Семинар - практикум «Создание предметно-пространственной речевой среды в ДОУ»
консультация

Кокуева Баира Михайловна

Создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей речевому развитию дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_predmetno-prostranstvennoy_sredy.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Торга»

Семинар - практикум

«Создание предметно-пространственной речевой среды в ДОУ»

Подготовила:

Кокуева Б.М.

п.Комсомольский

2020г

Создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей речевому развитию дошкольников

Сегодня, в период введения ФГОС ДО, вопросы развития речи дошкольников стоят особенно остро. Это связанно с тем, что все больше выявляется детей с различными нарушениями в речевом развитии, в развитии познавательных процессов, значительном нарушение координации движений, мелкой моторики руки. В своей работе на протяжение многих лет ключевое место мы уделяем речевому развитию детейДошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речи. От качества речи, умение пользоваться ею в игре, в НОД, других видах деятельности зависит успешность ребенка, его принятия сверстниками. Непосредственно образовательная деятельность, индивидуальная работа с детьми, а также самостоятельно - организованная деятельность (игры, дежурство, художественно - эстетическая деятельность т. д.) призваны обогащать и всесторонне развивать речь дошкольников во всех ее аспектах (обогащение словаря, развития звуковой культуры речи,связной речи, развития речевого аппарата и дыхания.) Одним из условий полноценного речевого развития детей в соответствие с ФГОС ДО является грамотно организованная развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ.

Таким образом, предстояло организовать окружение, которое наиболее эффективно будет влиять на развитие разных сторон речи каждого ребенка. "В пустых стенах ребенок не заговорит", - заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли удовлетворить важные потребности в познание (сенсорном и тактильном восприятии). Для того чтобы устранять и корректировать речевые нарушения мы организовали предметно- развивающую среду группового помещения в свете новых требований. В раздевалке разместили уголок логопеда "Логопед советует". Весь игровой, дидактический и стимульный материал находится в открытом доступе. Материалы уголка очень разнообразны: демонстрационный (наглядный, дидактический, раздаточный. Все соответствуют требованиям стандарта дошкольного образования, а именно соответствуют возрасту детей, направлены на развитие речевых и психических функций. Речевой уголок систематически дополняется необходимым материалом, обеспечивает разнообразную речевую деятельность под руководством взрослого. Для развития лексико- грамматической стороны речи были сделаны папки с предметными и сюжетными картинками для пересказов. Оформлены картотеки словесных игр. Все это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, наблюдательности и воображения. Для коррекции звукопроизношения оформлена картотека  артикуляционной гимнастики, так же скороговорки и чистоговорки (на свистящие, шипящие и сонорные звуки, на дифференциацию звуков),  приобрели зеркала для индивидуальной работы. Изготовили игры и упражнения для развития речевого дыхания: "Сдуй снежинку", "Прожорливые фрукты", "Лети бабочка", "Плыви рыбка". Для развития связной речи, грамматического строя речи были подобранны игры и упражнения "Кто что ест", "Назови одним словом", "Мой, моя, мое, мои","Кто где живет", наборы парных картинок типа "Домино", наборы игровых пособий найди отличия по внешнему виду, серия картинок по 4-6 штук на установление последовательности событий.

Развитие речи тесным образом связано с развитием мелкой моторики руки. Еще Сухомлинский В. А.писал: "Истоки способностей и дарование детей - на кончиках пальцах. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питаются творческой личности". Для этого образовали уголок сенсорного развития, который обеспечивает накопление детьми сенсорных впечатлений, тактильных ощущений, следовательно, развивается мелкая моторика рук. Был накоплен материал для игр с мелкими предметами: массажные мячи, пазлы, конструкторы, игрушки - шнуровки, в том числе сделанными своими руками.

В своей работе мы поставили перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в свою работу пальчиковых игр, так как они на наш взгляд дают наиболее значимый эффект для развития речи. Следствием чего стало подбор и оформление картотеки пальчиковых игр согласно лексическим темам. Большое внимание уделили развитию мелкой моторики, включали упражнения: поглаживание и разминание пальчиков, загибание и их разгибание, тем самым активнее развивается мозг и речь детей. Таким образом, создали условия для развития речи дошкольников через использование пальчиковых игр. Они выступают эффективным средством речевого развития.

Проделанная работа способствовала улучшению звукопроизношения, умению четко говорить, развивалась память, способность согласовывать движение и речь. Как гласит ФГОС ДО, предметная среда должна иметь характер открытой системы, способной к изменению, корректировки и развитию. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложноПредметный мир, окружающий детей, необходимо пополнять и обновлять, что мы успешно делаем в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ»

Командная игра «Что вы знаете о РПП среде?» Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно - пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС».Учёт способностей, и...

Семинар – практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ –как условие реализации ФГОС».

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования. Деловая игра.Методические рекомендации по созданию предметно развивающей среды по образовательн...

Семинар-практикум " Развивающая предметно-пространственная среда в реновационной группе"

Организация развивающей Предметно пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать  ндивидуальность каждого ребе...

Семинар-практикум "Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, в соответствии с ФГОС".

Семинар практикум "Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, в соответствии с ФГОС"....

Семинар-практикум "Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС"

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуа...

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Цель семинара: выявление и обобщение знаний педагогов о создании предметно-развивающей среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования....