Главные вкладки

    ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.
    учебно-методический материал по логопедии на тему

    Мануилова Татьяна Александровна

     

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края

     

     

    ОПЫТ РАБОТЫ

     

     

    учителя – логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада  общеразвивающего вида № 20

     

    МАНУИЛОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

     

     

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ – ЛОГОПАТОВ

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ст. Каневская

    Краснодарского края

    2013 г.

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    Информационная карта передового педагогического  опыта……………………………..стр. 3

    Информация об опыте работы по теме: «Нетрадиционные формы работы с родителями

    детей – логопатов»…………………….................................................................................стр.4 – 6  

    Технология опыта работы…………………………………………………………………  стр.7 – 8  

    Этапы работы………………………………………………………………………………..стр.9–15

    Результативность опыта работы…………………………………………………………... стр.16

    Библиографический список……………………………………………………………….. стр.17

    Список приложения………………………………………………………………………... стр.18

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2

     

    Мануилова Татьяна Александровна

     

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

    1.      Ф. И. О. автора: Мануилова Татьяна Александровна

    2.      Город (район) Каневской

    3.      Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края

    4.      Занимаемая должность: учитель – логопед

    5.      Педагогический стаж и квалификационная категория: высшая квалификационная категория, 22 года педагогический стаж

    6.      Тема педагогического опыта: Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов.

    7.      Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон деятельности; в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения, постановка и решение новых педагогических  и методических задач; углубление социально – воспитательных функций.

    8.      Цель педагогического опыта: применение нетрадиционных форм работы с родителями детей – логопатов, сотрудничество семьи и детского сада, решение коррекционно – развивающих задач через эмоционально – положительный контакт с родителями.

    9.      Краткое описание опыта:

    ·         Изучение нетрадиционных форм работы с родителями детей – логопатов;

    ·         Выявление представлений и способов вовлечения родителей в коррекционно – развивающий процесс с использованием нетрадиционных форм работы;

    ·         Разработка и апробация перспективного плана работы с родителями по применению нетрадиционных форм работы;

    ·         Воспитание педагогической и личностной культуры, развитие эмоционально – положительного контакта с родителями детей – логопатов;

    ·         Разработка разнообразных консультаций и методических рекомендаций, логопедических страничек  для родителей детей с нарушениями речи;

    ·         Чёткое выполнение заранее продуманной и организованной системы взаимодействия с родителями посредством нетрадиционных форм работы;

    ·         Нахождение способов решения проблемных ситуаций с родителями при решении коррекционно – развивающих задач.

    ·         Данный опыт работы даёт возможность тесного сотрудничества с родителями детей – логопатов посредством нетрадиционных форм работы, принятие каждого ребёнка и развитие его индивидуальных и характерологических способностей при устранении речевых нарушений.

    10.  Эффективность опыта:

    Создание эмоционально – положительного контакта, ответственности, заинтересованности, активности, согласованности с родителями через нетрадиционные формы работы.

    11.  Экспертное заключение__________________________________________________

    12.  Последователи_______________________________________________________

    13.  Кто и когда изучал: выступление на Совете педагогов МБДОУ ДСОВ № 20  29.03. 2013г.,материалы представлены и опубликованы на сайте «Социальной сети работников образования nsportal.ru» в интернете____________________________________________

    14.  Выводы и рекомендации______________________________________________________

     

    3

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

    Информация об опыте работы

                  Нарушения речи – распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешать развитию природных способностей и интеллекта.  Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника педагогического процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности. Одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Огромное значение в этой работе имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия. Успешность педагогического взаимодействия детского сада и семьи во многом определяется правильно избранной позицией логопеда. Логопед делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе – я, ребёнок и его родители – легко разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает эмоционально – положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи.

                   Данный опыт работы направлен на сотрудничество и взаимодействие логопеда с родителями с использованием нетрадиционных форм работы, которое является необходимым условием успешной коррекции  и обучающего воздействия на ребёнка – логопата.

                 Актуальность опыта работы: В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи».  В законе говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве”.

    Многие исследователи прошлого и современности говорят об уникальности семьи как одного из социальных институтов. Практический опыт работы позволяет сделать вывод о том, что родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не знают, как правильно помочь ребенку. Эту проблему считаю актуальной, так, как всем известно, что главной задачей логопеда при взаимодействии с родителями ребёнка с нарушением речи является не только работа по коррекции звукопроизношения, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы родителей к активному решению возникающих проблем. В решении этих проблем нам помогут нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов.

         В основе работы логопеда с родителями лежат следующие принципы:

    ·         принцип комплексного подхода к организации коррекционно-развивающего процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких, как психиатр, психолог и др.

    ·         принцип единства диагностики и коррекционно-развивающего  процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-развивающей работы в виде составления индивидуальной программы развития;

    ·         принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Родители ищут поддержку и помощь специалиста, прислушиваются к нему и следуют его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.

     

     

     

    4

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

     

    ·         Точно так же отношения между логопедом и ребёнком и родителями и ребёнком должны строиться по принципу личностно ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»;

    ·         принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;

    ·         принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий различных специалистов.

    Новизна опыта работы заключается в том, что наряду с традиционными формами работы с родителями детей – логопатов, я стала применять в  коррекционно – развивающей работе и нетрадиционные формы работы, такие как:

    ü  «Мамина школа»- для родителей детей младшего дошкольного возраста;

    ü  Анкетирование «Артикуляционные предпосылки развития речи вашего ребёнка», позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учётом трудностей, возникающих при общении с детьми - логопатами, оказывать им помощь; «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» и др;

    ü  дни открытых дверей- для ознакомления с работой специалистов детского сада;

    ü  совместная нетрадиционная непосредствнно образовательная деятельность с родителями и детьми с использованием сенсорных мешочков и др;

    ü  пальчиковые игротренинги с использованием мимики;

    ü  многофункциональные пособия – тренажёры для проведения артикуляционной гимнастики. Логопедическая ширма  «Домик Весёлого Язычка»;

    ü  мягкая артикулирующая кукла -  лягушка Квакушка;

    ü  мягкая черепаха на развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов;

    ü  «Игры на кухне» или «Домашняя игротека»-для развития мелкой моторики;

    ü  арттерапия-рисование мыльными пузырями на развитие речевого дыхания;  

    ü  выставки «Как умелые ручки язычку помогли» (представляются экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями: рамки для картин из бросового материала, мягкие игрушки, поделки из природного материала);

    ü  совместные игровые практикумы с родителями и детьми: как развивать мелкую моторику и играть в дыхательные игры в домашних условиях и привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию речи ;

    ü  родительские собрания с приглашением узких специалистов ортодонта

    ü  строение челюстей), отоларинголога (ЛОР) и др;

    ü  информирование родителей (уголки, стенды, подсказки, книжки – передвижки);

    ü  праздники и развлечения;

    ü  выпуск ежеквартальной газеты для родителей «Весёлая семейка». В газету включается как теоретическая информация, так и практические советы, рекомендации, родительские пятиминутки, игры, зарядки, объединённые постоянными рубриками. Каждый номер посвящён проблемам речевого развития ребёнка (представить газету);

    ü  тематические консультации, индивидуальные беседы;

    ü  сочинения родителей «Мой ребёнок» (посмотри на ребёнка другими глазами);

    ü  практикумы, с целью ознакомления родителей с самомассажем лица, кистей и пальцев рук, артикуляционной и дыхательной гимнастикой;

    ü  игро - , сказко - , смехо - , изо - , глина - , воско - , кристаллотерапия; арома - , хромотерапия, музыко - , су – джок терапия;

     

     

     

    5

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

     

    ü  использование мультимедийных презентаций «Логопедическая страничка для заинтересованных родителей»;

    ü  использование компьютера с презентациями для постановки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

    ü  персонального сайта и размещение на нём презентаций и логопедической информации для родителей.

           Я привлекаю к своей работе педагогов и родителей. Мне очень приятно, когда родители в курсе того, чем я занимаюсь с детьми. А дома регулярно выполняют рекомендации по предложенной схеме логопедом, и тем самым закрепляют речевые умения и навыки, полученные в непосредственно образовательной деятельности в логопедическом пункте детского  сада.

          Таким образом, использование нетрадиционных форм работы с родителями детей – логопатов позволяют тесно сотрудничать с ними и сделать коррекционно – развивающий процесс более эффективным, мобильным, увлекательным, интересным и запоминающимся.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      

     

     

     

     

    6

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

     

    Технология опыта работы

     

          Цель работы – сотрудничать и взаимодействовать учителю -  логопеду с родителями с использованием нетрадиционных форм работы, что является необходимым условием успешной коррекции  и обучающего воздействия на ребёнка – логопата.

              В соответствии с целью работы мною определена гипотеза: применение нетрадиционных форм работы с родителями детей – логопатов, сотрудничество семьи и детского сада, включение родителей в решение коррекционно – развивающих задач через эмоционально – положительный контакт.

             Эффективность данной работы будет:

    o   при условии совместного взаимодействия учителя – логопеда и родителей;

    o   регулярность и систематичность использования нетрадиционных форм работы с родителями;

    o   разработаны и реализованы на практике нетрадиционные формы работы.

            Задачи исследования:

    1.      изучить нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов;

    2.      выявить представления и способы вовлечения родителей в коррекционно – развивающий процесс с использованием нетрадиционных форм работы;

    3.      разработать и апробировать перспективный план работы с родителями по применению нетрадиционных форм работы; разнообразные консультации и методические рекомендации, мультимедийные презентации и логопедические странички  для родителей детей с нарушениями речи;

    4.      воспитывать педагогическую и личностную культуру, развивать эмоционально – положительный контакт с родителями детей – логопатов;

    5.      чётко выполнять заранее продуманную и организованную систему взаимодействия с родителями посредством нетрадиционных форм работы.

     Практическая значимость:

    o   изученные нетрадиционные формы работы с родителями, выявленные способы вовлечения родителей в коррекционно – развивающий процесс, разработанный и апробированный перспективный план работы, разнообразные консультации и методические рекомендации, мультимедийные презентации и логопедические странички для родителей могут быть использованы в практической работе учителей – логопедов, педагогов – психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений всех типов и родителей.

          Ведущая педагогическая идея опыта работы: применение нетрадиционных форм работы с родителями детей – логопатов, сотрудничество семьи и детского сада, включение родителей в решение коррекционно – развивающих задач через эмоционально – положительный контакт.

         Основная мысль:

    o   педагогическая поддержка и тесное сотрудничество во взаимодействии с родителями, осуществляемое учителем - логопедом в виде применения нетрадиционных форм работы;

    o   ребёнок должен быть здоровым, правильно и красиво говорить;

    o   существенное влияние логопеда на взаимоотношения родителей и детей в коррекционно – развивающем процессе;

         Задачи:

    1.      продолжать обучать родителей  сотрудничеству и взаимодействию через нетрадиционные формы работы;

     

     

    7

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

     

    2.      учить родителей применять разнообразные методы и приёмы с детьми для коррекции речи, с которыми они знакомятся в индивидуальной непосредственно образовательной деятельности с учителем-логопедом;

    3.      наладить систематическую работу с родителями детей – логопатов, направленную на продолжение работы и закрепление полученных знаний и умений в логопедическом пункте и дома;

    4.      разработать перспективный план работы и накопить разнообразные консультации и методические рекомендации, мультимедийные презентации и логопедические странички по теме опыта работы;

    5.      создать развивающую среду в кабинете учителя – логопеда с применением нетрадиционных форм работы;

    6.      дать рекомендации педагогам о использовании нетрадиционных форм работы с родителями в  педагогическом процессе;

    7.      создать благоприятный эмоциональный климат с родителями и детьми в индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности.

    Ожидаемые результаты.

    Родители:

    1.      являются непосредственными участниками реализации исследовательского проекта;

    2.      помогают в работе учителя – логопеда, продолжают начатую работу на индивидуальных занятиях дома;

    3.      оказывают эмоциональную поддержку.

