Диагностика форм общения со взрослым.
консультация по психологии

Пожидаева Ольга Николаевна

 

 

Диагностика форм общения со взрослым. 

Заполнение протокола.

Какой форме общения отдается предпочтение и итоги по каждой форме общения.

Коммуникативные игры и  коммуникативные задачи, которые

 можно решить с помощью этой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozhidaeva_o.n._vzaimosvyazi_rebyonka_s_vneshnim_mirom.docx172.27 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1015 ДО 2

Диагностика форм общения со взрослым.

Заполнение протокола.

Какой форме общения отдается предпочтение и итоги по каждой форме общения.

Коммуникативные игры и  коммуникативные задачи, которые

 можно решить с помощью этой игры.

Выполнила: Пожидаева Ольга Николаевна

                       

                       

Диагностика

Определение ведущей формы общения у ребёнка.

IMG_20181121_184326.jpg

Цель методики: определение ведущей формы общения ребёнка со взрослыми, выявить уровень сформированности коммуникативной деятельности.

Проведение обследования

Диагностика форм общения производится следующим образом. Педагог приводит ребёнка в комнату, где на столе разложены игрушки, книжки, и спрашивает, что бы он хотел-

3 ситуации: поиграть с игрушками; почитать книгу или поговорить.

Затем воспитатель организует ту деятельность, которую предпочёл ребёнок. После этого ребёнку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности.

Каждая ситуация длится не более 15 минут. В конце заполняем протокол по каждой новой ситуации.

Всего 3 ситуации: 

  1. Совместная игра (ситуативно-деловое общение);
  2. Чтение книги (внеситуативно-познавательное общение);
  3. Беседа (внеситуативно-личностное общение).

В протоколе фиксируем несколько показателей: порядок выбора ситуации, активность к партнеру, чувствительность (способность слышать высказывания другого), интерес (эмоциональный комфорт во время общения), общий балл(обработка результатов) и время (желательная для ребёнка продолжительность деятельности).

При определении ведущей формы общения у ребёнка показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяем тематике и содержанию речевых высказываний.

Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребёнка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Помним, что общение обязательно предполагает взаимность, обоюдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему.  В общении должны быть активны оба партнера и обращение каждого направлено на ответ другого.  При диагностике общения необходимо учитывать две стороны-активность проявляется в стремлении обратить на себя внимание, высказать что-то своё, развить тему разговора, предложить что-то необычное. Чувствительность к партнеру выражается во внимании к нему( в интересе к его словам и действиям, во взглядах), в готовности  ответить на его предложение, в способности услышать и понять другого.

Итак, приступаем к диагностике уровня развития коммуникативной деятельности ребёнка.

Имя ребёнка: Полина С.

Возраст: 5,5

Дата обследования: январь 2023.

ФИО, должность того кто проводит диагностику: Пожидаева Ольга Николаевна, воспитатель.

Материал: игрушки, книги.

Первым делом девочка выбрала ситуацию поиграть с игрушкой (куклой), самое простое и доступное.

СИТУАЦИЯ ИГРА С КУКЛОЙ

(Тип общения ситуативно-деловой)

Воспитатель: Полина, ты выбрала игру с куклой. В какую игру ты хочешь поиграть с этой куклой?

Полина: В дочки-матери. Это кукла будет моей дочкой. У неё такое милое личико. Давай я тебя возьму на ручки, чтобы ты не замерзла. У тебя нет куртки и шапки тоже нет. Ты мягкая как подушечка. Тебе нельзя мокнуть. Посмотрите, ей нельзя мокнуть, потому что она испачкается (речь обращена к воспитателю). Чем я буду лечить куклу? Мне нужно сходить в магазин и купить ей теплые вещи. И она будет у меня красавицей. Я буду заплетать ей косички.

Девочка поиграла с куклой какое-то время, затем закончила игру и стала ждать наводящих вопросов от воспитателя.

Воспитатель: Полина, а почему эта кукла называется тряпичной?

Полина: Потому что она сделана из тряпочек.

Воспитатель: Правильно. История таких кукол уходит в далёкие времена, когда кукол шили из того, что было под рукой: из обрезков и лоскутков тканей, мешков из-под сахара и муки, использовали пуговицы от отцовской рубахи, ещё нередко кукол набивали сушенными травами-специями. Представляешь, как они вкусно пахли?

Полина: Да, наверное вкусно, как чай или травы которые мы привезли с мамой с моря, например лаванда.

Воспитатель: Когда дети вырастали, куклы отправлялись жить на чердак, и спустя какое-то время их находили уже внуки тех детей. Ты знаешь что у этой куклы есть имя?

Полина: Нет, а какое?

Воспитатель: Её зовут тряпичная Энни.

Полина: Энни, что это за имя такое?

Воспитатель: Да Энни, или Аня. Сейчас я тебе расскажу историю которая произошла на самом деле. Это событие произошло в далёком 1914 г., в доме американского художника Джона Груэлла: его дочь нашла на чердаке нашла старую бабушкину куклу. Вскоре 13-летняя Марсела тяжело заболела. Её папа часами просиживал у её постели, сочиняя сказки о любимой кукле дочери. Однако Марсела умерла.

Полина: Умерла?! А почему?

Воспитатель: К сожалению да, она болела. В память о дочери, отец записал все придуманные сказки и сам нарисовал к ним картинки. Энни старается всё делать правильно, да только не всегда это получается, то воздушный змей унесёт её далеко в небо, то птицы совьют гнезда в её голове. И конечно на помощь всегда придёт Марсела, добрая и любимая хозяйка.

В качестве рекламы, издательство предложило автору наладить выпуск кукол. За работу принялась вся семья Джонни Груэлла: обе бабушки, тёти и дяди, жена и дети прямо на дому шили таких кукол.

Полина: Я хочу попросить бабушку, чтобы она сшила мне такую куклу.

Воспитатель: Как ты думаешь, что понадобится для изготовления такой куклы?

Полина: Ткань, вата- для тельца, нитки для волос, травы, пуговки для глаз, ленточки и краски.

Воспитатель:  А ещё можно использовать чай или кофе, чтобы подкрасить ткань и придать ей старинный вид.  Как ты думаешь какие куклы лучше: те, что мы сделали своими руками6 или же те, что мы купили в магазине?

Полина: Все куклы хорошие.

Воспитатель: Могут ли разные люди сделать две одинаковые куклы?

Полина: Нет, не могут, каждый человек сделает куклу своими руками и по-своему. Например, когда мы с друзьями рисуем, рисунки получаются разные.

Полина: А какие куклы были в ваше время?

Воспитатель: Когда я была маленькой девочкой,  появилась совершенно новая кукла Барби.

Полина: Ну какая же она новая, у меня тоже есть такая кукла Барби русалка, она может менять цвет волос под водой.

Воспитатель: Ну , 20 лет назад, эта кукла была новинкой. Она приехала из другой страны и все девочки мечтали о ней. Она умела двигать головой, сгибать руки в локтях, ноги в коленях. У неё был друг Кен и большой кукольный дом».

Полина: Это как в мультике «История игрушек».

Воспитатель: Да, верно. Как ты думаешь какие куклы будут у детей через 20 лет?

Полина: Роботы или как настоящие дети.

Воспитатель: Неважно в какое время живёт ребёнок. Дети всегда играют в одно и тоже. Куклы ходят в гости, ссорятся и мирятся, ложатся спать, убегают в «пещеру» под столом и везде встречаются с чудом.

СИТУАЦИЯ БЕСЕДА О ДРУГЕ

(Внеситуативно-личностное общение)

Разговор о друге очень хорошая тема личностного общения. Она связана с реальными событиями из жизни ребёнка, с его личными интересами и опытом общения с другими людьми. Разговор идёт не о предметах и животных, как при познавательном общении, а о людях, об их качествах, поступках, отношениях. При этом нам важно выяснить, интересуется ли ребёнок мнением взрослого, важно ли, чтобы его оценки совпали с оценками старшего партнера. Ребёнок должен говорить о таких вещах, которые нельзя потрогать.

