презентация на тему: "Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО"
презентация к уроку по логопедии на тему
Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО. Изменений в работе логопеда мало, но есть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают направления в организации коррекционной деятельности учителя-логопеда. В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей : -лексической стороны , - грамматического строя речи , -произносительной стороны речи, - связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности, -практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умением задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушение речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ в свете требований ФГОС направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений Основными задачами выступают : Выявление , преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ ; Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии ; Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях
Основная цель коррекционной деятельности Р аскрыть пути формирования у воспитанников ДОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми родным языком в условиях речевой группы.
У детей до 7 лет речь как еще не сформированная система наиболее подвержена повреждающим факторам. Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения. В основе потребности говорить ребенка находиться впечатление, вызывающее эмоциональный отклик. Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребенка под влиянием эмоционального переживания воспринятого. Содержание речи составляют впечатления , получаемые ребенком при ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей дошкольного возраста. . В основу коррекционной деятельности положены следующие теоретические идеи:
Также реализуется идея комплексного сопровождения ребенка с нарушениями развития в дошкольном образовательном учреждении. Ведущим принципом выступает принцип комплексности , выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно - деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.
Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых и фронтальных занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. Коррекционно-развивающая работа.
НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Нарушения устной речи Направления коррекционной работы Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Развитие фонематического восприятия. Совершенствование слоговой структуры слов. Коррекция звукопроизношения.
К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи , как : развитие мотивации к обучению; профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте; развитие самоконтроля за своей речью; развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления. Таким образом создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения.
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы: игровых технологий в логопедической коррекции; арт-педагогических технологий в специальном образовании; технологии речедвигательной ритмики; технологии коррекции психомоторного развития; технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики; информационно-коммуникационных технологий; здоровьесберегающих технологий.
Создание коррекционно-развивающей среды с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.
Взаимодействие с педагогами ДОУ Достижение положительного результата работы учителя-логопеда ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Модель взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями по ФГОС
В сравнительном контексте практика совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ДОУ представлена следующим образом: Воспитатель; замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя-логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей; создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы; формирует общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; крупную, мелкую и речевую моторику; обогащает содержание детской речи. Учитель-логопед; диагностирует уровень развития речи воспитанников; дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения; осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях, проведение интегрированных мероприятий. На совместных интегрированных занятиях учителя-логопеда и воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые (например, один раз в месяц) организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики. Так реализуется принцип интеграции образовательных областей.
Взаимодействие педагога с родителями. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: во-первых, собраний, групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей по вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи, а также мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам закрепления речевых навыков и пр. Во-вторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, в том числе создание информационных стендов. Традиционные формы работы с родителями дополняются интерактивными формами, в том числе такими, как логопедическая гостиная, ток-шоу, аукцион, выставка, п pec - конференция , практикум.
Модель взаимодействия педагога с родителями Задачи
Технология реализации коррекционной деятельности учителя-логопеда ДОУ включает три взаимосвязанных этапа, , выделенных в соответствии с этапами становления речевой функции в раннем и дошкольном возрасте,
. Ожидаемый результат : соответствие показателей речевого развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."
Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...
Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Процесс социализации детей требует системного, ...
Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.
Развитие речи у детей – дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности, возможности полноценной коммуникации.Проблема эта чрезвычайно актуальна, так как если детям сво...
Некоторые особенности работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.
Консультация для педагогов об особенностях коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения....
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда (дефектолога) в рамках ФГОС ДО.
Презентация для родителей группы компенсирующей направленности (для детей с ОНР).Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры...
Презентация "Особенности работы учителя - логопеда с детьми дошкольного возраста с ЗПР"
Описывается работа логопеда с детьми с ЗПР...
Презентация на тему: "Направления работы учителя - логопеда по предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников".
В презентации освещены некоторые направления работы с детьми в ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии....
- Мне нравится (1)