    Дети:

    1.      узнают о различных нетрадиционных речевых играх и упражнениях, с удовольствием играют в них, благодаря применению  нетрадиционных форм работы с родителями;

    2.      овладеют правильным зкукопроизношением, посредством различных умений, навыков, приёмов речевого общения;

    3.      у детей формируется гармонически развитая личность;

    4.      у детей формируются навыки самостоятельной правильной красивой речи, творческой инициативы, умения фантазировать и творить, планировать работу и добиваться результата.

    Педагоги:

    1.      являются участниками реализации исследовательского проекта;

    2.      помогают в работе учителя – логопеда, продолжают начатую работу на индивидуальных занятиях;

    3.      оказывают эмоциональную поддержку.

             Опыт работы по теме: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов» реализовывался в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края в течение четырёх лет (2009 – 2010, 2010 – 2011, 2011 – 2012, 2012 - 2013 учебные годы), во второй младшей группе, в старшей и подготовительной группах по трём направлениям: взаимодействие с родителями,  совместная деятельность с родителями и детьми, оказание эмоциональной поддержки  педагогами.

     

     

     

     

     

     

    8

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

     

    Этапы работы

     

    Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

    1 – й этап – подготовительный

    На первом подготовительном этапе я изучила программу «Детство», авторы которой  преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.), программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, методическую литературу по работе и взаимодействию с семьёй, уголки для родителей в старшей и подготовительной группах, уголок логопедического кабинета детского сада. В ходе этой работы были выявлены некоторые недостатки в воспитательно – образовательной системе:

    1.      Недостаточно методических разработок, игр и упражнений с использованием нетрадиционных форм работы с родителями детей – логопатов.

    2.      Мало разнообразного наглядного материала с использованием нетрадиционных форм работы с родителями детей – логопатов.

    Подбор материалов проводился с опорой на комплексную программу «Детство» и дополнительную образовательную программу по «Работе с родителями в условиях логопункта ДОУ» с учётом возрастных особенностей развития детей, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку.

               На первом этапе я изучила нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов, выявила представления и способы вовлечения родителей в коррекционно – развивающий процесс.

            С каждым годом увеличивается число детей, страдающими различными нарушениями речи. Мы работаем с детьми старшего дошкольного возраста, а дети 2 – 3 лет остаются без внимания в силу специфики нашей работы, согласно Положению о логопункте. А сейчас дети идут со сложными дефектами и времени для коррекции таких детей звукопроизношения таких детей практически не хватает. Поэтому целесообразно начинать работу раньше, например, консультационно – диагностический блок по поводу речевого развития детей раннего возраста в условиях семьи. Поэтому на базе нашего ДОУ мною была организована «Мамина школа» - плановая работа консультативно – коррекционных занятий для родителей детей младшего дошкольного возраста. «Школа» функционирует 1 раз в месяц. (приложение планирования № 1).

     Задачи «школы»:

    Ø  Способствовать созданию комфортной социальной среды, предусматривающей определённый стиль общения между родителями и ребёнком (доброжелательность, взаимопонимание, сотрудничество, уважение личности, учёт интересов и желаний ребёнка).

    Ø  Познакомить родителей с влиянием общего физического воспитания на речевое развитие детей.

    Ø  Рассказать родителям о навыках самостоятельного, эмоционального выражения,  раскрепощённости и творчества в движениях детей.

    Ø  Способствовать речевому развитию детей.  

            Для знакомства с детьми проводились наблюдения за ними, общение с каждым ребёнком в группе и на прогулке, беседы с родителями. Было организовано анкетирование родителей, что позволило изучить особенности речевого поведения ребёнка от 1 года до 2,5 лет в ситуациях, которые подразумевают необходимость использования вербальных средств общения.

     

     

     

    9

     

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

    Родители, заполняя эту анкету, смогли проанализировать собственное речевое поведение, задуматься о том,  какие возможности для стимулирования речи своего ребёнка они используют.

    Вниманию родителей представлена анкета  «Артикуляционные предпосылки развития речи вашего ребёнка».  (приложение № 2).

    Акцент в анкете делается на описание особенностей речевых проявлений ребёнка во время основных режимных моментов: при подготовке ко сну, кормлении, на прогулке, во время самостоятельной игры, при взаимодействии со взрослым. Как правило, родители мало говорящих детей сами частично ограничивают или полностью исключают такие ситуации, которые могут быть использованы для стимуляции развития речи своего ребёнка. Они не подзывают его к телефону («Иди поговори с бабушкой»), не спрашивают его мнения о том, что он хочет получить на завтрак или обед («Яйцо или каша? Чай или молоко?»), не тренируют ребёнка сообщать о своих физических отправлениях («А – а! Ка – Ка! Пи – пи!»), не стимулируют малыша «договаривать» нужное слово в конце фразы, произносимой взрослым. Мало внимательны родители неговорящих детей и к тем формам доречевой активности ребёнка, которые предшествуют появлению первых слов и способствуют успешному развёртыванию подражательной его активности при общении со взрослым. В раннем возрасте можно говорить лишь о возможных негативных тенденциях в развитии речи ребёнка, а не выносить окончательный вердикт о нарушении его речевого развития. Даже мало говорящий ребёнок, при соответствующем внимании со стороны взрослых, способен добиться значительного прогресса в развитии своей речи в течение достаточно короткого периода времени. Опыт показывает, что после 2 – 3 месяцев целенаправленного внимания к развитию детской речи  со стороны родителей, которые используют в ежедневном общении с ребёнком игры и тренировочные упражнения, рекомендуемые логопедом, малыш добивается заметных успехов в накоплении и активизации своего словарного запаса.

    В течение месяца родители детей младшего дошкольного возраста приходили на консультации в «Мамину школу, искали ответы на вопросы, типа: «Каковы признаки благополучного и неблагополучного развития речи?», «Как поступить, если речь ребёнка развивается с задержкой?» и тому подобное.

    В заключении анкеты получали ответы на вопросы: «Что такое грамматический строй?», «Лексический запас (словарь)», активный и пассивный словарь и т.п.

          Разработанная система преодоления задержки речевого развития представляет собой блок консультативно – коррекционных занятий, запланированных на год, осуществляющихся на основе вовлечения  взрослых во взаимодействие с ребёнком.

          Коррекция речевых нарушений, как и работа с нормально развивающимися детьми, начинается с формирования моторных навыков, основных и общих движений. До 3 – х лет ребёнок должен научиться правильно ползать, ходить, бегать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, управлять мышечными напряжениями. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. Двигаясь, ребёнок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объём информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа её восприятия и переработки. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития: осваиваются грамматические формы слов, импрессивная речь, расширяется активный словарь. Ребёнок младшего дошкольного возраста достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно, - считают исследователи. Для этого взрослому надо знать особенности раннего возраста, создать благоприятные условия для самораскрытия возможностей каждого малыша. Именно поэтому была создана «Мамина школа».

     

    10

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

     2  -й этап – основной

    Для того, чтобы добиться положительных результатов в сотрудничестве и взаимодействии с родителями я использовала нетрадиционные формы работы в практической непосредственно образовательной деятельности (НОД).

    В своей работе широко использовала словесные, демонстрационные, наглядные, индивидуальные и подгрупповые формы, методы и приёмы работы.

     Это совместная непосредственно образовательная деятельность с родителями и детьми с использованием сенсорных мешочков. (приложение № 3).

    Цель:  настраивать на НОД, повышать эмоциональность,  развивать коммуникативные навыки, умение общаться, помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что они принимаемы другими детьми. Активизация тактильных ощущений, развитие переключаемости движений, мелкой моторики рук с помощью упражнений «кольцо»,  «кулак – ребро – ладонь». Непосредственно образовательная деятельность развивает межполушарное взаимодействие, произвольность и самоконтроль, эмоциональное восприятие; повышают стрессоустойчивость, повышает мыслительную деятельность, способствует улучшению памяти и внимания. При рассмотрении каждого элемента НОД в отдельности, выделяя его цели, указывая, на что именно направленно то или иное упражнение, мы помогали родителям понять важность и значимость этого комплекса упражнений при их активном участии в формирующей работе. После беседы с родителями разъясняем, как можно использовать эти упражнения дома, о пользе этих упражнений, отвечаем на вопросы о домашних заданиях. 

    Существуют разнообразные формы сотрудничества педагогов и родителей по речевому развитию детей, мы остановимся на совместной НОД с  родителями и  детьми: «Виды работ при коррекции речевых нарушений», которые проводятся 1 раз в 2 месяца. (приложение № 4).

             Родители давно признаны главными воспитателями своего ребёнка. Однако они часто не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с двумя причинами: родители не слышат недостатков в речи своих детей; не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.

    Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во – первых, родители являются авторитетом для него, а во – вторых, они могут ежедневно закреплять навыки в непосредственном общении.      Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно. На совместных НОД родители являются их равноправными участниками. Они обучаются приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. Здесь родители могут помогать своим детям, а самое главное – создаётся эмоционально – положительный   контакт между ними.

    Цель такой НОД в средней группе:  развитие мелкой моторики и координации движений;  речевого дыхания; слухового и зрительного внимания,  мышления, памяти, понимания речи;  тренировка фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;  вовлечение родителей в учебный процесс, достижение единства требований к ребёнку;  создание эмоционального контакта между родителями и детьми.

         Нами были  организованы игровые практикумы по развитию мелкой моторики и речевого дыхания, изготовление пособий по развитию речи на тему: «Как умелые ручки язычку помогли». (приложение № 5 фото).

    Затем была организованы выставка экспонатов и пособий, которые дети сделали дома с родителями. Это картины из природного материала и рамки к ним, тренажёры для развития мелкой моторики, дыхательной гимнастики, мягкие игрушки – лягушка Квакушка, развивающая черепаха, гусеница и др. Нетрадиционной формой работы с родителями является куклотерапия – артикулирующая игрушка Квакушка. (приложение № 6 фото).

     

    11

    Мануилова Татьяна Александровна

     

    С родителями проводим практикумы – консультации  по обучению  их приёмам  артикуляционной гимнастики для автоматизации звуков в домашних условиях с помощью игрушки Квакушки. Эта игрушка с раскрывающимся ртом, руками – перчатками  является занимательным персонажем и создаёт благоприятный эмоциональный фон в НОД.

    Голова Квакушки сшита таким образом, что с её тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе

    тактильный анализатор. Ярко – красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. Сначала логопед сам, манипулируя языком лягушки, демонстрирует артикуляционные движения, уклады, а потом с ребёнком или с подгруппой детей и  родителями. Консультируем родителей о том, что мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений у ребёнка развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определённые положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков. Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определённых движений и положений губ, языка, с его помощью вырабатывается  направленная воздушная струя, т. е. всё то, что необходимо для правильного образования звука.

        Речевые дефекты всё труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому мы начали практиковать с родителями  не только артикуляционную зарядку,  пальчиковые игры с использованием мимики, игры – диалоги, а также логопедический массаж с многофункциональным пособием – тренажёром: логопедическая ширма «Домик Весёлого Язычка». (приложение № 7 фото).

    Ширма помогает детям преодолеть речевые трудности, приобрести уверенность в себе, активизировать речь, вызвать интерес к речевому общению и повысить активность в НОД, а также обучить родителей и детей различным вариантам игровых заданий и упражнений. Она имеет привлекательный вид и вызывает интерес многократной игры с ней.  Представляет собой настольную ширму, состоящую из пяти частей. В каждой части ширмы имеются прорези для лица и кистей рук. С лицевой стороны ширмы с помощью липучек прикрепляются фигурки персонажей (домик, дедушка, бабушка, лиса, заяц и др.) в другие прорези просовываются руки. С помощью ширмы обучаем  родителей логопедическому массажу. Он включает в себя массаж языка, губ, щёк и скул. Родителей знакомим с ним, обучаем приёмам артикуляционной зарядки, пальчиковым играм с использованием мимики, играм – диалогам. (приложение № 8).  Во время НОД дети и родители также учатся самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации. Родители с удовольствием идут на контакт  и выполняют мои рекомендации, потому что убеждаются в эффективности совместной работы, в профессионализме и добрых намерениях.

    У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и координации мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Совместно с родителями и детьми организуем игротренинги в сочетании  пальчиковой гимнастики с самомассажем кистей и пальцев рук, используя для этого «сухой бассейн». (приложение № 9, фото).

    Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую ёмкость заполняем промытым и высушенным горохом или фасолью. Вместе с родителями погружаем руки как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка и взрослых массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Сообщаю родителям, что самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» нужно выполнять и дома, и то,что он способствует:

     

     

    12

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

    - нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

    Самомассаж  в  «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом  или выполнять под музыку.   

    Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и их родителями.

    Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей – логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка. Кроме того, альтернативные методы и приёмы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

              Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для логопеда не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребёнка. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро - , сказко - , смехо - , изо - , глина - , воско - , кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые являются наиболее целесообразными и эффективными: арома - , хромотерапия, музыко - , су – джок терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при сложных расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.

      Осуществляя совместную работу с родителями и детьми, на занятиях мы используем музыкотерапию.

    Цель: создавать положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора тревожности, неуверенности);  стимулировать двигательные функции;   развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности;  развивать дыхательный и артикуляционный аппарат;   растормаживать речевую функцию.

     Объясняем родителям, что во время НОД применение музыкального звука в лечебных целях способствует активизации резервных возможностей человеческого организма. Классическая музыка несёт в себе огромный потенциал. Тем более, что большинство классических произведений уже аранжированы и адаптированы для малышей.

    Музыкальную ритмику мы широко используем в НОД для лечения двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Она осуществляется в форме подгрупповой НОД с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, и даже в пении.

    В НОД мы используем следующие приёмы музыкотерапии:

    -  прослушивание музыкальных произведений; ритмические движения под музыку;

    сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса; пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

     Во время музыкальных сеансов следует соблюдать такие принципы:

     - продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всей НОД;

     - использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;

     -  лучше использовать одно музыкальное произведение.

     

     

     

    13

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

    Использование музыки может быть этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любой другой НОД.

    Музыкотерапевтическое направление  работы способствует:

    -  улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

    Главная задача взаимодействия логопеда с родителями – установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для коррекции речи детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, внедряя информационно - коммуникационные технологии на дошкольной ступени образования.

               Таким образом, вопрос о родительской компетенции возник не на пустом месте. Это был социальный заказ. Из этого следует, что актуальная задача профессионалов по поддержке компетентности родителей состоит в терпеливом предоставлении родителям информации через  организацию работы  сайта с информацией  для родителей.

    Название сайта «Сайт учителя – логопеда», с предоставленной информацией   «Логопедические подсказки для заинтересованных родителей». (приложение № 10).

    Решением этой задачи для родителей детей - логопатов, мною был разработан блок по направлениям:

    1.      Консультативный блок

    Ø  оказание консультативной и практической помощи родителям (законным  представителям) по вопросам логопедии, обучению и развитию ребенка с речевыми нарушениями;

    Ø  активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;

    Ø  обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

    2.      Методический блок

    В методическом блоке широко представлена:

    Ø  профессиональная логопедическая помощь родителям в виде консультаций, подсказок, авторских мультимедийных презентаций, артикуляционные, дыхательные, пальчиковые гимнастики;

    Ø  задания на развитие внимания, памяти и всевозможные речевые игры, упражнения, пособия.

    Практический опыт работы в дошкольном учреждении позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная методическая помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Представленный план работы с родителями детей - логопатов с использованием мультимедийных презентаций (приложение № 11), игры и упражнения является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором мультимедийных презентаций и практического материала, который включает в себя  артикуляционные, дыхательные, пальчиковые гимнастики, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Они могут  дома, просмотрев представленный материал, использовать их для занятий с детьми.

    3.      Информационный блок

    В этом блоке родители смогут найти  ответы  на вопросы, повысив свою компетентность в вопросах педагогики, в частности  логопедии.

     

    14

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

    Родители,  вооруженные знаниями, знают и понимают причины речевых нарушений своего ребенка, значит, это уже половина пути к четкой, грамотной, красивой речи ребенка.

    Никто лучше родителей не найдет оптимального подхода к ребенку и никто так остро не заинтересован в конечном результате.

         3 – й этап – заключительный.