Воспитатель: Дружба – это замечательно. Без дружбы нет жизни! Полина, у тебя есть лучший друг?

Полина: Да.

Воспитатель: Расскажи, пожалуйста, о своём друге.

Полина: Моего лучшего друга зовут Артём. Ему 5,6 лет. У него светлые волосы и длинные ресницы, он худенький и пониже меня ростом. Он всегда делится со мной игрушками, дарит мне подарки и даже цветы. Он настоящий рыцарь. Никогда меня не обижает, помогает мне, он весёлый и добрый.

Воспитатель: А как ты ласково называешь друга?

Полина: Тёмушка, Артёмка.

Воспитатель: Что ты чувствуешь, когда твоего друга нет рядом?

Полина: Скучаю, когда мы долго не видимся. Например летом.

Воспитатель: Полина, а может ли твоим другом быть взрослый человек?

Полина: Да, конечно. Бабушка, папа, мама, дедушка- мои лучшие друзья. Они меня любят и заботятся обо мне: читают книги; учат меня читать; покупают игрушки и конфеты.

Воспитатель: Как ты думаешь, кошка или собака могут быть твоим другом?

Полина: Да, могут. У меня дома живёт кот Боцман, мы с ним часто играем, я катаю его в коляске для кукол, он любит спать на моей кровати. Иногда он кусается и царапается, прячется от меня, например, залезает на шкаф.

Воспитатель: Замечательно. А с чего начинается дружба, по твоему мнению?

Полина: С улыбки, со слов «привет, давай познакомимся», можно вместе поиграть.

Воспитатель: Молодец. А что нужно сделать, чтобы дружба была крепкая?

Полина: Надо не сердиться, делиться игрушками, помогать другу, заботиться о друзьях. Если друг загрустил- развеселить его.

Воспитатель: Полина, чем ты можешь поделиться с друзьями?

Полина: Я могу поделиться игрушками, конфетами.

Воспитатель: а ещё можно поделиться с друзьями добротой. Дружба это великая ценность6 подарок судьбы. Многие не хотят понять, что у них нет друзей, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от другого много, ничего не давая взамен. Правила дружбы-это помогать  друг другу, не помнить обиду, доверять друг другу, быть терпимым, не завидовать, быть честным и преданным, быть доброжелательным.

Воспитатель: Какую пословицу ты можешь привести, говоря о своей дружбе с Артёмом?

Полина: «Старый друг лучше новых двух». «Друг познаётся в беде».

Однажды, Артём подавился карамелькой, которую я ему дала, но взрослые ему помогли. А я очень испугалась. В этот день, я очень заботилась о Тёме, ведь друзей нужно беречь!

Воспитатель: Молодец, ты правильно рассуждаешь. Скажи а какие песни о дружбе ты знаешь?

Полина: песни, которые мы поём в саду на зарядке. Это «Дружба крепкая», «Улыбка», «если с другом вышел в путь».

Воспитатель: А теперь давай вспомним с  тобой сказки и рассказы, в которых герои были друзьями?

Полина: «Цветик- семицветик», «Крошка енот», Дружок», «Огурцы».

Воспитатель: Что ты любишь делать с друзьями больше всего?

Полина: Играть, веселиться, люблю ходить на детские праздники к друзьям.

Дружить это «хорошо» или «плохо»?

Воспитатель: Хорошо.

Воспитатель: Почему ты считаешь Артёма своим лучшим другом?

Полина: Потому что он не смеётся над моими недостатками и не обижается, он очень добрый. Мы с ним «не разлей вода».

Воспитатель: Как ты понимаешь это выражение?

Полина: Друзья, которые всегда рядом, всегда вместе.

Воспитатель: У тебя очень интересные мысли, ты всё правильно говоришь и понимаешь значение этого выражения. Молодец, Полина! Очень интересная беседа о дружбе и друзьях у нас получилась. Ты знаешь как должны себя вести настоящие друзья.

СИТУАЦИЯ: ЧТЕНИЕ КНИГИ.

