Методика диагностики форм общения (по М. И. Лисиной)
учебно-методический материал

Ирина Владимировна Мещерякова

Материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений для определения форм общения в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_diagnostiki_form_obscheniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ (по М. И. Лисиной)

Для использования методики М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице 3.1.

В   предлагаемой   М. И. Лисиной   методике   исследуются   три формы   общения   за   исключением   ситуативно-личностной,   так к она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.

2.  Внеситуативно-познавательная    (ВП)    форма    общения. С целью изучения  этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту

детей и имеют познавательный характер (о зверях, машинах...). Взрослый  читает   книжку,   объясняет,   что  нарисовано   на  картинках,   дает  возможность  ребенку сообщить  о  своих  знаниях в соответствующей  области,   подробно  отвечает  на вопросы  ребенка.   Тему   беседы   и   конкретную   книжку   ребенок   выбирает сам из ряда предложенных.

3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает  о  себе,  о поступках разных людей,  оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.

Формы общения и их основные параметры

Формы общения

Параметры форм общения

Время проявления

С кем и где общается ребенок

Вид потребности

Ведущий мотив общения

Средство общения

Продукты общения

1. Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная)

2 мес. (от 2 до 6 мес.)

Мать, родные, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворяют его первичные потребности

Потребность в доброжелательном внимании взрослого

Личностный: взрослый – это ласковый доброжелательный человек

Экспрессивно-мимические реакции: улыбка, взгляд, мимика

Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания

2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная)

6 мес. (от 6 мес. До 3 лет)

Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве

Деловой: взрослый – образец для подражания, эксперт, помощник

Предметно-действенные операции

Развитие предметной деятельности. Подготовка к овладению речью

3. Внеситуативно-познавательная

3 – 4 года (с 3 лет до 5 лет)

Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении

Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей

Речевые операции

Развитие наглядно-образного мышления и воображения

4. Внеситуативно-личностная

5 – 6 лет (с 5 до 7 лет)

Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребенка

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль – стремление к взаимопомощи и сопереживанию

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями

Речь

Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения

Описание методики

Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Проведение обследования. Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации психолог  (педагог)   заполняет   на  ребенка   отдельный  индивидуальный   лист   протокола   (табл.   3.2).   Таким   образом,   в каждом обследования будет  заполнено три протокола —  на каждую ситуацию.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе, см. графы 2, 3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5—10 протокола).

В   протоколах   фиксируются   6   показателей   поведения   детей:

- порядок выбора ситуаций;

- основной объект внимания в первые минуты опыта;

- характер активности по отношению к объекту внимания; I

- уровень комфортности во время эксперимента;

- анализ речевых высказываний детей;

- желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы   общения   выделяют   по  предпочтению   одной   из   трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;

2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.

Обработка  результатов

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми (табл. З.З.).

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считаете та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми

№ п/п

Показатели поведения

Количество баллов

I

Порядок выбора ситуации:

игры-занятия

чтение книги

беседа на личностные темы

1

2

3

II

Основной объект внимания в первые минуты опыта:

игрушки

книги

взрослый

1

2

3

III

Характер активности по отношению к объекту внимания:

не смотрит

беглый взгляд

приближение

прикосновение

речевые высказывания

0

1

2

3

4

IV

Уровень комфортности во время эксперимента:

напряжен, скован

озабочен

смущен

спокоен

раскован

весел

0

1

2

3

4

5

V

1.

2.

3.

4.

Анализ речевых высказываний детей:

По форме:

ситуативные

внеситуативные

По теме:

несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.)

социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.)

По функции:

просьбы о помощи

вопросы

высказывания

По содержанию:

констатирующие высказывания

высказывания о принадлежности

оценка мнения

1

2

1

2

1

2

3

1

2

3

VI

Продолжительность деятельности:

минимальная - до 3 мин

средняя -  до  5 мин

максимальная - до 10 мин и более

1

2

3

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается норма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика форм общения ребёнка со взрослым

материал для консультации для  родителеймногие родители, проведя данную диагностику дома с ребенком, утверждали, что ее результаты оказались для них неожиданными и подвигли их пересмотреть эффект...

Общение в социальных сетях как нетрадиционная форма общения с родителями

Рассуждения по поводу общения с родителями воспитанников в соц.сетях...

Консультация "Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии"

Для своевременного и правильного проведения  коррекционной работы с детьми со стёртой формой дизартрии логопеду необходимо тщательно  продиагностировать произносительную сторону речи  д...

Методика диагностики детских страхов (Методика Захарова А.И., модификация Панфиловой М.А.)

Методика диагностики детских страхов (Методика Захарова А.И., модификация Панфиловой М.А.)...

«Взаимосвязи ребёнка с внешним миром». Диагностика форм общения со взрослым.

Определение ведущей формы общения у ребёнка. Цель методики: определение ведущей формы общения ребёнка со взрослыми, выявить уровень сформированности коммуникативной деятельности.Провед...

Диагностика форм общения со взрослым.

Диагностика форм общения со взрослым. Заполнение протокола.Какой форме общения отдается предпочтение и итоги по каждой форме общения.Коммуникативные игры и  коммуникативные ...

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.

Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испы...