Консультация для воспитателей « Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством»
консультация (средняя группа)
Консультация для воспитателей "Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей « Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством»
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, то, что народ пронес через столетия». М. И. Калинин
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Поэтому важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры дошкольников. Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания.
Дошкольная педагогика признаёт большое воспитательное значение народного искусства. Постоянное знакомство с народными промыслами, обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.
Цель знакомства детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством - создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у дошкольников через знакомство с народным искусством, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Одной из основных задач является воспитание любви к своей малой Родине.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Можно сказать, что любовь к родине рождается уже в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.
Именно в народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Рассматривая народную игрушку с педагогической точки зрения, можно увидеть, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнку интересна предельная простота и ясность игрушки.
Задача педагога – это не подготовка будущих мастеров городецкой или другой росписи, а приобщение ребенка к истокам народного искусства. Педагог дает детям некоторый объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией и процессом изготовления различных изделий.
Процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восторг, радость от общения с таким искусством - вот чувства, которые нужно вызывать у детей. Начать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами.
При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством можно использовать разные методы и формы организации детской деятельности. Например:
- создание мини – музеев;
- просмотр фильмов, художественных альбомов, открыток;
- дидактические, подвижные и народные игры;
- чтение и разучивание литературных произведений (поговорок, прибауток, пословиц, загадок для развития желания познать и сохранить семейные, родовые традиции, речевую культуру русского народа);
- организация тематических выставок в группе;
- беседы по ознакомлению с народным искусством;
- занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации;
- проведение праздников и досугов;
- посещение выставок, музеев.
Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно используя практически через все виды детской деятельности. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.
При посещении выставок и музеев дети получают определенные сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). Здесь главная задача – научить детей рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративно-прикладного искусства.
Например, сначала дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. Потом педагог показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.
Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, педагог должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.
А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.
Для узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге, изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.
Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, педагог должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации педагог может использовать следующие методы и приемы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
- использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
- показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
- сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
Периодически можно проводить занятия творческого характера, на которых дети придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, можно предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т. д.
Знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, педагог осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.
Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная ...
"Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"
Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей жела...
Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством»
Консультация для воспитателей "Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...
Обобщенный опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад №31 Соколовой Светланы Владимировны на тему: "Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"
Обобщенный опыт работы представлен разработанным перспективным планом по изобразительной деятельности и ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством; конспектами занятий по данному ...
Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством...
Методическая разработка Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства помогает решать задачи эстетического и трудового воспитания дошкольников, их духовного развития....