«Региональный компонент в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Домнина Оксана Владимировна

Представлен примерный календарно-тематический план с иллюстрациями подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами  национально-регионального компонента г. Белорецк, Республика Башкортостан.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГМО для учителей-логопедов Тема: «Региональный компонент в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила учитель-логопед МАДОУ д/с № 27 г. Белорецк Домнина О.В.

Слайд 2

Цель: обмен опытом между учителями-логопедами по разделу: формирование национально-культурных ценностей у детей дошкольного возраста путем внедрения национально-регионального компонента в логопедические занятия.

Слайд 3

Включение регионального компонента в коррекционно-образовательную деятельность позволяет учителю -логопеду решать следующие задачи : – побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края; – стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки; – развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться; – воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброту, отзывчивость, способность сопереживать, любовь к Родине, гордость за неё.

Слайд 4

Календарно-тематическое планирование может включать следующие блоки: 1. ГОРОД. РЕСПУБЛИКА. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ . 2. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ 3. МИР РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ 4. ПРЕДМЕТЫ БЫТА 5. КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ 6. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА, РЕСПУБЛИКИ

Слайд 5

Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента. № п/п Тема занятия Задачи Содержание сентябрь 1 Тема: «Юрта и изба». Продолжать учить составлять описательный рассказ. Образование относительных прилагательных. Подбор действий к предмету. Согласование числительных с существительным. Дидактическая игра: «В каком доме ты живешь?», (по материалу) -Активизировать знания детей о внутреннем убранстве юрты и избы, о предметах быта башкир и русских. - Обогащение словаря: юрта, изба, войлок, сагарык-деревянный обод, шаршау -занавеска, очаг, печь, лавка. Рассматривание макетов (иллюстраций) юрты и избы, составление описательного рассказа юрты, избы. Словесная игра «1, 2, 5» (юрта, изба, очаг, тёплая печь, деревянный обод) Домашнее задание: Отгадайте кроссворд (загадки на тему убранства избы и юрты).

Слайд 7

Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента. № Тема занятия Задачи Содержание октябрь 2 «Родная сторона – мой Башкортостан». Закреплять знания и представления о республике, в которой мы живем, о национальностях, живущих в Башкирии. Работать над речевым дыханием, просодикой речи. Активизировать словарь по теме. Учить подбирать родственные слова. Дидактическая игра: «Третий лишний» -национальности, живущие в Башкирии Ввести в активный словарь: - существительные Родина, республика, столица, язык, гимн, национальность, башкиры, русские; - прилагательные: богатая, любимая, прекрасная, единственная, прекрасная, многонациональная; - глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться. - учить подбирать родственные слова к слову «Родина» - родной, родня, род, родители, народ, родненький, родиться. - формировать правильное звукопроизношение. Дидактическая игра «Сложи герб Башкортостана» -разрезные картинки Домашнее задание: нарисовать флаг России и флаг Башкортостана. Рассмотреть на географической карте Республику Башкортостан и город Белорецк.

Слайд 8

Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента . № Тема занятия Задачи Содержание ноябрь 3 Тема: «Домашние животные» Обогащение словаря существительными на русском и башкирском языках. Развитие фонематического слуха. Образование слов с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Образование формы родительного падежа мн. числа имен существительных. Игровой момент: Батыр в гостях у ребят. Активизировать знания детей о развитии скотоводства в Башкортостане, о пользе домашних животных. -Обогащение словаря: творог (эремсек), сыр (корот) , масло (май), сметана (каймак), кислое молоко (катык), мешалка (бешкек); - Познакомить детей в доступной форме с процессом получения кумыса; Физпауза: башкирская народная игра «Буре менэн куян» (Волк и зайцы) Домашнее задание: найти и выучить башкирские и русские пословицы и поговорки о животных; Например: Две бараньи головы в один котел не лезут - Два медведя в одной берлоге не уживутся. Пошел за свиньей - вывалялся в грязи- С кем поведешься, оттого и наберешься.

Слайд 9

Для получения кумыса нужно :

Слайд 10

Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента . № Тема занятия Задачи Содержание декабрь 4 Тема: «На лыжах с Уральских гор» Учить составлять рассказ по картине, включая описание внешнего вида персонажей; развитие навыков текущего контроля за построением развернутого высказывания. Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук. -Активизировать знания детей о горнолыжном комплексе на Мраткино г. Белорецк, горнолыжных курортах Абзаково и Банное. Обогащение словаря: существительные: день, мороз, снег, сугроб, гора, склон, лыжи, санки, лыжня, лыжник, трасса, подъемник, фуникулёр, вершина горы, спуск, скорость, тюбинг; Прилагательные: крутой, пологий, высокая, морозный, снежный, зимний, холодный, искристый, скрипучий, солнечный, пасмурный; Глаголы: выпал, кружится, морозит, тренироваться, скользить, догонять, съезжать, спускаться, подниматься, ехать, скатываться, катиться, кататься, катать, падать. - Игры: «Скажи наоборот», «Чего не стало?». -Составление рассказа по картине - Знакомство с башкирскими пословицами, поговорками. Лыжи не сами везут. Колесо сделано, чтобы крутиться, а лыжи — скользить. Без лыж по снегу не двинешься. - Домашнее задание: выучить пословицы про лыжи.

