Диагностика по определению ведущей формы общения ребенка со взрослыми
учебно-методический материал по психологии
В данной работе представлено описание методики М.И. Лисиной, направленной на диагностику преобладающих форм общения у детей дошкольного возраста со взрослыми.
Методика включает в себя три типа взаимодействия: ситуативно-деловое (совместная игра), внеситуативно-познавательное (чтение и обсуждение книг) и внеситуативно-личностное (беседа на личностные темы). Процедура обследования предусматривает последовательное предложение ребенку выбора между этими тремя видами деятельности. В процессе диагностики фиксируются шесть ключевых показателей поведения ребенка: порядок выбора ситуаций, основной объект внимания, характер активности, уровень комфортности, анализ речевых высказываний и желательная продолжительность деятельности.
Ведущая форма общения определяется на основе балльной оценки показателей, с акцентом на тематику и содержание речевых высказываний. Наибольший вес имеют внеситуативные, социально-значимые высказывания. Полученные результаты позволяют определить доминирующую форму общения ребенка со взрослыми, что имеет значение для понимания особенностей его социального развития и организации эффективного взаимодействия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика по определению ведущей формы общения ребенка со взрослыми
Для использования методики М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице 2.
В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей младенческого возраста (до 6 месяцев).
1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.
2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. С целью изучения этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту
детей и имеют познавательный характер (о зверях, машинах...). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.
3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.
Формы общения и их основные параметры Таблица 1
Формы общения | Параметры форм общения | |||||
Время проявления | С кем и где общается ребенок | Вид потребности | Ведущий мотив общения | Средство общения | Продукты общения | |
1. Ситуативно-личностная (непосред-ственно-эмоциональ-ная) | 2 мес. (от 2 до 6 мес.) | Мать, родные, которые обеспе-чивают выжива-ние ребенка и удовлетворяют его первичные потреб-ности | Потребность в доброжелательном внимании взрослого | Личностный: взрослый – это ласковый доброжелательный человек | Экспрессивно-мимические реакции: улыбка, взгляд, мимика | Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания |
2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная) | 6 мес. (от 6 мес. До 3 лет) | Совмест-ная деятель-ность со взрослым в ходе предмет-ной деятельности | Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве | Деловой: взрослый – образец для подражания, эксперт, помощник | Предметно-действенные операции | Развитие предметной деятель-ности. Подготовка к овладению речью |
3. Внеситуа-тивно-познавательная | 3 – 4 года (с 3 лет до 5 лет) | Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка | Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении | Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей | Речевые операции | Развитие наглядно-образного мышления и воображе-ния |
4. Внеситуа-тивно-личностная | 5 – 6 лет (с 5 до 7 лет) | Общение разворачивается на фоне самосто-ятельной деятельности ребенка | Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль – стремление к взаимопомощи и сопереживанию | Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями | Речь | Накопление морально-нравствен-ных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произволь-ность поведения |
Описание методики
Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Проведение обследования. Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, во что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.
Во время обследования при выборе каждой новой ситуации психолог (педагог) заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола (табл. 3). Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола - на каждую ситуацию.
В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения.
В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:
- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания в первые минуты опыта;
- характер активности по отношению к объекту внимания; I
- уровень комфортности во время эксперимента;
- анализ речевых высказываний детей;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
1-я ситуация (совместная игра) - ситуативно-деловое общение;
2-я ситуация (чтение книг) - внеситуативно-познавательное общение;
3-я ситуация (беседа) - внеситуативно-личностное общение.
Обработка результатов
При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Таблица 2
Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми
Ситуация____________________________________________
№ п/п | Показатели поведения | Количество баллов |
I | Порядок выбора ситуации: игры-занятия чтение книги беседа на личностные темы | 1 2 3 |
II | Основной объект внимания в первые минуты опыта: игрушки книги взрослый | 1 2 3 |
III | Характер активности по отношению к объекту внимания: не смотрит беглый взгляд приближение прикосновение речевые высказывания | 0 1 2 3 4 |
IV | Уровень комфортности во время эксперимента: напряжен, скован озабочен смущен спокоен раскован весел | 0 1 2 3 4 5 |
V 1. 2. 3. 4. | Анализ речевых высказываний детей: По форме: ситуативные внеситуативные По теме: несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.) социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.) По функции: просьбы о помощи вопросы высказывания По содержанию: констатирующие высказывания высказывания о принадлежности оценка мнения | 1 2 1 2 1 2 3 1 2 3 |
VI | Продолжительность деятельности: минимальная - до 3 мин средняя - до 5 мин максимальная - до 10 мин и более | 1 2 3 |
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика форм общения ребёнка со взрослым
материал для консультации для родителеймногие родители, проведя данную диагностику дома с ребенком, утверждали, что ее результаты оказались для них неожиданными и подвигли их пересмотреть эффект...
Определение ведущей руки у ребенка.
Материал статьи будет полезен родителям и воспитателям детей старшего дошкольного возраста....

Формы общения дошкольника со взрослым и сверстниками
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная....

Основные формы общения ребенка дошкольного возраста со взрослым
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности...

"Определение ведущей руки у ребенка"
Перед тем, как делать с ребенком графические упражнения, нужно выявить его ведущую руку. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или, что он явно...

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...
