит: «Обязательная часть программы предполагает комплексность подхода во всех пяти взаимодополняющих образовательных областей».)

Поскольку очень трудно разделить ППС по образовательным областям, то чаще всего применяется интегрированный подход, где учитывается и  разнообразные виды деятельности, и содержание разных образовательных областей.

Организация образовательной среды по видам детской деятельности, учитывая содержание образовательных областей,  нам  помогают Центры активности.

Организуя эти Центры активности, нам необходимо помнить, чтобы они работали на развитие и поддержку детской инициативности, так как  поддержка детской  инициативы является одним из основных  принципом дошкольного образования, которые обозначены в Стандартах.

Ведущий обращает внимание на нумерацию на столах. Педагоги делятся на мини-группы в соответствии с этими номерами. Далее ведущий предлагает каждой мини-группе фотографию (уголок экспериментирования для детей старшей группы с погодным календарем и живыми растениями). Участники мини-групп по очереди в течение 2 минут отвечают на вопросы.

Мини-группа №1: какие плюсы у этого элемента среды?

Мини-группа №2: какие минусы у этого элемента среды?

Мини-группа №3: что необходимо изменить в среде группы?

Мини-группа №4: как необходимо изменить среду группы?

Далее по фотографии проводится анализ РППС.

        А теперь мы с вами подведем итог нашей консультации.

Что же такое РППС? (ответы педагогов)

        Назовите основные функции РППС. (ответы педагогов)

        Назовите основные критерии наполняемости РППС. (ответы педагогов)

        Назовите виды детской деятельности. (ответы педагогов)

Свое выступление мне бы хотелось закончить словами английского писателя Оскара Уайльда - «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Агрессивный ребенок, как часть современного общества"

Статья станет полезным материалом в работе педагогов с детьми, а так же родителям, имеющих детей с агрессивным поведением.В статье вы найдете критерии оценки поведения детей и некоторые методические с...

Круглый стол Тема: «Трудности общения воспитателя с современными родителями»

Круглый столТема: «Трудности общения воспитателя с современными родителями»...

Круглый стол для родителей в средней группе «Современные игрушки»

Задачи:– обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие ребенка-дошкольника;– показать возможность игры для развития интеллектуально–позна...

Круглый стол среди мам на "День матери"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27215338","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27215346","attributes":{"alt":"","class"...