Семинар-практикум "Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Представление инновационных технологий, которые используются в организации образовательного процесса с детьмпи, имеющие речевые нарушения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Семинар-практикум
«Организация образовательного процесса учителя-логопеда в
условиях реализации ФГОС ДО»
Автор: учитель-логопед Т.Н. Крюкова
2020 г.
Семинар-практикум
«Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность: Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Речевая функция играет важную роль в развитии дошкольника, в процессе которого развивается его самостоятельность и познавательный интерес. Педагогу необходимо применять новые формы, методы и технологии.
Цель семинара-практикума: Представить инновационные технологии, которые используются в организации образовательного процесса с детьми, имеющие речевые нарушения.
Задачи семинара-практикума:
1.Ознакомление участников с накопленным дидактическим и теоретическим материалом.
2. Представить практический опыт путем прямого комментированного показа использования дидактических игр.
3.Расширить опыт учителей-логопедов в вопросах развития познавательных способностей у дошкольников посредством применения дидактических игр.
Вариант проведения: показ слайдов, дидактических игр, которые используются в работе учитель-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности.
Этапы проведения семинара-практикума:
- Организационный момент.
- Подготовительный этап.
- Основной этап.
- Этап подведения итогов семинара-практикума.
Участники семинара-практикума: учителя-логопеды.
Предполагаемый результат: повышение мотивации участников по внедрению и использованию новых технологий в организации и проведение дидактических игр с детьми.
Ход семинара:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада вас видеть на своем практическом семинаре. Надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и эффективно!
Всем нам известно, что в системе дошкольного образования произошли изменения, которые требуют от педагога перестройки в профессиональной деятельности с внедрением новых технологий, методов, приемов работы с современными детьми.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Напомню вам, что основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среде, которая обеспечивает, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Содержание работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы.
Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждет их сегодня. А что же их может ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия, только так можно ребенка заинтересовать. В этих изменяющихся условиях нам логопедам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.
В своей работе стараюсь создать интересные индивидуальные занятия с использованием игр с песком.
Песочная терапия решает следующие задачи, которые вы можете увидеть на слайде (Слайд № 3):
1.Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля, творческого мышления, воображения и фантазии;
2.Формирование у ребёнка представления об окружающем мире;
3.Развитие общей и тонкой моторики.
4. Тренировка органов дыхания, увеличение объема легких, фильтрация кислорода в них.
Игры с песком - это просто, привычно, доступно, естественно и приятно! Частичный перенос элементов логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
1.Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
(Слайд № 4)
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, картинку.
2.Посыпание, пересыпание песка из руки на руку.
Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берет в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движением песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимается стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.
3. Поиск картинок, спрятанных в песке.
Например, игру «Найди картинку» можно использовать при постановке или автоматизации определённого звука, классификации предметов на заданный звук и т. д.
В своей работе использую тактильно-кинестетическую доску. Очень эффективно проходит работа с ребенком ЗПР.
Задачи тактильно-кинестетической доски: (Слайд № 5)
1. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность дошкольников с нарушениями речи, учить детей словесно выражать свои ощущения.
2. Формировать ассоциативные связи между тактильно- кинестетическими ощущениями и различными материалами
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К. Д. Ушинский).
В этом году в работе стала использовать такую форму работы как — Лэпбук. (Слайд № 6)
Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС: (сделать на слайде)
- Многофункциональность - обучает, развивает, развлекает;
- Широкий возрастной диапазон участников;
- насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для познавательной и речевой активности детей;
- вариативность игровых заданий и упражнений: множество вариантов, как авторских, так и придуманных самостоятельно;
- трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
- доступность – свободный доступ всех детей к играм, материалам;
- творческий потенциал: можно играть бесконечно, придумывая всё новые варианты, развивая всё новые способности.
В основу дидактического пособия положены 3 принципа обучения: «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».
С одной стороны - ребенку предлагаются примеры (образцы, схемы) для подражания, с другой - возможности для творчества и фантазии.
На обложке дидактического пособия находятся Звукарики. Они вместе с малоактивными детьми путешествуют по разным лексическим темам, от их имени могут совершаться разнообразные игровые действия и усложняться задания.
Цель и задачи можете изучить на слайде (Слайд № 7)
Цель: создать условия для познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
Расширять, уточнять и активизировать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
Формировать соотношение числительных с существительными и прилагательными, формы предмета и цвета.
