"Агрессивный ребенок, как часть современного общества"
консультация по теме

Федорова Светлана Олеговна

Статья станет полезным материалом в работе педагогов с детьми, а так же родителям, имеющих детей с агрессивным поведением.

В статье вы найдете критерии оценки поведения детей и некоторые методические советы по коррекции поведения ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивный ребёнок, как часть современного общества

Проявление агрессии в современном мире не вызывает уже никакого удивления. Как часто мы сами обращаем внимание на то , что раздражаемся или на кого- то агрессируем ? Поэтому вполне логичным итогом такой обстановки является проявление детской агрессии.

Не стоит пугаться и бить тревогу, если ребёнок иногда в порыве нахлынувших эмоций реагирует с некоторой долей агрессии.

Следует обратить внимание на следующие нюансы поведения :

  • Ребёнок часто теряет контроль над собой
  • Часто ругается и спорит со взрослым
  • Часто специально раздражает людей
  • Часто мстителен
  • Часто отказывается следовать правилам и что- либо делать
  • Часто винит других в своих ошибках
  • Очень чувствителен, быстро реагирует на различные действия окружающих

Ключевым является слово «Часто». Если вас настораживает поведения ребёнка, исходя из перечисленных критериев :

Советы родителям :

  • Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии : «давай поговорим чуть позже, я очень расстроена», «извини, у меня ужасное настроение» .
  • Следите за собой в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия :

- старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения

- дышите медленно и глубоко

- разорвите или сомните бумагу

- посчитайте до 10

- сделайте для себя что – нибудь приятное : горячую ванну, чай.

  • Следите за собой, когда вы раздражены :

- намеренно сбавьте громкость и тон голоса

- по возможности выйдите в другую комнату

- отложите совместные дела и занятия с ребёнком

Именно вы являетесь примером для ребёнка, как адекватно справляться с раздражением и помогает ребёнку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях.

Существует так же ряд игр, направленных на снижение агрессивности ребёнка и обучение его самоконтролю :

  • «Обзывалки»

Цель : снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!"

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

  • «Тух-Тиби-Дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

  • «Попроси игрушку»

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа детей делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

  • «Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа детей разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

  • «Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

"Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!"

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

  • «Подушка для пинаний»

Этот игровой способ справиться с гневом особенно необходим тем детям, которые, разозлясь, склонны реагировать прежде всего физически (сразу дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не обзываются, не пытаются отомстить позже за свое бездействие сейчас). Заведите такому ребенку дома (а можно сделать второй вариант и для детского сада или школы) подушку для пинаний. Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую ребенок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации.

В игры можно играть как вдвоём с ребёнком, так и с группой детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"

Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"...

Воспитание здорового ребенка в современном обществе

Здоровье ребенка закладывается задолго до появления на свет, формируется в период детства и является показателем физического и нравственного состояния современного общества. Однако нынешнее состояние ...

Импульсивность, агрессивность и тревожность детей ДОУ – важнейшая психологическая проблема современного общества

   Актуальность. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в  наше время количество детей с личностными особенностями, такими как импульсивность, агрессивность и трево...

Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.

В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...

Права ребенка в современном обществе

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье....