Семинар – практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ –как условие реализации ФГОС».
консультация

Григорьева Алина Федоровна

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования. Деловая игра.

Методические рекомендации по созданию предметно развивающей среды по образовательным областям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Развивающая предметно-пространственная

 среда в ДОУ –как условие реализации ФГОС».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ», листки с заданием, ручки.

Программа:

1.Метод «разогрев». Введение.

2.Деловая игра

3.Методические рекомендации по созданию предметно развивающей среды по образовательным областям

Ход:        Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

Если полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, то дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете, что взрослые обучаются так же как дети, кивните головой.

Если вы считаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.

Если вы предполагаете, что эмоции не так важны, при обучении, то закройте глаза.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Развивающая предметно-пространственная среда – это образовательное оборудование, материалы, мебель в сочетании с определенными принципами разделения пространства группы.

При организации среды необходимо учитывать следующие нормативные акты.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 3, ст. 32 «Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств»;
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Существуют еще 2 письма Минобразования России, с которыми Вы можете ознакомиться, обратившись к папке с нормативно-правовыми документами для педагогов ДОУ в методическом кабинете.
  5. Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
  6. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

1.Вопрос: Расшифруйте аббревиатуру РППС и что понимают под РППС.

Ответ: (Развивающая предметно – пространственная среда. Под развивающей предметно – пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом)

2.Вопрос: Что должна обеспечивать РППС? 

Ответ: (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения)

3.Вопрос: Какие требования, принципы к РППС необходимо учитывать для реализации ООП ДО?

Ответ: (РППС должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной)

4.Вопрос: Чему должна соответствовать насыщенность РППС?

Ответ: (возрастным возможностям и содержанию Программы)

5.Вопрос: Что предполагает трансформируемость РППС?

Ответ: (возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации)

6.Вопрос: Что предполагает полифункциональность материалов? 

Ответ: (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.)

7.Вопрос: Что предполагает вариативность среды?

Ответ: (наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей)

8.Вопрос: Что предполагает доступность среды?

Ответ: (предполагает для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования)

9.Вопрос: Каким требованиям должна соответствовать мебель в ДОО?

Ответ: (Требованиям СанПин 2.4.1.3049-13).

- к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. («магазин»);

10.Вопрос: к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («строительный уголок», «Центр конструирования»);

11.Вопрос: к какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. 

Ответ: («Центр экспериментирования»);

12.Вопрос: о каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? 

Ответ: («Центр физического развития»);

13.Вопрос: о каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности?

Ответ: («Центр ИЗО»);

14.Вопрос: какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? 

Ответ: (игровая деятельность);

15.Вопрос: какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? 

Ответ: (познание);

16.Вопрос: как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? 

Ответ: (предмет-заместитель);

17.Вопрос: как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде 

Ответ: (участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);

Молодцы.

Историческая справка

Молодцы. Разминка прошла успешно. А сейчас послушайте историческую справку.

Впервые в истории отечественного дошкольного воспитания требования к развивающей среды были сформулированы в 1932 г. В том же году введены термины «игровые уголки», «игровые зоны».

1960 г. – открытие НИИ дошкольного воспитания, научно разработано предметно-игровое оборудование для детских садов.

70-е годы XX века – разработаны принципы предметной среды, педагогическая классификация игрушек и система развивающих игрушек для детей раннего возраста.

80-е годы XX века – разработана система «КИК» (компьютерно-игровой комплекс).

90-е годы XX века – появляется понятие «предметно-развивающая среда».

1993 г. – разработана «Концепция построения развивающей среды» под ред. В. А. Петровского.

1995 г. – определены принципы построения предметно-развивающей среды (стабильность-динамичность, открытость-закрытость, учет половых и возрастных различий детей и др.)

2003 г. – вышло практическое пособие по моделированию развивающей среды ДОО «Материалы и оборудование для детского сада» (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова)

2009 г. – сформулированы требования к материально-техническому обеспечению, в том числе и к предметно-развивающей среде (ФГТ)

2013 г. – новые требования к организации РППС (ФГОС ДО).

Рекомендации:

В стандарте четко прописаны принцы развивающей среды, она должна быть:

- содержательно-насыщенной;

-  трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной.

ФГОС ДО рекомендует, что образовательное пространство должно быть достаточно хорошо оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе игровым оборудованием. Среда должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Пространство должно легко трансформироваться исходя из замысла воспитателя в организации своей работы, согласно замыслу или желанию ребенка.

Предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

Вариативность среды предполагает наличие в различные пространства, в том числе для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей, в том числе и игровую.

Доступность среды должна предполагать свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Все материалы и оборудования должны быть исправны, безопасны и правильно хранимы.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей. Т.е. с помощью предметно-развивающей среды группы для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СЕМИНАР «ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ...

Буклет - программа районного семинара «Развивающая предметно - пространственная среда как важнейшее условие реализации ФГОС ДО"

Буклет - это печатное издание  на одном листе, складывающемся книжечкой или ширмочкой. Очень актуальная и привлекательная форма содержания информации для участников семинара....

Семинар-практикум "Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО"

Представление инновационных технологий, которые используются в организации образовательного процесса с детьмпи, имеющие речевые нарушения...

Семинар-практикум для педагогов «Современные педагогические технологии как условия реализации ФГОС»

Семинар-практикум для педагогов «Современные педагогические технологии как условия реализации ФГОС»...