презентация на тему: "Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО"
презентация к уроку по логопедии на тему

Маркова Ольга Владимировна

Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС  в ДО. Изменений в работе логопеда мало, но есть.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО » Составитель: учитель-логопед Маркова О.В

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают направления в организации коррекционной деятельности учителя-логопеда. В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей : -лексической стороны , - грамматического строя речи , -произносительной стороны речи, - связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности, -практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умением задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Слайд 3

Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушение речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

Слайд 4

Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ в свете требований ФГОС направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений Основными задачами выступают : Выявление , преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ ; Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии ; Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях

Слайд 5

Основная цель коррекционной деятельности Р аскрыть пути формирования у воспитанников ДОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми родным языком в условиях речевой группы.

Слайд 6

У детей до 7 лет речь как еще не сформированная система наиболее подвержена повреждающим факторам. Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных процессов и общения. В основе потребности говорить ребенка находиться впечатление, вызывающее эмоциональный отклик. Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребенка под влиянием эмоционального переживания воспринятого. Содержание речи составляют впечатления , получаемые ребенком при ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития детской речи является формирование широких интересов у детей дошкольного возраста. . В основу коррекционной деятельности положены следующие теоретические идеи:

Слайд 7

Также реализуется идея комплексного сопровождения ребенка с нарушениями развития в дошкольном образовательном учреждении. Ведущим принципом выступает принцип комплексности , выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно - деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.

Слайд 8

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых и фронтальных занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. Коррекционно-развивающая работа.

Слайд 9

НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Нарушения устной речи Направления коррекционной работы Фонетико-фонематическое недо­развитие речи Развитие фонематического восприятия. Совершенствование слоговой структуры слов. Коррекция звукопроизношения.

Слайд 10

К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи , как : развитие мотивации к обучению; профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте; развитие самоконтроля за своей речью; развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, про­странственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления. Таким образом создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения.

Слайд 11

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современ­ных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую сторо­ны речи, а также связанные с речью процессы: игровых технологий в логопедической коррекции; арт-педагогических технологий в специальном образовании; технологии речедвигательной ритмики; технологии коррекции психомоторного развития; технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики; информационно-коммуникационных технологий; здоровьесберегающих технологий.

Слайд 12

Создание коррекционно-развивающей среды с учетом эргоно­мических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.

Слайд 13

Взаимодействие с педагогами ДОУ Достижение положительного результата работы учителя-логопеда ДОУ пред­полагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учите­ля-логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровож­дения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей обра­зовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Слайд 14

Модель взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями по ФГОС

Слайд 15

В сравнительном контексте практика совместной деятельности учителя-логопеда и воспита­теля ДОУ представлена следующим образом: Воспитатель; замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя-логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей; создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы; формирует общие предпосылки для речевого развития: фонематические процессы; крупную, мелкую и речевую моторику; обогащает содержание детской речи. Учитель-логопед; диагностирует уровень развития речи воспитанников; дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого на­рушения; осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.

Слайд 16

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное со­ставление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях, проведение интегрированных ме­роприятий. На совместных интегрированных занятиях учителя-логопеда и воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые (например, один раз в месяц) организуется содержатель­ное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики. Так реализуется принцип интеграции образова­тельных областей.

Слайд 17

Взаимодействие педагога с родителями. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями вос­питанников: во-первых, собраний, групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей по вопросам воспитания в семье ребенка с на­рушениями речи, а также мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам закрепления речевых навыков и пр. Во-вторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, в том числе создание информационных стендов. Традиционные формы работы с родителями дополняются интерак­тивными формами, в том числе такими, как логопедическая гостиная, ток-шоу, аукцион, выстав­ка, п pec - конференция , практикум.

Слайд 18

Модель взаимодействия педагога с родителями Задачи

Слайд 19

Технология реализации коррекционной деятельности учителя-логопеда ДОУ включает три взаимосвязанных этапа, , выделенных в соответствии с этапами становления речевой функ­ции в раннем и дошкольном возрасте,

Слайд 20

. Ожидаемый результат : соответствие показателей речевого развития возрастной норме, сформированность предпосылок учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Процесс социализации детей требует системного, ...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

Развитие речи у детей – дошкольников является  необходимым условием полноценного развития личности, возможности полноценной коммуникации.Проблема эта чрезвычайно актуальна, так как если детям сво...

Некоторые особенности работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Консультация для педагогов об особенностях коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения....

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда (дефектолога) в рамках ФГОС ДО.

Презентация для родителей группы компенсирующей направленности (для детей с ОНР).Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни,  становятся неотъемлемой частью современной культуры...

Презентация на тему: "Направления работы учителя - логопеда по предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников".

В презентации освещены некоторые направления работы с детьми в ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии....