Семинар-практикум "Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Представление инновационных технологий, которые используются в организации образовательного процесса с детьмпи, имеющие речевые нарушения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Семинар-практикум

«Организация образовательного процесса учителя-логопеда в

условиях реализации ФГОС ДО»

                                                                                                                                 

                       

       

                                                           

                                                                                   Автор: учитель-логопед Т.Н. Крюкова

           

2020 г.

Семинар-практикум

«Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность: Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Речевая функция играет важную роль в развитии дошкольника, в процессе которого развивается его самостоятельность и познавательный интерес. Педагогу необходимо применять новые формы, методы и технологии.

Цель семинара-практикума: Представить инновационные технологии, которые используются в организации образовательного процесса с детьми, имеющие речевые нарушения.

Задачи семинара-практикума:

1.Ознакомление участников с накопленным дидактическим и теоретическим материалом.

2. Представить практический опыт путем прямого комментированного показа использования дидактических игр.

3.Расширить опыт учителей-логопедов в вопросах развития познавательных способностей у дошкольников посредством применения дидактических игр.

Вариант проведения: показ слайдов, дидактических игр, которые используются в работе учитель-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности. 

Этапы проведения семинара-практикума:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительный этап.
  3. Основной этап.
  4. Этап подведения итогов семинара-практикума.

Участники семинара-практикума: учителя-логопеды.

Предполагаемый результат: повышение мотивации участников по внедрению и использованию новых технологий в организации и проведение дидактических игр с детьми.

Ход семинара:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада вас видеть на своем практическом семинаре. Надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и эффективно!

Всем нам известно, что в системе дошкольного образования произошли изменения, которые требуют от педагога перестройки в профессиональной деятельности с внедрением новых технологий, методов, приемов работы с современными детьми.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Напомню вам, что основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среде, которая обеспечивает, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Содержание работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждет их сегодня. А что же их может ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия, только так можно ребенка заинтересовать. В этих изменяющихся условиях нам логопедам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.

В своей работе стараюсь создать интересные индивидуальные занятия с использованием игр с песком.

Песочная терапия решает следующие задачи, которые вы можете увидеть на слайде (Слайд № 3):

1.Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля, творческого мышления, воображения и фантазии;

2.Формирование у ребёнка представления об окружающем мире;

3.Развитие общей и тонкой моторики.

4. Тренировка органов дыхания, увеличение объема легких, фильтрация кислорода в них.

Игры с песком - это просто, привычно, доступно, естественно и приятно! Частичный перенос элементов логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

1.Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля. 

(Слайд № 4)

Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, картинку.

2.Посыпание, пересыпание песка из руки на руку.

Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берет в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движением песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимается стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.

 

3. Поиск картинок, спрятанных в песке.

Например, игру «Найди картинку» можно использовать при постановке или автоматизации определённого звука, классификации предметов на заданный звук и т. д.

В своей работе использую тактильно-кинестетическую доску. Очень эффективно проходит работа с ребенком ЗПР.

Задачи тактильно-кинестетической доски: (Слайд № 5)

1. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность дошкольников с нарушениями речи, учить детей словесно выражать свои ощущения.

2. Формировать ассоциативные связи между тактильно- кинестетическими ощущениями и различными материалами

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К. Д. Ушинский).

В этом году в работе стала использовать такую форму работы как — Лэпбук. (Слайд № 6)

Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС: (сделать на слайде)

  • Многофункциональность - обучает, развивает, развлекает;
  • Широкий возрастной диапазон участников;
  • насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для познавательной и речевой активности детей;
  • вариативность игровых заданий и упражнений: множество вариантов, как авторских, так и придуманных самостоятельно;
  • трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
  • доступность – свободный доступ всех детей к играм, материалам;
  • творческий потенциал: можно играть бесконечно, придумывая всё новые варианты, развивая всё новые способности.

В основу дидактического пособия положены 3 принципа обучения: «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».

С одной стороны - ребенку предлагаются примеры (образцы, схемы) для подражания, с другой - возможности для творчества и фантазии.

На обложке дидактического пособия находятся Звукарики. Они вместе с малоактивными детьми путешествуют по разным лексическим темам, от их имени могут совершаться разнообразные игровые действия и усложняться задания.

Цель и задачи можете изучить на слайде (Слайд №  7)

Цель: создать условия для познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.  

Задачи: Коррекционно-образовательные:

Расширять, уточнять и активизировать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.

Формировать соотношение числительных с существительными и прилагательными, формы предмета и цвета.

Формировать лексико-грамматический строй речи, автоматизировать и дифференцировать звуки речи.

Формировать умение составлять последовательный рассказ   с наглядной основой в виде карточек, отражающих последовательность событий.

Коррекционно-развивающие:

Развивать диалогическую и связную речь, познавательные процессы (разные виды восприятия, внимания, памяти, мыслительные операции);

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать отзывчивость, желание общаться и играть со взрослыми и сверстниками.

Дидактическое пособие имеет три зоны:

I.Зона- « Лексические темы» (Слайд № 8, 9)

Собраны лексические темы, игры и упражнения к ним.                                

II. Зона - «Расскажи сказку» (Слайд № 10)

В этой зоне собраны  сказки

Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, связную речь, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке, интерес к игре-театрализации, учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки, активизировать речевую деятельность детей, формировать умение импровизировать, развивать образное мышление, актёрские способности, побуждать детей к активному общению, умение строить диалог.

Однажды неизвестный поэт сказал:

Я пытался достичь сердца ребенка словами;

Они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами;

Он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.

Он прошептал мне на ухо:

«Приди, - сказал он, - поиграй со мной»

Уважаемые коллеги, я приглашаю двоих участников поиграть со мной и выполнить несколько игровых заданий.

Игры которые находятся в

 III разделе ЛЭПБУКА(Слайд № 11)

Зона – «Дидактических игр»

Игра «Богатейка»

Цель: Учить детей согласовывать числительное с существительным, автоматизация и дифференциация  поставленных звуков.

Ход игры: Логопед раскладывает на столе 2 ряда по 6 карточек в верхнем ряду – карточки с цифрами от 1 до 6, а в нижнем – коррекционные картинки. Каждый игрок поочередно трясет и перемешивает три игральных кубика, лежащие в ладошках Затем игрок выбрасывает на стол кубики и соотносит показания кубиков с цифрами на карточках и лежащими под ними коррекционными картинками. После того как участник игры четко назвал каждую картинку, логопед подводит итог: если на всех кубиках разные показания игрок не получает ничего. Если совпадают 2 кубика – игрок получает 2 призовых жетона, если совпадают 3 кубика – 3 жетона. На этапе автоматизации звука в словосочетаниях или предложениях можно дать детям образцы словосочетаний по предметным картинкам (большая машина, пушистая кошка и т. д.) или предложений (душ – Мою под душем шею и уши.)

Игра «Менялка»

Цель: научить детей согласовать прилагательное с существительным, развитие связной речи.

Ход игры: На двух полях разных цветов раскладываются коррекционные картинки с вырезанными силуэтами. Согласование прилагательного с существительным. Так, при автоматизации (Р) можно предложить красное поле. Игрок бросает кубик и забирает определенное количество картинок. В процессе игры дети упражняются в произнесении фраз такого типа: Была машинка желтого цвета, стала зеленая.

С целью повышения эффективности коррекционно-образовательной работы логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями группы. Вместе мы создаем в группе развивающую предметно-пространственную среду. Представляю вашему вниманию фотографии старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Радуга».

Логопедический уголок, (слайд 14) макет домашние животные и домашние птицы (слайд 15), макет животные жарких стран (слайд 16). Домик на колесах, с кухней, гостиной, спальней и лоджией. На боковой стороне дома, можно закреплять пройденный звук и букву, подобрав картинки в которых слышится этот звук, определить место звука в слове и дать характеристику звуку (слайд 17). Макет транспорт и дорожное движение (слайд 18). Театрализация, разнообразные игры для развития памяти, мышления, мелкой моторики (слайд 19,20)

Нашу встречу хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Надеюсь, что вы с пользой провели время. Спасибо всем за внимание.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО"

Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС  в ДО. Изменений в работе логопеда мало, но есть....

Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Материал для создания предметно -развивающей среды логопедического кабинета согласно ФГОС...

Активные методы и приёмы обучения в работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.

Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам....

Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Создание и организация предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС...

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в образовательном процессе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в образовательном  процессе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС...

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения" - это повод взглянуть на профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность.Учить ребёнка правильной, ...

«Региональный компонент в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»

Представлен примерный календарно-тематический план с иллюстрациями подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами  национально-регионального компонента г. Белорецк, Республика Б...