Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)
учебно-методический материал по логопедии на тему

Арбекова Нина Павловна

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-логопеда работающих в условиях логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения

Подготовила: учитель-логопед Арбекова Н.П.

У большинства современных детей, посещающих логопедические группы, имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, сложности  приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность.

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения.

Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

В своей работе я применяю информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в  различных  направлениях:

Диагностика:

  • создание базы данных по итогам диагностики;
  • проведение мониторинга работы;
  • отслеживание динамики работы;
  • составление графиков и диаграмм.

Профилактика, коррекция речевых нарушений:  

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

  • электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
  • DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука»  Маршака, «Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.);
  • компьютерные презентации.

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

  • игры, презентации на сайтах. 

 3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.

4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

  • повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
  • расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
  • повышение эффективности усвоения материала детьми;
  • повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
  • активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
  • формирование мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
  • создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
  • реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
  • возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
  • совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

Работа с коллегами:  

1. Сетевое общение

2. Использование информационных интернет – ресурсов 

  • обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
  • участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;

Работа с педагогами и родителями:  

1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

2. Использование мультимедийных презентаций, фотогаллерей.

  • нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
  • создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;
  • самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей с последующим  размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения; 
  • консультирование родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

Методическая работа   

1. Использование информационных интернет – ресурсов:

  • удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
  • оформление отчетной и  текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
  • создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
  • создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.

          Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.

          Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы учителя-логопеда «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ»

Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

Опыт работы учителя-логопеда. Использование интерактивного оборудования в коррекционной работе.

Представлены авторские презентации и флипчарты для работы с интеративной доской.фотоматериалы использования иинтерактивного оборудавания на коррекционных занятиях с детьми. Занятие по обучению гр...