Методическая выставка
учебно-методический материал

Паутова Светлана Сергеевна

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми

«Птицы - наши друзья»


Сегодня мы с вами обобщим наши знания о птицах и узнаем много нового.

Прежде чем мы начнем, мне хотелось бы обратить внимание на оформление класса и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах. Жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе большое разнообразие, всего насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

    Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

– Синь-синь! – посвистывает синица.

– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

– Гра-гра! – представляется грач.

– Сквор-сквор! – поют скворцы.

– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

А сейчас проведем игру «Птичьи разговоры». Соедините стрелками название птицы и звуки, которые она издает.

Гуси                 крякают

Соловьи            кричат

Журавли          гогочут

Утки                 свистят

Вороны             ухают

Ласточки        воркуют

Голуби             каркают

Синицы            щебечут

Совы                пищат

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Птицы делятся на две группы: зимующих и перелётных.

  • Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Каких птиц вы видели зимой?  

Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод.

       Одной из интересных зимующих птиц наших Дальневосточных лесов является клёст. Он питается иголочками и семенами хвойных деревьев, так как зимой пищи для клестов достаточно много и врагов почти нет, клесты выводят своих птенцов в самые морозы - в декабре месяце.

  • Перелетные птицы – это птицы,  которые из-за недостатка корма вынуждены улетать в теплые края, на юг.

Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми). Чем питаются аисты, цапли, гуси, утки, лебеди, чайки?  (рыбой, головастиками, лягушками). Зимой этой пищи не найти, поэтому, все насекомоядные и водоплавающие  птицы улетают в те места, где есть корм.

Одной из перелетных птиц является кукушка. Эта птица не вьет сама гнезда и свои яйца по одному подбрасывает в гнезда других птиц. Появившийся кукушонок выбрасывает из гнезда всех других птенцов так, как он очень прожорлив и ему не хватает той пищи, которую приносят  приемные родители.  Но это не значит, что кукушка вредная птица.

Никто из птиц не ест волосатых гусениц, так – как, их волоски ядовиты, а вот кукушка единственная птица, которая с удовольствием лакомится ими и этим приносит огромную пользу человеку.

- Птицы бывают домашними и дикими.

Дикие птицы живут в природе, сами находят себе пищу, укромное место для ночлега.

Домашние птицы – живут в помещениях, которые построил человек. Человек кормит и ухаживает за этими птицами. Из-за тяжелого веса домашние птицы разучились летать.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

Отдохнули? А сейчас проведем викторину по знанию птиц.

– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)

– Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

– Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

– Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек.)

– Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут.)

– У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)

– Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)

– Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)

– Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)

– Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)

– Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)

– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

– Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)

– Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)

– Какая птица выше всех летает? (Орел.) 

– Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)

–Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (Снегирь.)

– Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова.) 

– Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.) 

– Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.) 

– Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)

А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Воспитатель. Что неправильно, почему?

Дети. Мухи – это насекомые.

Воспитатель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Воспитатель Начинаем снова.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Воспитатель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Дети хлопают.)

Воспитатель Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

– Все вы молодцы!

Правила обращения с птицами.

– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

– А наносит ли вред птицам человек, какой?

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

● Не разорять гнезда.

● Не ловить и не убивать.

● Не трогать яйца и птенцов.

● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.

● Делать кормушки.

● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серой вороны и т. д.)

● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 миллиардов, то есть всего по 20 (клювов) на человека.

Вы знаете, что:

1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.

2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.

3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.

4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.



Предварительный просмотр:

Конспект беседы

«Международный день птиц»

Цель: знакомство с птицами,

Расширение представления детей о многообразии птиц.

формирование желания наблюдать за птицами, заботиться о них.

Предварительная работа: рассматривание картинок и иллюстраций с изображением птиц, чтение стихотворений и рассказов по теме, кормление птиц, подвижные игры «Воробушки и кот», «Собачка и воробьи».

Ход беседы

Беседу о птицах лучше проводить во время прогулки, чтобы дети могли понаблюдать за ними.

- Дети, мы с вами часто наблюдали за птицами, прилетающими на участок. Каких птиц (можно встретить в наших краях) вы видели на участке детского сада? (Воробьев, синиц, голубей, ворон, снегирей). Самые смелые – это воробьи. Кто первым прилетал зимой на кормушку? (Воробей). Воробьи летают стайкой. Стайка – это много птиц, которые летают вместе, так легче находить корм и замечать опасность. Вот и сейчас, первыми на наш участок прилетели воробьи: прыгают, клюют. Чем они клюют зернышки? (Ответы детей). Клювом, не носом. Клюв остренький. Клюнут и на новое место перелетят стайкой. Как воробьи переговариваются? (Ответы детей). Правильно, чирикают. А вот и шум-гам начался – это воробьи из-за зернышек подрались. Расшумелись и все улетели.

- Зимой к нам на кормушку прилетала стайка птиц с красными грудками. Как называются эти птицы? (Ответы детей). Снегири очень дружные птицы, поэтому летают стаей. По земле они скачут короткими прыжками. Питаются семенами трав, кустов, деревьев. Очень любят зернышки ягод рябины. Так же, как и воробьи, не боятся людей.

- А это что за птица с черной головкой и желтой грудкой? (Синичка). Синицы не летают стаей. На землю не садятся. Прыгают по веткам деревьев в поисках разных букашек. Послушайте, как звонко они поют.

- Кто это так важно расхаживает по земле и громко каркает? (Ответы детей). Ворона гораздо крупнее воробьев, синиц, снегирей и может напасть на них, разорить их гнезда, поэтому мелкие птицы боятся ворон. Перья у вороны серые и только на голове, крыльях и хвосте – черные, поэтому ворон иногда называют «серыми разбойницами».

- А вот еще одна птица приближается к нам мелкими шажками и воркует. Она меньше вороны, но крупнее воробья и синицы. Кто это? (Голубь). Голуби тоже ищут зернышки. (Дети наблюдают за голубем).

- Голуби, вороны, воробьи живут в городе, неподалеку от жилья человека. Снегири, синицы – живут в лесу и только зимой прилетают в город. Здесь им легче прокормиться. Ребята, как мы помогали птицам зимой? (Ответы детей) .

- Весной все птицы строят гнезда. Откладывают туда яйца, высиживают их. В конце весны из яиц появляются птенцы. В это время птиц нельзя тревожить. Нельзя разрушать гнезда, ломать деревья, громко кричать и включать музыку, птицы могут испугаться и улететь, а птенцы погибнут.

Подвижная игра

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.



Предварительный просмотр:

Сценарий игры – викторины

«ДЕНЬ ПТИЦ»

Цель мероприятия: углубление  и обобщение знаний о птицах; активизация познавательного интереса детей к природе.

Задачи: воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам, развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.

Оборудование: эмблемы для команд, медали за участие для команд, кисти, гуашь, вода, клеёнки, подготовленные рисунки с изображением птиц (павлин, попугай) для раскрашивания,

обруч для подвижной игры.

Предварительная работа: выставка поделок

Воспитатель: Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

. Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд по навьют, — посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

Воспитатель: Сегодня, ребята мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы.

Весна — время прилёта птиц, возвращаются они в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна, затем водоплавающие, потом которые питаются насекомыми. Есть даже такой праздник в апреле» ДЕНЬ ПТИЦ».

А сегодня мы свами проведём игру-викторину и посмотрим, что вы знаете про эти чудные создания.

Рассудит нас жюри.

начнём мы нашу игру:

1 этап: Команды должны представиться

1. Наша команда: Орлята

Наш девиз: Сегодня орлята, а завтра орлы

Нам весело вместе, мы очень дружны!

2. Наша команда: Ласточки

Наш девиз: Весна победу нам несёт

Ласточки - вперёд!

Воспитатель: Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям.

2 этап: посмотрим, какие птицы прилетели к нам.

(в каждой команде дети читают стихи и пересказывают доклады, которые приготовили вместе с родителями)

(прилож. 3)

Команда «Орлята»

Первый Ребёнок:

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт на солнышке сверкая:

- Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…

(второй ребёнок: пересказывает доклад про жаворонка)

Третий ребёнок:

Прилетели скворцы

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют.

(четвёртый ребёнок: пересказывает доклад про скворца)

Команда «Ласточки»

Первый ребёнок:

В зелени ветвей

Соловушка-соловей

Ночи напролёт

Песни нам поёт.

Льются песни без конца,

Лучше нет в лесу певца.

(второй ребёнок: пересказывает доклад про соловья)

Третий ребёнок:

На лесной опушке

Слышится: «ку-ку»

Кукует кукушка

Где то наверху

В лес густой зелёный

Нас зовёт она.

Там берёзки, клёны,

Свежесть, тишина.

(четвёртый ребёнок: пересказывает доклад про кукушку)

Воспитатель: А я вам расскажу о птице, которую выбрали в 2017 году!

Воспитатель:

Чем же вы занимаетесь, когда прилетаете к нам?

Трава опять зазеленела

И закудрявились леса

Весна, весна! Пора за дело!

Звенят пичужек голоса.

Сухие прутики, солому

Кусочки мха они несут

Всё пригодится им для дома

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы.

Ведь скоро в гнёздах будут детки

Их желторотые птенцы.

Ребята, каждый год, во время весенних каникул, мы отмечаем День птиц. В России его стали отмечать в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В 40 – е годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году восстановлена. Птицы дороги нам как часть чудесной природы.

Продолжаем играть.

3 этап: «Угадай птицу»

1. Вопросы для команды “Ласточки”

- Какие птицы весной прилетают первыми? (Грачи.)

- Какую птицу называют символом чистоты и благородства? (Лебедь.)

-Этой птицей интересуются охотники? (дикая утка)

2. Вопросы для команды «Орлята»

- Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

-В народе говорят: - эта птица, хвостом лёд ломает… (трясогузка или ледоломка)

-Какие птицы питаются насекомыми, захватывая их, во время полёта? (ласточки)

4 этап: А какие пословицы вы знаете о птицах?

(команды называют по очереди пословицы, а жюри засчитывает)

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица своим клювом сыта.

Птицы наши друзья обижать их нельзя.

Сорока весть на хвосте принесла.

Соловей берёт пением, а человек – умением.

Журавль прилетел и тепло принёс.

Физкультминутка «Аист»

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

5 этап: Шуточный «Отгадайте сказочного персонажа- птицу»

1. Вопросы для команды «Орлята»

- Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки? (Гуси-лебеди.)

- Какая птица помогла Дюймовочке убежать от крота? (Ласточка.)

- Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица.)

2. Вопросы для команды «Ласточки»

- Птица, которая несла золотые яйца? (Курочка Ряба.)

- В кого превратился «гадкий утенок»? (В прекрасного лебедя.)

-какие птицы жили у бабуси? (гуси);

Воспитатель: следующий этап

6 этап: отгадайте загадки…

1. Загадки для команды «Ласточки»

Угадайте, что за птица, скачет по дорожке

А потом на ветку прыг и чирикает чик – чик

(воробей)

Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей

Прячется в зелёных кронах, а зовут её ….

(ворона)

Кто присел на толстый сук, и стучит тук – тук, тук – тук

(дятел)

Угадай, какая птица бойкая, задорная

Ловкая, проворная, звонко тенькает тень – тень

Как хорош весенний день

(синица)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.

2. Загадки для команды «Орлята»

(Скворец.)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым,

«Кле! Кле! Кле!» – поет со свистом.

(Клест.)

Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет?

(сорока)

Кто летает тёмной ночью, и схватить мышонка хочет?

(сова)

Воспитатель: А сейчас поиграем

«Птички в гнездышках»

Ход: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручи). По сигналу воспитателя «полетели» - вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» - убегают на свои места. Повторяется 3 раза.

7 этап: «Буквы рассыпались». Необходимо правильно собрать слово.

1. Слово для команды «Ласточки»

ОКАСТЛЧА (ласточка)

2. Слово для команды «Орлята»

ЛВООЙЕС (соловей)

Воспитатель:

Птицы доставляют нам много приятных минут своим пением, радуют глаз красивым оперением. Они украшают и оживляют нашу природу.

Я предлагаю пройти командам к столам и раскрасить яркими цветами экзотических птиц.

(команды раскрашивают птиц для выставки)

Воспитатель: Наше жюри подводит итоги, пока команды увлечены рисованием.

Далее награждение за участие и фото на память.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

«Беседа о птицах»

ЦЕЛЬ:

Учить замечать красоту живущих рядом с нами птиц.