( в случае выбора книги-тип общения  внеситуативно-познавательный)

Для выяснения способности ребёнка к познавательному общению подходит беседа по поводу прочитанной книги, в которой содержатся новые для ребёнка знания.

Материал для познавательного общения: иллюстрированная книга «Рыбка Унывака», автор Дебора Дисен.

Формат работы: беседа.

Эту беседу строим не как пересказ того, что запомнил ребёнок, а как обсуждение прочитанного. В беседе в равной степени должны участвовать взрослый и ребёнок.

Воспитатель: Полина, прежде чем прочитать эту книгу, давай вспомним как нужно обращаться с книгами?

Полина: Книги нужно брать чистыми, сухими руками. Аккуратно перелистывать страницы. Нельзя рисовать и писать в книге. Однажды6 я случайно порвала книгу и мама сказала мне её починить клейкой лентой.

Воспитатель: Правильно, книга наш большой друг. Из книг мы узнаём много интересного, полезного и нового.

Воспитатель: Полина, давай мы с тобой прочитаем историю одной  грустной рыбки, которую звали Унывакой.

Воспитатель читает вслух стихотворение Д. Дисен «Рыбка Унывака». Книга раскрывает тему преображения после поцелуя близкого и любимого человека. Преподносится идея о том, что любовь и проявление нежных чувств способны многое поменять в человеке, который тебе не безразличен. Морские обитатели (ракушка, медуза, кальмар и осьминог) пытаются одновременно поддержать и призвать депрессивного товарища (рыбка Унывака- это он) к позитивному взгляду на мир, просят его сменить выражение лица («…никому ваш вид не мил, потому что он уныл»). Но все тщетно и у Унываки на все один ответ: «Я рыба Унывака, страдаю без конца, среди морского мрака нет горестей лица. Буль, буууль, буууууль». Но в один прекрасный день все меняется — перламутровая чудо-рыба подплывает к Унываке и целует его! Волшебное преображение не заставляет себя ждать. «Я теперь Неунывака! Целовака! Улыбака!» кричит наш герой! Он целует все вокруг. Стихотворение сопровождается забавными иллюстрациями.

Воспитатель:  Полина, тебе понравилась история про рыбку «Унываку»?

Полина: Да, давайте прочитаем её ещё раз! Это смешная история. Мне понравилась эта рыбка. (Девочка улыбается).

Воспитатель:  Эта книга говорит нам о том, что нет особых причин расстраиваться постоянно. Быть «рыбкой Унывакрй» не хочет никто. Мы с тобой наблюдали, страница за страницей, как все подводные жители стараются подбодрить рыбку Унываку. Но Унывака глубоко убеждён, что ему всегда суждено быть в плохом настроении. Преувеличенные чувства рыбки выглядят смешно, но в то же время поучительно. И вот однажды мы видим, как маленький повод становится причиной больших улыбок! Правда же очень смешно со стороны выглядит настроение «печальная печаль «, «вселенская грусть» и «Всё плохо, ничего не хочу». А ещё важнее найти решение  этой проблемы – очень простое, но очень действенное.

Воспитатель:  Чему нас научила эта история о рыбке Унываке?

Полина: Что не нужно грустить без повода.

Воспитатель:  Подумай, как сделать так, чтобы твоё настроение приносило окружающим только радость?

Полина: Нужно дарить всем улыбку.

Воспитатель:  Скажи какое чаще всего настроение  бывает у тебя?

Полина: Чаще у меня хорошее настроение, но иногда я капризная.

Воспитатель:  В твоём доме порой плавает рыбка Унывака?

Полина: Да.

Воспитатель: Могут ли друзья поднять тебе настроение?

Полина: Да. Но иногда меня обижают друзья в детском саду, могут обозвать меня «толстой» или сказать, что я «скоро лопну, как шар», могут не взять в игру девочки, если у меня одежда не того цвета. Тогда я очень огорчаюсь.

Воспитатель: Можно ли смеяться над чужими недостатками?

Полина: Нет, это обидно.

