Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»
статья на тему

Юношева Ирина Владимировна

    В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение таких технологий,  делает довольно сложный процесс коррекции лексико-грамматического строя речи детей с нарушением речи более интересным, доступным, т.е. оптимизирует  коррекционную работу учителя-логопеда в массовом детском саду и делает ее наиболее эффективной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.В. Юношева,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 85»

(г. Бийск)

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе

учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС

В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение таких технологий,  делает довольно сложный процесс коррекции лексико-грамматического строя речи детей с нарушением речи более интересным, доступным, т.е. оптимизирует  коррекционную работу учителя-логопеда в массовом детском саду и делает ее наиболее эффективной.

В современных   условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят  задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. 
В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных.

В последнее десятилетие появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов, стал доступным Интернет. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь современного ребенка. Разработано большое количество авторских программных продуктов  с участием педагогов и психологов специально для детей с речевыми нарушениями. Цель таких программ - воспитание и обучение ребенка в процессе игры, развитие внимательности, познавательной активности и логического мышления, а вместе с ними и развитие речи. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной игрой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

Специализированные компьютерные инструменты обучения способствуют успешному  развитию  дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС.   Следовательно, проводимая нами работа соответствует требованиям стандарта.

На логопедических занятиях нами апробированы и успешно используются: программа «Игры для Тигры», мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно», электронное пособие "Логопедические упражнения", CD-диски «Звуковой калейдоскоп», «Трудные звуки», «Домашний логопед», содержащие интерактивные игры на развитие фонематического слуха  и упражнения на автоматизацию   звуков.

На этапе мониторинга мы  обращаемся к возможностям портала «Мерсибо», где собрано множество интерактивных игр, позволяющих провести обследование речевых процессов, двигательных умений, психических процессов воспитанников. Там же возможно ведение электронного дневника воспитанника, что позволяет отслеживать эффективность проводимой работы.

Активному привлечению ближайшего социального окружения к работе с ребенком способствуют домашние задания, где родители на электронную почту получают ссылку на онлайн-игры обучающего характера и, играя дома, совместно с ребенком, закрепляют полученные речевые умения. Введению поставленных звуков в свободную речь способствует логопедическая программа «Автоматизация согласных», разработанная  специально  для родителей. Она позволяет эффективно подготовиться к занятиям в домашних условиях, провести работу по развитию восприятия слоговой структуры слова, подобрать наглядный материал по изученной теме.

В последнее время появились игры для планшетов. Например, «Лопни пузырь с заданной буквой», «Сдуй листочки» (на отработку воздушной струи), серия интерактивных игр портала «Мерсибо». Благодаря этим тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий. Высокую оценку от детей получил сайт «Логозаврия», где в интернет-школе «Уроки Мудрой Совы» они выполняют задания на изученную букву.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда ДОУ позволяет более эффективно вести мониторинг речевого развития ребенка;  сокращает сроки и повышает эффективность коррекционной работы; помогает сделать коррекционно-логопедическую работу интересной, увлекательной для детей-логопатов, помогает увлечь их процессом обучения, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия; активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей и педагогов в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего недоразвитие речи. Таким образом, компьютер, планшет и другие гаджеты становятся необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи и соответствуют требованиям ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.


Литература:

1. Лынская, М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ [Текст] /М. И. Лынская //Логопед в детском саду. – 2006.-№ 6 – с. 36-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»...

«Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в об...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях введения ФГОС

С введением ФГОС ДО родители становятся активными участниками коррекционно-образовательного процесса, они могут:•влиять на содержание и расписание внепрограммной деятельности;• помогать в ор...