ЗАДАЧИ

Образовательная:

Расширять знания о мире птиц, их внешнем виде, о роли птиц в природе и жизни человека ; углублять представление о причинах перелета птиц ; находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев.

Развивающая:

Упражнять в словообразовании, умении выделять существенные различия птиц, учить анализировать и делать выводы на основе опытно – исследовательской деятельности ; развивать память, мышление, наблюдательность, любознательность.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.

СОДЕРЖАНИЕ

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птицы смогли расселиться по всему земному шару. Разновидностей птиц очень много. Они делятся по среде обитания, по способу добывания пищи, на диких и домашних, перелетных и зимующих. Но всех их объединяет один общий признак – это то, что они имеют оперение. Зачем оно птицам?

Материалы к занятию: картины с изображением осени, картины с изображением зимующих и перелетных птиц, математические карточки на каждого ребенка, схема строения пера,макет кормушки и макеты птиц на каждого ребенка для проведения игры «Мы кормушку смастерили»,по два листа бумаги на каждого ребенка для проведения опыта, набор перьев для каждого ребенка (маховое и пуховое) и лупы для проведения исследовательской деятельности, две кормушки для вывешивания на площадке и корм для птиц (пшено, крошки хлеба).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Наблюдения: за сезонными изменениями в природе и установление причинно-следственных связей, проведение цикла наблюдений за птицами на участке,рассматривание иллюстраций, ознакомление со схемой-моделью птицы.

Словарная работа: обогащение словаря прилагательными и новыми терминами (стержень – предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего-либо, опахало – эластичная пластинчатая часть контурного пера, лежащая по обе стороны от его стержня, орнитолог – человек, изучающий птиц).

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир проды. Он очень красив и разнообразен. А чтобы понять, о чем мы будем говорить,отгадайте загадки:

1. Кто на елке на суку счет ведет ку-ку,ку-ку?

2. В красной шапке расшитой, в черненьком кофтане,знаменит в семье лесной песенкой смешной. Что за песня-красота тук-тук-тук да тра-та-та?

3. Зимой на ветке яблоки,скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это.. . (Ответы детей).

О ком были загадки? Вы догадались, о ком мы будем говорить? Мы поговорим о птицах. На время нашего путешествия нам необходимо стать оргитологами. Вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей). Правильно орнитолог – человек, изучающий птиц. Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете!

ИГРА «ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ».

Воспитатель: Я буду читать вам стихотворение, а вы, как только услышите что я называю не птицу, хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы:голуби,синицы,мухи и стрижи,

Комары,кукушки,чибисы,чижи,

Аисты,лягушки,совы и ватрушки.

Ой,как много в мире птиц:пеликанов и синиц,

Зимородков и клестов,попугаев и дроздов.

Есть фламинго,воробьи,есть колибри,соловьи.

Голуби,кукушки,пеночки-простушки,

Дятел,сокол и сова (днем в дупле сидит она).

В поле перепел кричит.

Знаешь,их так много есть,что и всех не перечесть.

Нас сражают пением и буйным оперением!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

БЕСЕДА О ПЕРЕЛЕТНЫХ И ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ.

Воспитатель. Каких птиц вы видели на нашем участке? Каких птиц еще вы знаете?Чем птицы питаются в природе?Почему улетают зимовать в теплые страны? (Ответы детей). Правильно. Зимой замерзают водоемы, исчезают насекомые,и птицам нечем питаться. Они вынуждены улетать в теплые страны, где нет зимы и морозов,чтобы удовлетворять потребность в пище. Как называются птицы,которые улетают в теплые страны?Как называются птицы,которые остаются зимовать (Ответы детей). Назовите перелетных птиц (Ответы детей). Назовите зимующих птиц (Ответы детей).

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ».

Все иллюстрации птиц обозначены цифрами от 1 до 4.

Воспитатель. Я буду задавать вопросы,а вы с помощью математических карточек должны показать цифру,обозначающую правильный ответ.

1. Найдите лишнюю птицу по среде обитания (дятел,клест,глухарь,воробей).

2. Каким номером обозначена птица,не являющаяся водоплавающей?

(лебедь,пингвин,гусь,цапля).

3. Назовите номер птицы,которая не является домашней (курица,индюк,

утка,павлин).

4. Каким номером обозначена перелетная птица? (воробей,ворона,сорока,

ласточка).

5. Каким номером обозначена зимующая птица? (лебедь,синица,журавль,

аист).

Молодцы! А теперь давайте мы превратимся в птиц. Раз,два,три,повернись в птицу быстро превратись!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения

согласно тексту:

Птица крыльями взмахнула,птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево,удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,полечу-ка я домой».

Полетела,полетела,в гнездышко свое присела.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ.

Воспитатель: В этом шутливом четверостишии говорится о возможностях птиц. Как вы думаете каких? (Ответы детей). Правильно, птицы умеют летать. А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей).

Ребята,давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? Возьмите другой лист и так же осторожно выпустите из рук. Что вы увидели?Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей). Правильно, не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Почему же птицы летают(Дети высказывают свои предположения)Птицы самые крупные, быстрые и выносливые из ныне живущих летающих животных. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха,а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья у птиц легкие,сильные и гибкие.

Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья. Как вы думаете какую роль играют перья для птиц(Ответы детей). Оперение птицы состоит из огромного количества перьев (рассматриваем картины). Длинные перья крыльев называются маховые. Они предназначены для полета,поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти перья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворота в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птицу.

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Воспитатель. Давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц(Рассматриваем схемы строения пера). У пера есть проходящий посередине упругий стержень и плоское опахало. Стержень у пера внутри пустой. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Правильно, чтобы птица была легкой и могла лететь. Теперь сядьте на свои рабочие места, найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него? (Ответы детей). Правильно, оно плотное, жесткое, большое по размеру. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Какой стержень у махового пера? (Ответы детей). Да, он плотный и пустой. Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите? Оно падает медленно, плавно кружась. Почему? Перо легкое, так как внутри стержня пустота. Помашите пером, понаблюдайте, что с ним происходит? Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите? (Ответы детей). На бороздках пера есть выступы и крючочки,которые прочно и легко соединяются,как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой-то причине крючочки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом. А теперь выберете и рассмотрите те, которые обогревают птицу. Какие они? (Ответы детей). Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, меленькие по размеру. Сравните стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? (Ответы детей). На каких местах растут пуховые перья? (Ответы детей). Перья не только украшают птицу, помогают им взлетать и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ».

Воробьи – воробышки - (хлопки руками по бокам)

Серенькие перышки - (махи вверх-вниз перед собой)

Клюйте, клюйте крошки - (стук кулачком об кулачок)

У меня с ладошки - (дуем на раскрытые ладошки)

Нет, с ладошки не клюют - (руки в стороны,пожали плеч.)

И погладить не дают - (руки на поясе,наклоны в стор)

Как же нам поладить - (хлопки в ладоши)

Чтоб дались погладить

УПРАЖНЕНИЕ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Дети стоят в кругу. Игра в мяч.

Воспитатель. Я буду каждому из вас бросать мяч и говорить приметы птицы,а вы должны из двух слов образовать прилагательное:

Если у птицы красная грудка,то она какая? –желтая грудка,-черная головка,-белый бок,-длинные крылья,-большие глаза,-тонкий клюв,-длинные ноги, -черные крылья,-длинный хвост и т. д.

БЕСЕДА ОБ ОХРАНЕ ПТИЦ.

Ребята! Птицы,как и люди, -живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя!Что вы можете предложить для охраны птиц(Ответы детей). Не разорять гнезда. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда,развешивать кормушки,скворечники и дуплянки.

ИГРА «МЫ КОРМУШКУ СМАСТЕРИЛИ».

У каждого ребенка изображение определенной птицы.

Воспитатель. Я буду читать стихотворение,а вы сажаете на кормушку свою птицу,как только услышите ее название.

Мы кормушку смастерили,мы столовую открыли.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник,посмотри,прилетели снегири,

Три вороны были в среду,мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог прилетали семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье было общее веселье!

Молодцы! Накормили всех птиц, никто не остался голодным. Но это была игра.

Ребята! У нас тоже есть настоящая кормушка. Сегодня на прогулке мы повесим ее и всю зиму будем подкармливать птиц. И может быть спасем от голода не одну птицу. А летом птицы помогут нам,они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять парки,сады и скверы и радовать нас своим веселым щебетанием.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. Сегодня мы с вами совершили путешествие в удивительный мир природы и узнали много нового о птицах. Что вам больше всего понравилось на занятии? Какое задание было самым интересным? (Ответы детей).



Предварительный просмотр:

Картотека игр для тематической недели

«Перелетные птицы»

Хороводная игра «Жаворонок»

Цели: развитие ориентации в пространстве, развитие координации слов с движениями, работа над темпом и ритмом речи; обогащение двигательного опыта детей; воспитание желания выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.

Жаворонок

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве:

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год!

А. Береснев

По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей.

По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.

Пальчиковая игра «Кормушка»

Цель: совершенствование точных движений руки и пальцев, оказание положительного действия на развитие речи.

Сколько птиц к кормушке нашей. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ладонями.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках. Загибание пальчиков, начиная с большего.

Всем хватило зернышек. Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпая корм в кормушку.

Игра – импровизация «Чайки ловят рыбу»

Цель: тренировка умения распознавать эмоциональное состояние по мимике; позволять ребенку развивать понимание чувств и эмоций; учить детей самим изображать различные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, злость); обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение.

- А сейчас дети превращаются в птиц — чаек. Чайки птицы морские, больше всего они любят кушать рыбу, которую сами ловят в море. Отправляйтесь за рыбой. Поймайте и принесите две рыбы. (Воспитатель спрашивает у ребенка сколько рыб он поймал и какого они цвета).

Сюжетно – ролевая игра «Воробьиха»

Цель: развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Игровой материал: предметы-заместители, игрушки.

Подготовка к игре: знакомство с отличительными признаками воробья по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про воробьев.

Игровые роли: воробьиха, воробьята.

Ход игры. Игру воспитатель может начать с наблюдения за воробьем на улице: «Посмотрите, на крыше соседнего дома сидит воробей. Он маленький. Посидел, посидел и стал прыгать. Остановился. Взмахнул крыльями, чирикнул и полетел». После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями. А знаете, что я люблю больше всего делать? В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик. Целый день летаю и чирикаю, ишу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки. Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы? Отзовитесь, почирикайте. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком. После этого игра продолжается аналогично игре «

Развивающая игра «Нелепицы»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, связной речи.

Ход игры:

- Послушай предложения. Расскажи чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

Игра – эксперимент «Из чего птицы строят гнезда?»

Цель: выявление некоторых особенностей образа жизни птиц весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

Игра малой подвижности «Сорока - белобока»

Цель: развитие концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Дидактическая игра "Сложи целое яйцо из частей»

Цель: развитие смекалки, наблюдательности.

- Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.

Игра на координацию речи с движением «Воробей»

Цель: развитие мышления, воображения, фантазии детей.

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

(Дети идут по кругу, изображая голубей;

в центре один ребенок – он скачет, как воробей)

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

(Дети встают лицом в круг,

идут приставным шагом. «Воробей»

пытается «вылететь» из круга; «голуби»,

взявшись за руки, не пускают его)

Сюжетно-ролевая игра «Ласточка»

Цель: развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Игровой материал: предметы-заместители, игрушки.

Подготовка к игре: знакомство с отличительными признаками ласточки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про ласточек.

Игровые роли: ласточка, птенцы.

Ход игры. Игра начинается с наблюдения за ласточкой на улице: «Посмотрите, в небе летает ласточка. Она маленькая. Посмотрите, какой у нее раздвоенный хвостик. После этого педагог предлагает поиграть в игру. Воспитатель в роли ласточки говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю, есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими ласточками. А знаете, что я люблю больше всего делать? В небе летать и мошек ловить. А еще я ищу своих деток. Хочу, чтобы прилетели ко мне мои птенчики. Детки мои, где вы? Отзовитесь, пропищите. Я жду». (Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что птенчики не слышат маму - ласточку, далеко улетели). Затем педагог спрашивает, кто хочет быть ласточкой.

Дидактическая игра «Назови семью»

Цели: развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности.

Утка – селезень – утенок; Гусыня – гусь – гусенок; Грач – грачиха – грачонок; Скворец – скворчиха – скворчонок.