Формировать лексико-грамматический строй речи, автоматизировать и дифференцировать звуки речи.
Формировать умение составлять последовательный рассказ с наглядной основой в виде карточек, отражающих последовательность событий.
Коррекционно-развивающие:
Развивать диалогическую и связную речь, познавательные процессы (разные виды восприятия, внимания, памяти, мыслительные операции);
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, желание общаться и играть со взрослыми и сверстниками.
Дидактическое пособие имеет три зоны:
I.Зона- « Лексические темы» (Слайд № 8, 9)
Собраны лексические темы, игры и упражнения к ним.
II. Зона - «Расскажи сказку» (Слайд № 10)
В этой зоне собраны сказки
Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, связную речь, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке, интерес к игре-театрализации, учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки, активизировать речевую деятельность детей, формировать умение импровизировать, развивать образное мышление, актёрские способности, побуждать детей к активному общению, умение строить диалог.
Однажды неизвестный поэт сказал:
Я пытался достичь сердца ребенка словами;
Они часто проходили мимо него неуслышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами;
Он бросал на меня озадаченные взгляды.
В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.
Он прошептал мне на ухо:
«Приди, - сказал он, - поиграй со мной»
Уважаемые коллеги, я приглашаю двоих участников поиграть со мной и выполнить несколько игровых заданий.
Игры которые находятся в
III разделе ЛЭПБУКА(Слайд № 11)
Зона – «Дидактических игр»
Игра «Богатейка»
Цель: Учить детей согласовывать числительное с существительным, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Ход игры: Логопед раскладывает на столе 2 ряда по 6 карточек в верхнем ряду – карточки с цифрами от 1 до 6, а в нижнем – коррекционные картинки. Каждый игрок поочередно трясет и перемешивает три игральных кубика, лежащие в ладошках Затем игрок выбрасывает на стол кубики и соотносит показания кубиков с цифрами на карточках и лежащими под ними коррекционными картинками. После того как участник игры четко назвал каждую картинку, логопед подводит итог: если на всех кубиках разные показания игрок не получает ничего. Если совпадают 2 кубика – игрок получает 2 призовых жетона, если совпадают 3 кубика – 3 жетона. На этапе автоматизации звука в словосочетаниях или предложениях можно дать детям образцы словосочетаний по предметным картинкам (большая машина, пушистая кошка и т. д.) или предложений (душ – Мою под душем шею и уши.)
Игра «Менялка»
Цель: научить детей согласовать прилагательное с существительным, развитие связной речи.
Ход игры: На двух полях разных цветов раскладываются коррекционные картинки с вырезанными силуэтами. Согласование прилагательного с существительным. Так, при автоматизации (Р) можно предложить красное поле. Игрок бросает кубик и забирает определенное количество картинок. В процессе игры дети упражняются в произнесении фраз такого типа: Была машинка желтого цвета, стала зеленая.
С целью повышения эффективности коррекционно-образовательной работы логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями группы. Вместе мы создаем в группе развивающую предметно-пространственную среду. Представляю вашему вниманию фотографии старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Радуга».
Логопедический уголок, (слайд 14) макет домашние животные и домашние птицы (слайд 15), макет животные жарких стран (слайд 16). Домик на колесах, с кухней, гостиной, спальней и лоджией. На боковой стороне дома, можно закреплять пройденный звук и букву, подобрав картинки в которых слышится этот звук, определить место звука в слове и дать характеристику звуку (слайд 17). Макет транспорт и дорожное движение (слайд 18). Театрализация, разнообразные игры для развития памяти, мышления, мелкой моторики (слайд 19,20)
Нашу встречу хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Надеюсь, что вы с пользой провели время. Спасибо всем за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему: "Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО"
Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО. Изменений в работе логопеда мало, но есть....
Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Материал для создания предметно -развивающей среды логопедического кабинета согласно ФГОС...
Активные методы и приёмы обучения в работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС НОО.
Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам....
Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Создание и организация предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС...
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в образовательном процессе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в образовательном процессе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС...
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения" - это повод взглянуть на профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность.Учить ребёнка правильной, ...
«Региональный компонент в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»
Представлен примерный календарно-тематический план с иллюстрациями подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента г. Белорецк, Республика Б...