Слайд 11

ГЛЦ Мраткино, Абзаково, Банное

Слайд 12

Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента . № Тема занятия Задачи Содержание январь 5 Тема: «Национальная одежда». Связная речь Продолжать учить высказывать свое мнение, находя хорошие, плохие стороны в одежде; Учить детей логичности, связности, последовательности высказывания; подбирать большое количество определений, включать слова-признаки в предложения; развивать творческие способности детей ; Описание башкирского костюма куклы Айгуль и русского костюма куклы Алёны . Обогащение словарного запаса: Существительные: безрукавка – камзул, халат из темной ткани елян, штаны– ыштан, на голове –бурек, тюбетейка, кумьяулын – платок- покрывало, сапоги -итек, рубаха, понёва-юбка, передник, сарафан, душегрея, порты –штаны , кафтан, шуба, тулуп кокошник, лапти, валенки. Прилагательные: кожаный, меховой, зимняя, летняя, удобная, модная, нарядная. Глаголы: снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать. Дидактическая игра Логико малыш «Подбери одежду для Айгуль и Алёнки». Сюрпризный момент – Айгуль отправила подарок (картинки-головоломки). Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо» - Домашнее задание: Помочь найти нужную одежду для Айгуль и Алёнки. (готовые образцы, соединить стрелками).

Слайд 13

Башкирский народный костюм Бурек кашмау Елян Елян Камзул платье Рубаха Каптырга Ыштан Итек Сарык

Слайд 14

Русский народный костюм душегрея кокошник рубаха юбка понёва передник сарафан

Слайд 15

Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента. № Тема занятия Задачи Содержание февраль 6 Тема: «Виды войск и военная техника» Занятие по связной речи Пальчиковый игротренинг. «На параде» Физминутка: «Аты-баты..», Развивать монологическую речь, словесно-логическое мышление при составлении описательного рассказа. Беседа о башкирских конных войсках в старину. Воинское снаряжение: пики, луки, сабли, ружья, колчаны, кожаные щиты, сабельные ножны. (иллюстрации) Закрепить представление детей о видах войск и военной технике; Дидактические игры: «Найди свой род войск», «Чья военная форма?», «Каким должен быть солдат»; «Опиши своего солдата»-составление рассказа. Пословицы и поговорки о солдатах, солдатской дружбе: «Сам погибай, а товарища выручай», «Один за всех и все за одного», «Бдительного воина врасплох не застанешь»», «Бой отвагу любит», «Былой славой боя не выиграешь»; Домашнее задание: выучить стихотворение: Я. Акима «Мужчина в доме»;

Слайд 16

Пика щит лук стрелы колчан сабля

Слайд 17

Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента . № Тема занятия Задачи Содержание март 7 Тема: «Мамин день. Семья». Занятие по связной речи Развитие моторики пальцев рук. Пальчиковый игротренинг «Семья». А теперь сыграем на башкирском языке. Был бармак – олатай, Был бармак – оласяй, Был бармак – атай, Был бармак – асяй, Был бармак - мин, Был минен гаиля. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отображающих последовательность событий; правильно строить длинные фразы с включением определений - Ввести в активный словарь: Существительные: папа, мама, баба, дед, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра, бабушка-олосей, дедушка-олотай, папа-атай, мама-эсей, дети-балалар. Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная; - Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, мыть, работать, вытирать, ухаживать, растить. Решение проблемных ситуаций: «Как порадовать маму»; Составление рассказа по серии сюжетных картин на тему: «Подарок маме». Домашнее задание: нарисовать своих мам и рассказать о них, . «День 8 Марта» (заучивание)

Слайд 18

Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента. № Тема занятия Задачи Содержание апрель 8 Тема: «Моя малая родина –город Белорецк» -Формирование у детей навыков связного последовательного рассказа с использованием иллюстраций; -активизация и обогащение словарного запаса детей; Развитие зрительной и долговременной памяти, внимания. - Игра: «Угадай достопримечательность города по его части» - Игра-интервью «Гости Белорецка», «Твое любимое место в городе». Заучивание стихов, пословиц и поговорок о родном крае; Творческое задание: составь рассказ по иллюстрациям альбома «Достопримечательности нашего города», «Прогулка по улице Ленина города Белорецка». -Логико малыш «Достопримечательность на указанной улице»

Слайд 19

Примерный календарно - тематический план подгрупповых логопедических занятий с детьми 6-7лет с элементами национально-регионального компонента. № Тема занятия Задачи содержание май 9 «Праздники в Башкортостане» Развитие моторики пальцев рук. Составление сюжетного рассказа по картине. Закрепление навыков составления сложносочинённых предложений, согласования прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. -Активизировать знания детей о майских праздниках в России- 1 мая День международной солидарности трудящихся, 9 мая-день Победы, о подвиге А. Матросова с опорой на иллюстрации. В Башкортостане конец мая-начало июня-Сабантуй. Игра «Юные экскурсоводы»-составление рассказов о вечном огне и памятниках героям-Белоречанам в Аллее героев. Сабантуй -составление сложносочинённых предложений по картинкам о ходе национального праздника

Слайд 20

1 мая праздник весны и труда

Слайд 21

День победы 9 мая

Слайд 23

Результативностью работы по проведению коррекционных занятий с элементами национально-регионального компонента будет: Приобретение детьми определенной системы знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края; овладение представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации; элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях; обогащение словарного запаса, развитие памяти, словесно- логического мышления, творчества; формирование доброжелательности, чуткости, навыков сотрудничества в процессе общения друг с другом;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»

  В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Сборник методических разработок из опыта педагогов Курганинского района «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО»

Сборник составлен по итогам работы годичного семинара по теме: «Региональный компонент в работе педагога в контексте ФГОС ДО». В сборник методических разработок вошли проекты, сценарии раз...

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...