Развивающая игра «Угадай птицу»

Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания.

Ход игры: Педагог называет определения, а дети должны угадать, о какой птице идет речь (как вариант игры - подобрать соответствующую картинку).

Подумай, о ком можно так сказать:

Серая, умная, громкоголосая –

Пёстрая, хищная, большеглазая –

Шустрая, белобокая, длиннохвостая –

Длинноклювый, пёстрый, красноголовый –

Маленький, красногрудый, черноголовый –

Маленькие, шумные, коричневые –

Желтогрудая, белощёкая, тонкоголосая –

Краснопёрый, чернокрылый, с перекрещивающимся клювом.

Сюжетно-ролевая игра "Интервью"

Цели: закрепление у детей представления о жизни перелётных и зимующих птиц; развитие речевой активности и быстроты мышления, сообразительности и находчивости; формирование умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами; знакомство с новыми и интересными видами игр.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедической литературы: “Мир животных и растений”, “Книга знаний”.

Правила поведения: Задавать свой вопрос можно только после того, как ведущий предложит задать вопрос (представиться, задать вопрос из интересующей вас области, поблагодарить за ответ).

Игровые действия: В аудитории (групповой комнате) группа журналистов, за столом орнитологи – учёные, которые изучают жизнь птиц. Участники игры представляются и задают свои вопросы. “Учёный”, которому задан вопрос, отвечает на него. В случае затруднения он может заглянуть в свой компьютер или энциклопедическую литературу. Если ответ не удовлетворит “журналиста”, он может задать уточняющие вопросы.

Оборудование: Игрушечный компьютер, книги, микрофоны, видеокамера, фотоаппарат.

Ход игры:

Ведущий сообщает детям, что сегодня они будут играть в игру, которая называется “Интервью”. Обращает внимание на то, как подготовлена группа. Здесь есть стол с компьютером и литературой, микрофон. За столом будут находиться учёные – орнитологи, которым вы сможете задать интересующие вас вопросы. Другие участники игры будут журналистами, т. е. теми, кто будет задавать вопросы. Ведущий знакомит детей с правилами игры. Итак, начинаем игру.

– «Здравствуйте уважаемые ребята, сегодня мы с Вами находимся в студии программы «Хочу всё знать!». Сегодня мы поговорим о птицах. У нас в гостях учёные - орнитологи, это учёные, которые многое знают о жизни птиц и хотят своими знаниями поделиться с Вами.

Представляю вам первого гостя нашей программы - Екатерина Владимировна. Второй участник нашей программы – Матвей Дмитриевич. Уважаемые журналисты и гости студии, чтобы получить подробный ответ на интересующий вас вопрос, Вы должны представиться и задать вопрос правильно. Итак, начинаем!

Орнитологи представляются и просят журналистов задавать свои вопросы.

«Здравствуйте, корреспондент журнала «Радуга» И. Ф. ребёнка». «Скажите, пожалуйста, чем питается дятел?» «Спасибо».

Орнитолог 1. Кроме насекомых, большой дятел питается яйцами и птенцами других птиц. Дятел может за один раз съесть до 1000 муравьев.

«Здравствуйте, корреспондент журнала «Пёстрая палитра» И. Ф. ребёнка».

«Скажите, пожалуйста, а правда ли, что аисты во время полёта могут засыпать?»

Орнитолог 2. Некоторые аисты во время перелёта периодически засыпают. Уставшая птица, закрывает глаза и дремлет примерно 10 минут.

«Здравствуйте, корреспондент журнала «Птичьи трели» И. Ф. ребёнка».

«Скажите, пожалуйста, для чего предназначена форма клюва клеста?»

Орнитолог 2. Основной способ добычи корма – вылущивание шишек. Форма клюва клеста предназначена не только для добычи корма, но и для лазания по деревьям. Клесты могут «подвешиваться» к шишкам вниз головой.

«Здравствуйте, корреспондент журнала «Соловушка» И. Ф. ребёнка».

«Скажите, пожалуйста, правда ли, что кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?»

Орнитолог 1. Вылупившийся кукушонок, будучи ещё слепым, глухим и совершенно голым, выбрасывает из гнезда яйца или птенцов хозяев - подменяет собой нескольких птенцов другого вида.

Уважаемые гости студии, Вы тоже можете задать свой вопрос нашим сегодняшним экспертам по птицам.

Зрители задают вопросы, а орнитологи отвечают на вопросы.

В заключение игры ведущий, учёные и журналисты благодарят друг друга.

Рефлексия: Ребята вам понравилось быть в роли журналистов? А в роли учёных? Хотели бы вы стать журналистами, операторами, известными людьми?

Игра театрализованная «Птичий теремок»

Цели: развитие диалогической речи, прививание детям интерес к жизни пернатых.

Демонстрационный материал: кормушка, плоскостные изображения птиц.

Ведущий: Голодно, холодно,

Галки, воробьи

Голодно, холодно,

Воробушки мои?

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостите,

Не пугайтесь, клюйте!

Выходят дети и разыгрывают диалог, используя плоскостные изображения птиц.

Ведущий: Висел на дереве теремок. Небольшой теремок, без окон, без дверей, но очень просторный. И в том теремочке никто не жил. Но в том теремочке было много еды для птиц. Однажды на дерево прилетел воробей и увидел теремочек. Подлетел воробей к теремочку и спрашивает:

Воробей: Кто- кто в птичьем теремочке живет?

Я маленькая птичка с пушистыми перышками серого или коричневого цвета, живу у вас круглый год. Я очень быстрая и красивая птичка. В холодную пору мы с братьями сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Можно залететь в гости?

Ведущая: Никто не ответил воробью, и воробей сам решил погостить в птичьем теремочке.

(подлетает синица)

Синица: Кто- кто в птичьем теремочке живет?

Воробей: Я воробей, а ты кто?

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Можно залететь в гости?

Воробей: Залетай синичка,я не привык есть в одиночку.

(подлетает дятел)

Дятел: Кто- кто в птичьем теремочке живет?

Вместе: Я воробей. Я синичка. А ты кто?

Дятел: Я дятел. У меня красивая пестрая окраска: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, на головке красная шапочка, клюв острый. Я очень хорошо лазаю по деревьям. Надоело долбить дерево, так хочется семян поклевать.

Вместе: Милости просим! Еды всем хватит.

(подлетает снегирь)

Снегирь: Какой красивый птичий теремок! Я так голоден!

Вместе: А мы тебя раньше не видели в нашем лесу. Ты кто?

Снегирь: Я ваш гость. Я прилетел к вам с Севера. У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий,толстый. Мое любимое лакомство: ягоды рябины.

Вместе: Залетай снегирь. У нас в теремке есть такое лакомство.

(подлетает сорока)

Сорока: Кто- кто в птичьем теремочке живет?

Вместе: Я воробей. Я синичка. Я дятел. Я снегирь. А ты кто?

Сорока: Я сорока. Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам белые перышки. Хвост длинный и прямой, а клюв острый. Пустите полакомится несоленым салом.

Вместе: Залетай сорока. Расскажешь лесные новости.

(подлетает ворона)

Ворона: А мне местечко найдется? Я ворона. У меня крупное туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Вместе: Залетай ворона, будем очень рады.

Вот так собрались дружной семьей зимующие птицы. Теперь им никакие морозы не страшны. Спасибо людям за помощь!

Музыкально – дидактическая игра «Птицы и птенчики»

Цель: обучение детей в восприятии двух звуков («до»1 – «до»2).

Игровой материал: (для младшего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные).(для среднего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков не цветные и цветные, разрезанные на четыре части.

Ход игры:

Вариант 1: (для младшего возраста) Педагог напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт – птица или птенчик?» Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.

Вариант 2: (для среднего возраста) Педагог-ведущий раздает детям не цветные карточки. Разрезанные части цветных карточек остаются у Ведущего, он перемешивает их, кладёт одна на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает : «Кто вас зовёт–птица или птенчик?» Отвечать должен ребёнок, у которого карточка соответствует проигранному звуку. За правильный ответ он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке. Игра продолжается до тех пор, пока оба играющих не сложат карточку с цветным рисунком. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит задание.

Вариант 3: Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика).

Ход игры: Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Педагог играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Игра малой подвижности «Найдем воробышка»

Цель: развитие зрительного внимания, интереса к играм.

Ход игры: Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушечного цыпленка и предлагает поискать его. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести ее.

Игра – драматизация «Птицы прилетели»

Цели: формирование умения узнавать по голосу, позе птицу.

Ведущая - Ребята, а какое сейчас время года?

Дети – Весна!

Ведущая - Послушайте, как весной весело поют птички.

Звучит фонограмма пения птиц.

(Звуки природы.)

Ведущая. - К нам прилетают скворцы, грачи, соловьи, ласточки.

Видео-презентация «Перелетные птицы».

Ведущая (на фоне презентации и звуков природы). - Птиц нельзя обижать, потому что они маленькие, а еще они приносят большую пользу лесу. Хотите, мы с вами превратимся в птичек?

Дети соглашаются. Им надевают маски птиц.

Ведущая. - Покружись, покружись,

В птичек малых превратись!

(Дети-птички «летают» стайкой по зал, «клюют» зернышки, чистят перышки.)

Ведущая. - Птички малые весной

Прилетаю все домой.

С юга возвратиться

Надобно всем птицам.

Птички весело весь день

Танцевали: тень - тень – тень.

А ворона на суку

Целый день сидит

И на маленьких пичужек

Строго с высока глядит!

Хочет с птичками играть, хочет птичек догонять



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

"Птички добрых пожеланий" к Международному дню птиц

Описание: Мастер – класс будет интересен воспитателям, педагогам доп. образования.
Дети старших, подготовительных групп могут выполнять работу самостоятельно.
Цель: Изготовление птиц с добрыми пожеланиями.
Задачи:
- воспитывать желание беречь и охранять природу
- развитие мелкой моторики рук
- закрепить знания о птицах, обитающих в наших краях
- развивать любознательность, находчивость, воображение, внимание
- воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, бережное отношение к природе, заботу о птицах.

Международный день птиц проходит ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и не случайно отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц.
День птиц — это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. В России праздник отмечали с 1994 года.
Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.
И накануне "Дня птиц" , в образовательных учреждениях можно провести Акцию "Птички добрых пожеланий".

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/3/40722_a4ddb10249e2caa9cef9c0a66db0be20.jpg.jpg


Нам понадобится: ножницы, простой карандаш, краски, кисточки, картон.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/3/40722_9ec7f4037443b0a6c66e544d837c4739.jpg.jpg


Шаблоны:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/3/40722_205350f95efa9a2e1f7ce763fd69e27d.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/3/40722_6e9db195a1dfcd41cb4612c18a5488fe.jpg.jpg

\

Этапы изготовления птиц:

Обводим шаблоны птичек и скворечник на картоне, вырезаем.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/3/40722_1ae08dd09fbee2c489ff2c28082326a0.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/3/40722_7a5c3955adac8d5b58bc6cfcd5a7987c.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/3/40722_ac54035546874c5d6c5abaca46fd0254.jpg.jpg


Раскрашиваем наших птичек и скворечник.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/3/40722_909145814f725ada9e11b01753f12166.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/3/40722_02813e01e1a215572bc5277e83e42093.jpg.jpg


Заранее распечатываем приятные пожелания, вырезаем их.

Скручиваем трубочкой и закрепляем на клювик птичке.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/3/40722_d7af5477b7108c498383907199b53b4e.jpg.jpg


Птички готовы, их можно закрепить на дереве или просто на дверь.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/3/40722_db5867b1785e728435e3609c964bf79a.jpg.jpg


Оформляем надписью «Птички добрых пожеланий» и стихом о перелетных птицах.

Приходя утром, родители могут взять любую птичку с собой и прочитать от нее доброе пожелание, что непременно поднимет настроение и заставит задуматься о помощи пернатым.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Съедобная кормушка для птиц своими руками»

Цель: формирование у детей представления о значении кормушки для птиц, зимующих в наших краях.

Задачи: Познакомить с видами кормушек; показать приемы и этапы выполнения изготовления съедобной кормушки; формировать бережное отношение к птицам; развивать творческие способности.

Вступление:

С наступлением зимы, птицам становится сложнее находить себе пропитание. Зимние морозы – это самые тяжелые времена для птичек. Помогать птицам зимой необходимо, иначе многие из них без корма не переживут даже пару холодных дней.

Многие в детстве делали зимние кормушки для птиц, вырезая стенки в коробочках из-под сока или молока, и вешали их на веревочку за окошком. Но ветер сильно раскачивал такие кормушки, и в итоге вся еда для птиц высыпалась, и птички оставались голодными. Но это не значит, что кормушки бесполезны: просто важно делать их правильно. Поэтому знать, как сделать красивую и полезную кормушку для птиц, просто необходимо. Ее можно сделать самостоятельно. Это и явилось моей целью при проведении мастер-класса по приготовлению «зимнего угощения» для птиц.

Один из самых быстрых способов накормить птиц на улице - это сделать съедобные фигуры. Я их назвала «зимним угощением».

Во-первых, это красиво. Съедобным кормушкам придают форму сердечек, звездочек и даже новогодних елочек. На ветвях они выглядят настолько мило, что становятся настоящим украшением сада. 

Во-вторых, это экологично: никакого пластика – только природные материалы. Остатки кормушки буквально растворяются в природной среде. 

В-третьих, потому что мы, девочки, можем легко приготовить такие кормушки на кухне, без гвоздей и молотка.

В-четвертых, к процессу с удовольствием примкнут дети или внуки, которых попутно удастся познакомить со свойствами желатина, а еще сообщить об особенностях здорового птичьего питания.

Снегири, синицы, свиристели с удовольствием полакомятся семенами подсолнечника, зернами овса, проса, не откажутся от гороха и кукурузы, поклюют сухофрукты и орехи. Можно использовать гречку, рис, пшено и другие крупы.

Но для изготовления съедобных кормушек не стоит брать жареные семечки (тем более солёные), ржаные сухарики и просто кусочки ржаного хлеба тоже не подойдут – птички этот продукт переваривают с трудом. Пшеничный хлеб, отварной картофель и даже варёные яйца будут на пользу летающим обитателям Вашего сада. Если добавить в смесь яичную скорлупу, Вы поможете птичьему организму восполнить недостаток кальция.

Съедобные кормушки могут быть абсолютно разной формы и размера. Принцип изготовления игрушек-кормушек примерно один и тот же: готовим скрепляющую основу, вмешиваем в неё подготовленные семена и заполняем формочки для печенья. Формы можно брать самые разные: звёздочки, ёлочки, зайчики – чем разнообразнее, тем лучше. Подойдут даже одноразовые пластиковые стаканчики и формы для кексов с отверстием в центре. Существует несколько рецептов приготовления съедобных кормушек.

Вот один из них.

Материалы и инструменты

- желатин

- вода – 1 стакан

- крупы (пшено, овсянка, ячневая)

- семечки

- формы для печенья, стаканчик из-под йогурта

- веревка

Ход работы:

        

                                                                                                                        

Для «угощения» в первую очередь делаем «съедобный клей». Для этого разводим пакетик быстрорастворимого желатина в теплой воде. Должна получиться густая смесь.

        

Затем добавляем в неё крупы (я взяла пшено, овсянку, ячневую), семечки и хорошо перемешиваем.

        

        

Формочки можно смазать подсолнечным маслом, для того чтобы наше «угощенье» лучше доставалось из форм. Полученную массу разложить по формочкам, вставляя веревочки и поместить в холодное место (или на улицу).

        

Угощение для птиц готово.

Можно смело их развешивать на ветвях деревьев и наблюдать за тем, как наши пернатые друзья угощаются.

Ваша забота поможет пернатым пережить зиму.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

БПОУ РА

«Горно-Алтайский педагогический колледж»

http://2.bp.blogspot.com/-c0H_rGRlzJ8/VRqGEntFDGI/AAAAAAAADK0/xZlh99yapcA/s1600/29.03.13_s.jpg

На окошко села птаха,

Брат закрыл глаза от страха:

Это что за птица? Он её боится!

Клюв у этой птицы острый,

Встрёпанные перья.

Где же мама? Где же сёстры?

Ну, пропал теперь я! -

Кто тебя, сынок, обидел? -

Засмеялась мама. -

Ты воробышка увидел

За оконной рамой!

Агния   Барто

Обозначенный в календаре 1 апреля, Международный день птиц, имеет богатое прошлое. Еще в далеком 1905 году вступила в силу Международная конвенция по охране птиц. А в 1918 году Россия подписала действующий поныне Международный договор о перелетных птицах. С 1927 года в СССР официально отмечается День птиц, дети и подростки к 1 апреля готовят скворечники, чтобы вернувшимся с юга птицам было, где устроиться на жилье. Инициативные ребята ежегодно организуют акции в помощь птицам. Но постепенно праздник утратил свое значение.
И лишь в 1994 году, когда активисты-орнитологи забили тревогу и создали Союз охраны птиц России, праздник возродился. Сегодня молодое поколение вновь активно
 участвует в строительстве домиков для перелетных птиц, заботится о городских пернатых, которые остаются зимовать в России. Веселый щебет птиц, который раздается отовсюду, радует детвору.

И каждый год 1 апреля орнитологи благодарят своих помощников за все, что те делают для пернатых.

http://ladiko.ru/attachments/Image/2_1.jpg?template=generic   http://1nsk.ru/data/foto/166/600/787d24fd9f.jpg

http://www.coin-database.com/img/pl/animal/2000-v.jpg

Удод – птица  2016  года

http://tootlee.com/wp-content/uploads/2013/03/Common_Hoopoe_Upapa_epops_at_Hodal_I_IMG_9216.jpg

Удод – потешная птица со стоячим чубчиком и длинным клювом, крупнее ласточки и воробья. Всего на нашей планете насчитывается более 20 видов удода. Распространены эти птицы в Южной и Центральной Европе, Китае, Сибири и Северной Африке. Удоды отдают предпочтение местностям, где тенистые леса чередуются с большими лугами.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СВЕДЕНИЯ...

  • У молодых удодов есть очень действенное оружие. Когда враг заберётся в дупло и птенцам угрожает опасность, они выделяют из копчиковой железы вещество с противным запахом, которой выстреливают в нападающего. Этот запах отгоняет врага и спасает жизни птенцам. За эту способность удодов называют "вонючими петушками".
  • В одной старинной легенде рассказывается, что когда-то давно удод имел хохолок из золота. Люди постоянно преследовали птиц ради драгоценного металла. Птицы попросили помощи у царя Соломона, который вместо золотой короны дал им украшение из перьев.
  • Удода очень ценили в Древнем Египте.
  • Известен даже иероглиф, изображающий голову удода с поднятым хохолком на темени.
  • В летние месяцы удода видели далеко на севере, даже в Исландии.
  • Однако гнездоваться в таких холодных районах эта птица не может.

Удоды известны людям с давних времен, упоминание об этих птицах можно найти  в арабском фольклоре и на страницах Библии (эта птица считалась символом царя Соломона). Несмотря на то, что удоды не являются промысловыми видами, человеку они приносят несомненную пользу, уничтожая множество вредных насекомых. Удод считается национальной птицей Израиля, его изображение можно найти на денежных купюрах африканской страны Гамбии. В неволе этих птиц не содержат, и в зоопарках они встречаются редко.



Предварительный просмотр:

Гуляем  и наблюдаем
“Наблюдение за птицами”

  1. Расскажите ребенку о том, что птицам стало тепло, но земля ещё холодная, им нечего есть:  ни травинок, ни червячков, ни мошек.
  2. Нам надо ещё подкармливать птиц.
  3. Насыпьте в кормушки зёрен, крошек, семечек.
  4. Учите детей заботиться о птицах.

Прочитайте стихотворение:

Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся (Т. Ладонщиков).

Задайте вопросы.

- Какие птицы прилетают к нам весной?

- Они - зимующие или перелётные птицы?

- Где живут птицы, когда прилетают из тёплых стран?

-Как называется домик, где живут скворцы?

- Для чего скворцам нужен скворечник?

Давай  понаблюдаем за скворушками. Что они делают?

Рассказать о заботе птиц о своём потомстве.

Отметить строение тела птиц, их повадки.

- Если во время прогулки в парке вы увидели скворцов, знайте, что весна наступила. Эти птицы прилетают к нам, когда снег ещё лежит на земле. Обратите внимание детей на пёстренькие пёрышки скворцов, на то, как суетятся они, устраивая гнёзда в своих домиках-скворечниках: носят былинки, делают мягкую подстилку.

На шесте – весёлый дом с круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поёт отец -
Он и лётчик, и певец. (Скворец)

- Расскажите детям, что скворцы, грачи, зяблики не только радуют нас своими песнями и украшают наши парки и леса, но и охраняют зелёные насаждения от вредителей, сберегают урожай на полях, в садах и огородах. Покажите детям скворечники, которые развешены для птиц, расскажите о том, что никогда нельзя трогать птичьи яйца и птенцов, если гнездо с ними устроено в траве.

  - Обратите внимание, что некоторые птицы летают “стайками”, все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются “клином” в виде треугольника; другие выстраиваются “цепочкой”, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорог

Играем и развиваемся

Игровое упражнение “У кого кто?”

- У грача – грачонок - грачата.

- У утки – утёнок - утята

- У лебедя – лебедёнок - лебедята

- У соловья – соловьёнок - соловьята

- У журавля – журавленок - журавлята

- У дрозда – дроздёнок - дроздята

- У чижа – чижонок - чижата.

- У аиста – аистёнок - аистята

- У скворца – скворчонок - скворчата.

Игровое упражнение “Кто о ком заботится?”

- Аист заботится об аистятах.

- Грач заботится о грачатах.

- Журавль заботится о журавлятах.

- Лебедь заботится о лебедятах.

- Чиж заботится о чижатах.

- Соловей заботится о соловьятах.

- Дрозд заботится о дроздятах.

- Утка заботится об утятах.

- Скворец заботится о скворчатах.

- Гусь заботится о гусятах.

Игровое упражнение “Чей хвост у кого?”

- Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)

- Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)

-Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)

- Утиный хвост у кого? (Утиный хвост у утки)

- Гусиный хвост у кого? (Гусиный хвост у гуся)

- Аистиный хвост у кого? (Аистиный хвост у аиста)

- Соловьиный хвост у кого? (Соловьиный хвост у аиста)

Игровое упражнение “Кто кем станет?”

- Грачонок станет грачом.

- Соловьёнок станет соловьём.

- Скворчонок станет скворцом.

- Лебедёнок станет лебедем.

- Утёнок станет уткой.

- Аистёнок станет аистом.

- Журавлёнок станет журавлём.

Загадываем загадки:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий,

длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.  (Аист)

                                                          Весной прилетает птица.

                                           Поле вспашут - там любит кормиться. (Грач)

В синем небе голосок -

Будто крохотный  звонок. (Жаворонок)

       Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

  На бегу ли, на ходу ли

                       Им с ходулей не сойти. (Журавль)

Кто такой весенним днем

Сплёл рукавичку над окном,

Вывел в ней новых жильцов

Маленьких таких птенцов?  (Ласточка)

        Так важно она по болоту шагает!

       И живность болотная прочь убегает.

             Ведь если лягушка укрыться не сможет,

                    То этой лягушке никто не поможет.  (Цапля)

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (Дятел)

                         Эта хищница болтлива,

    Воровата, суетлива,

                       Стрекотунья - белобока,

      А зовут ее…(Сорока)

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.  (Сова)

На шесте - дворец,

во дворце - певец,

а зовут его… (Скворец)

Черный, проворный,

Кричит: "крак",

Червякам - враг. (Грач)

Сизокрылая птица,

Любит семечки и крошки,

Сидит тихонечко воркует

Возле дома и на окошке.  (Голубь)

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет

Крохи собирает.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (Воробей)

Спинкою зеленовата,

Крылышками желтовата

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синичка)

        Играем с пальчиками:

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – злой орлан.

(машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам.

(машут обеими руками, как крыльями)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка, Милая касаточка,

Ты где была? - За морем бывала,

 Ты с чем пришла? Весну добывала.

Несу, несу - Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним

пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой

руке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая выставка

1 апреля - Международный день птиц...

Методическая выставка "Международный день здоровья"

7 апреля - Международный день здоровья...

Методическая выставка для коллег

Методическая выставка посвященная "Всемирному дню мультфильмов" 6 апреля...

Методическая выставка "Пушистое наше чудо"

Методическая выставка "Пушистое наше чудо"...

Методическая выставка

Методическая выставка "Пушистое наше чудо"...