Воспитатель: Но что делать, если унылое выражение на лице рыбки без причины? Ей нужно поскорее избавиться от своего недуга. А рецепт от уныния мы нашли с тобой в книжке.

Заключение

Составление протокола и выводы по всем типам общения

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Ярко выраженный интерес к разным ситуациям общения, высокая инициативность и чувствительность к партнеру во время общения и являются показателями коммуникативной компетентности дошкольника в сфере общения со взрослым.

После того, как все виды деятельности были проведены, подсчитаем, сколько в общем баллов набрал ребёнок.

Имя ребёнка: Полина С.

Возраст: 5,5

Дата обследования: 16 ноября 2018.

ФИО, должность того кто проводит диагностику: Пожидаева Ольга Николаевна, воспитатель.

Ситуация общения

Выбор + -

Активность к партнеру

Чувствительность

Интерес

Общий балл

Время (в мин.)

С-Д (совместная игра)

+

2

3

3

8

15 минут

В-П (беседа по книжке)

+ -

3

2

3

8

10 минут

В-Л (беседа на личностные темы)

+ -

3

3

3

9

15 минут

                                                             8                         8                             9                     25

Заключение: по выбору ( какой форме отдает предпочтение) и по каждой форме.

Для количественной оценки ряд показателей (активность, чувствительность, интерес)

оценить по следующей шкале:

0-полное отсутствие данного качества

1-слабая выраженность

2 - средняя выраженность

3- сильная выраженность качества.

Таким образом, по количеству баллов и по показателю времени выявляется наиболее

привлекательная форма общения, а также какой уровень общения доступен ребенку.

ВЫВОДЫ:

Самое большее количество баллов набрал внеситуативно-личностный тип общения ( беседа на личностные темы- в нашем случае беседа о друге) – 9 баллов.

Это ведущий тип общения.

Выводы по ситуации беседа о друге. Внеситуативно-личностный тип общения (В-Л).

С ребёнком проводится беседа на личностную тему. Воспитатель задаёт ребёнку вопрос о друзьях, об отношениях в группе. Воспитатель рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.

Внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Содержанием данного типа общения является мир людей, находящийся вне предметов. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребёнка сам по себе. Взрослый, являющийся главным побудителем общения выступает как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. Беседа идёт о людях, качествах поступках, отношениях.  Средство общения речевые операции. Характер активности по отношению к объекту внимания: речевые высказывания. Речевые высказывания социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители).

 Начинаем разговор с девочкой о ее отношениях с друзьями.  Спрашиваем кто из сверстников нравится ребёнку больше всего, с кем она ссорится, кто её лучший друг, с чего начинается дружба, чем можно поделиться с друзьями и т. д. Воспитатель не только задает вопросы, но и сам высказывает своё отношение к тем персонажам, о которых мы говорим во время беседы.

Основным объектом  внимания  в первые минуты опыта был взрослый (воспитатель). Девочка  увлечена беседой, рассказывает о себе, о других людях, о своих родных, о друзьях, о домашнем животном- коте Боцмане, о правилах поведения и пр., словом является равноправным участником  разговора. Девочка делилась опытом общения со сверстниками, рассказала как ее часто обзывают «толстой», не принимают в игру, что это часто обижает, но есть друг который всегда придёт на помощь. Девочка проявила инициативу и развивала тему общения, рассказала о случае, когда её друг поперхнулся конфеткой. Использовала выражения такого типа, как «друзья не разлей вода». Давала оценки своим и чужим действиям.

Девочка рассказывает о своих познаниях, знает песенки и сказки о дружбе, может долго разговаривать со взрослым на тему дружбы, не меняя тему разговора и не отвлекаясь на посторонние темы. Ребёнок интересуется мнением взрослого, ей важно чтобы ее оценки о друзьях совпадали с мнением воспитателя: дружить это «хорошо» или «плохо»?- задаёт она вопрос воспитателю.

Значение этой формы общения заключается в следующем:

ребёнок усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках; ребёнок учится видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением.

Итак, беседа на личные темы была выбрана второй из трех предложенных ситуаций. Активность к партнеру: основным объектом  внимания  в первые минуты опыта был взрослый (воспитатель). Девочка стремилась обратить на себя внимание, высказать что-то своё, развить тему разговора, предложить что-то своё.

Чувствительность: девочка  сосредоточена на теме общения. Чувствительность выражалась во внимании к партнеру (в интересе к его словам и действиям, во взглядах), в готовности ответить на его предложении, в способности понять и услышать другого.

Интерес: девочка была весела и разговорчива, проявляла инициативу, рассказывала истории.

Время: продолжительность деятельности максимальная-15 минут, это свидетельствует о том, что ребёнок способен к личностному общению.

Общий балл: 9

Выводы по ситуации игра с куклой. Тип общения  ситуативно-деловой (С-Д).

Выбор: девочка выбрала первой ситуацию игра с куклой с участием взрослого. Ребёнок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребёнка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками. Основным объектом внимания в первые минуты была кукла, её внешний вид. Активность к партнеру высокая, также отмечаем характер активности по отношению к объекту внимания: прикосновение к кукле, девочка сразу протянула руки, чтобы потрогать волосы куклы и платье. Девочка рассматривала одежду куклы, разглядывала её со всех сторон. Во время эксперимента девочка чувствовала  себя комфортно, была весела. Чувствительность: девочка с большим интересом слушала историю о кукле, рассуждала вместе с воспитателем. Интерес: девочка общительна, легко вступает в контакт, охотно и спокойно отвечает на вопросы, сама задает много вопросов. Например, в какие игрушки играла воспитатель 20 лет назад в свое детство? Анализ речевых высказываний по форме: ситуативные, связные высказывания, речь адекватна и полноценна; по функции: вопросы и высказывания, по содержанию: констатирующие ситуативные высказывания «здесь и сейчас», демонстрация собственных поступков и интерес к поведению собеседнику. Девочка грамотно излагала свои мысли, часто импровизировала по ходу игры. Общий балл: 8.

Время: продолжительность деятельности 15 минут.

Выводы по ситуации беседа по книге. Тип общения внеситуативно-познавательный (В-П).

 С целью изучения этой формы общения осуществляется чтение и обсуждение книги. Книги подбираются соответственно возрасту ребёнка и носят познавательный характер.

Взрослый читает книгу, объясняет, что нарисовано на картинках, даёт возможность ребёнку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребёнка. Тему и конкретную книжку ребёнок выбирает сам из ряда предложенных.

Выбор: данную ситуацию девочка выбрала последней по счету.  Активность: девочка бегло посмотрела на книгу в первые минуты опыта. Чувствительность: девочка внимательно  с интересом слушала историю о рыбке, после прочтения просила повторно прочитать стихотворение, отвечала на вопросы. Интерес: во время эксперимента вела себя спокойно и раскованно, немного нервничала, когда описывала отношение к себе девочек из группы.  Девочка сама рассказала о случае, когда случайно испортила книгу и как она её «починила». Так же ребёнок очень эмоционально рассказала о том, как ее обижают дети в саду по поводу ее веса, при этом она называет их «друзьями».

 По форме высказывания речевые высказывания ситуативные, по теме социальные (я, другие дети, бытовые вещи, мама и т. д.), по содержанию: констатирующие высказывания.  Ведущим мотивом является познавательный, а взрослый выступает как источник  познания об окружающей действительности. Характерным является стремление дошкольника к уважению его взрослым. Общий балл: 8.

Время: продолжительность деятельности: 10 минут.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что девочка хорошо владеет познавательным общением со взрослым, что ее познавательные интересы достаточно неплохо развиты.

Можно отметить что девочка была примерно одинаково активна во всех ситуациях  и с удовольствием приняла все формы взаимодействия, можно сказать о том,  что ребёнок овладел всеми доступными для дошкольника формами общения.

Задание №2. Подбор нескольких коммуникативных игр. Коммуникативные задачи, которые можно решить с помощью этих игр.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных состояний и переживаний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Дошкольники должны овладеть коммуникативными навыками- эту группу навыков составляют общественные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию, говорить самому.

Коммуникативные игры направлены на укрепление чувства единства группы, сплочённости, на развитие умений детей договариваться друг с другом, развивать открытость, развивать готовность внести свою лепту в общее дело.

1 игра. Море волнуется раз (5-7лет)

Коммуникативные задачи: развитие коммуникативных  способностей, умение контролировать двигательную активность, выразительность  движений, умение владеть собой, эмоциями и свои телом, развитие сообразительности, развитие выразительности движений, произвольности.

В игре может принимать участие неограниченное количество человек. Игроки встают таким образом, чтобы занять всю территорию помещения.

С помощью считалочки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит:

Море волнуется раз,

Море волнуется два, море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Участники, раскачиваясь из стороны в сторону имитируют движение морских волн, раскачиваются и кружатся, расставив руки в стороны.

При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике.

Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д.

Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает своё представление так, чтобы ведущий узнал, что за фигуру показывает игрок.

Тот, кто изобразит наименее похоже становится «водящим» и игра начинается сначала.  Ведущий может давать самые разнообразные задания, такие как: «Любая фигура, на месте замри!», или «воздушная фигура на месте замри».

Таким образом, можно изображать представителей разных профессий, животных, птиц, насекомых, самые разнообразные одушевленные и неодушевленные предметы.

Игра может повторяться неограниченное количество времени до тех пор, пока вызывает интерес у её участников и повышает им настроение создавая положительный эмоциональный настрой.

2 игра. Слепец и проводник.

Коммуникативные задачи: развивать умение доверять; помогать и поддерживать товарищей по общению;  развивать коммуникабельность.

Содержание. Парная игра.  Дети разбиваются на пары «слепец» и «поводырь».  Один закрывает глаза и начинает передвигаться по комнате по собственной инициативе, выбирая направление движения. Задача второго – только словами, не касаясь первого, направлять его так, чтобы первый не ушибся, не наткнулся и т.д. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребёнок таким образом проходит определённую «школу доверия».

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

3 игра. Пресс-конференция

Коммуникативные задачи: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддержать беседу; развивать умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ.

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции- «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Например, вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем интереснее дружить с девочками или с мальчиками? За что тебя любят друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? и т.д.

4 игра. Салют

Коммуникативные задачи: снятие эмоционального напряжения, расслабление мышечного тонуса, саморегуляция.

Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько листов цветной бумаги, затем в течении 5 минут, дети мелко нарезают её. Подготовив, таким образом, материал для салюта.

После этого каждый ребёнок подбрасывает вверх свои кусочки – изображая салют, а другие ему хлопают.

Воспитатель с детьми обсуждают какой салют оказался самым красивым и почему. Потом ведущий переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.

5 игра. Я знаю пять имён своих друзей.

Коммуникативные задачи: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «я знаю пять имён моих друзей. Ваня-раз, Лена –два… и т.п., а затем передаёт мяч другому ребёнку. Тот делает то же самое и передаёт мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.

Вывод.

Часто дети стремятся но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнера. Предлагаемые игры помогут обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательное отношение друг к другу.

Приложение

Рыбка –Унывака

 (автор Дебора Дисен)

Посреди морского мрака,

 Сторонясь своих подруг,

Ходит рыбка-Унывака

И печалит всё вокруг.

«Я рыба Унывака,

Страдаю без конца,

Среди морского мрака

Нет горестней лица».

БУЛЬ

БУУУЛЬ

БУУУУУУУЛЬ

Улыбнулась ей ракушка

И воскликнула: «привет!

Не печалься, я подружка.

Хочешь , дам тебе совет:

Даже близоруким крабам

Не по нраву грустный рот,

И тебе его пора бы развернуть наоборот».

Отвечает Унывака:

«Очень правильный совет. Вид ужасен мой,  однако

у меня другого нет».

«Я рыба Унывака,

Страдаю без конца,

Среди морского мрака

Нет горестней лица».

БУЛЬ

БУУУЛЬ

БУУУУУУУЛЬ

Подплывает к ней медуза.

Океанский тихоход,

У которого из пуза

Ворох щупалец растёт.

Говорит медуза рыбе:

«Ты гуляешь на отшибе,

Не плывут к тебе друзья-

Без улыбки жить нельзя».

Отвечает Унывака:

«Без упрёков нет ни дня.

Вид мой тягостен, однако не зависит от меня.

«Я рыба Унывака,

Страдаю без конца,

Среди морского мрака

Нет горестней лица».

БУЛЬ

БУУУЛЬ

БУУУУУУУЛЬ

Вот кальмар стрелой несётся,

Ладно скроен, крепко сшит,

То сожмётся, то разожмётся,

И сердито говорит:

«Это кто тут сник и скис?

Ну-ка рыбка, улыбнись!

Если в море плавать можно,

Всё не так уж безнадёжно».

А кальмару Унывака,

Отвечает: «Вот беда!

Я и рад бы, но однако

Я так выгляжу всегда».

«Я рыба Унывака,

Страдаю без конца,

Среди морского  мрака

Нет горестней лица».

БУЛЬ

БУУУЛЬ

БУУУУУУУЛЬ

Растопырил восемь ног

Мешковатый осьминог

И ногами, как руками,

Цепко держится за камень.

«Я скажу вам без обмана,

На просторах океана

Никому ваш вид не мил,

Оттого что он уныл».

«Друг мой, это выраженье

Мне досталось от рожденья.

Что ж поделать я могу,

Если согнут рот в дугу?»

«Я рыба Унывака,

Страдаю без конца,

Среди морского  мрака

Нет горестней лица».

БУЛЬ

БУУУЛЬ

БУУУУУУУЛЬ

Вдруг неведомо откуда

И невиданная ранее

К ним несётся рыба-чудо

В перламутровом сиянии.

Ни словечка не сказала

подплывая к Унываке

Подплыла, поцеловала

И растаяла во мраке.

Обомлел наш Унывака,

Слёзы брызнули из глаз,

Улыбнулся Унывака

Самый первый в жизни раз.

И сказала наша рыбка:

«Это прозвище ошибка.

Я теперь Неунывака!

Целовака! Улыбака!

И могу теперь я…

Чмок! Чмок! Чмок!

Чмоки-ЧМОООООООК!

Иногда одного поцелуя достаточно,

Чтобы изменить всё вокруг.

Список использованной литературы:

1 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 до 6 М.,1992.

2 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г.

Рузской. М.; Воронеж, 1997

3 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.; Воронеж, 1996

4 Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред.

Е.О. Смирновой. М.; Воронеж, 2001

5 Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в

дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996 № 3

6 Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред.

Е.О. Смирновой. М.; Воронеж, 2001

7 Смирнова Е.О.

Развитие воли и произвольности в раннем и

дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 1998

8 Е.О.Смирноова Особенности общения с дошкольниками. Академия

2000

Диагностика форм общения ребенка со взрослым (стр. 23-27)

Занятия, направленные на развитие общения дошкольника со взрослым

(стр.27-33)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "О формах общения взрослых с детьми"

Толерантность. Рекомендации к проведению родительского собрания....

Диагностика форм общения ребёнка со взрослым

материал для консультации для  родителеймногие родители, проведя данную диагностику дома с ребенком, утверждали, что ее результаты оказались для них неожиданными и подвигли их пересмотреть эффект...

педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми

педагогическое сопровождение очень актуальное направление, предлагаю вашему вниманию пример сопровождения старшего дошкольника в ощении со взрослыми...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида играют важную роль в развитии, обучении и воспитании детей с ОНР, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовк...

Методика диагностики форм общения (по М. И. Лисиной)

Материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений для определения форм общения в детском коллективе....

«Взаимосвязи ребёнка с внешним миром». Диагностика форм общения со взрослым.

Определение ведущей формы общения у ребёнка. Цель методики: определение ведущей формы общения ребёнка со взрослыми, выявить уровень сформированности коммуникативной деятельности.Провед...