         С целью ознакомления родителей с проблемой и в поисках способов её решения проводились:

    ü  открытая НОД с использованием сенсорных мешочков;

    ü  совместные мероприятия с родителями с использованием ИКТ «Виды работ по коррекции речевых нарушений»;

    ü  электронные консультации для родителей на интернет – сайте «Логопедические подсказки для заинтересованных родителей»;

    ü  консультации для педагогов по подготовке к обучению грамоте с использованием ИКТ «Букварик – Смешарик»;

    ü  мастер – класс для родителей и детей с помощью пособий – тренажёров для проведения артикуляционной гимнастики. Логопедическая ширма  «Домик Весёлого Язычка» (Приложение № 12 фото);

    игротренинги с артикулирующей куклой -  лягушка Квакушка(Приложение № 13 фото);

    ü  родительские собрания с демонстрацией мультимедийных презентаций по теме: «Учимся говорить правильно» (Приложение № 14 авторская презентация);

    ü  итоговое родительское собрание по теме: «Чему мы научились на занятиях» (Приложение № 15 авторская презентация);

    ü  семинар для учителей – логопедов района по теме: «Использование компьютерных технологий – мультимедийных презентаций в работе с родителями детей – логопатов дошкольного возраста в системе коррекционно – развивающего процесса»;

    ü  памятка для родителей «Обучение родителей грамотному использованию компьютера»;

    ü  буклет для учителей – логопедов района по теме: «Использование компьютерных технологий – мультимедийных презентаций в работе с родителями детей – логопатов дошкольного возраста в системе коррекционно – развивающего процесса» (приложение № 16);

    ü  пальчиковые игротренинги с использованием мимики;

    ü  ежеквартальная газета для родителей «Весёлая семейка»;

    ü  арттерапия-рисование мыльными пузырями на развитие речевого дыхания;  

    ü  выставки «Как умелые ручки язычку помогли» ( экспонаты детей и родителей: рамки для картин из бросового материала, мягкие игрушки, поделки из природного материала), (Приложение № 17 фото);

    ü  совместные игровые практикумы с родителями и детьми: авторские дыхательные игры «Волшебный ветерок» (Приложение № 18 фото);

    ü  практикумы, с целью ознакомления родителей с самомассажем лица, кистей и пальцев рук, артикуляционной гимнастикой;

    ü  информирование родителей (уголки, стенды, подсказки, книжки – передвижки), (Приложение № 19 фото);

    ü  праздники и развлечения;

    ü  выпуск ежеквартальной газеты для родителей «Весёлая семейка»;

    ü  презентации во время дня открытых дверей;

    ü  фоторепортажи «Мы учимся красиво и правильно говорить», фотогалереи на персональном интернет сайте «Наши успехи» (Приложение № 20 фото).

     

     

     

    15

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

    Результативность опыта работы

     

           Эффективность применения нетрадиционных форм работы и  вовлечение в них родителей во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции.

     В процессе такого сочетания ребёнок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

          Следовательно, проведённая работа с родителями и детьми – логопатами дала положительные результаты.

          Глобальная    информатизация практически всех сфер деятельности человека в XXI в. поставила перед системой образования новые задачи, в частности, в области «доставки» знаний через Интернет. Современные родители, имеющие несовершеннолетних детей, — это преимущественно молодые люди, живо интересующиеся вопросами воспитания, желающие повысить свою родительскую компетентность.

         Участвуя  в коррекционно – образовательном процессе, с использованием нетрадиционных форм работы, родители постепенно становятся активными участниками,  ответственно относятся к формам взаимодействия и сотрудничества учителя – логопеда и педагогов ДОУ.

          Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать раннему устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а следовательно и дальнейшему полноценному школьному обучению.

          Опыт работы по теме: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов» реализовывался в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края в течение трёх лет во второй младшей группе, в старшей и подготовительной группах по трём направлениям: взаимодействие с родителями, совместная деятельность с родителями и детьми, оказание эмоциональной поддержки  педагогами.

          Комплекс мероприятий, разработанный в рамках реализации данного опыта работы и методические материалы и пособия к нему, представлены на персональном сайте учителя – логопеда «Социальной сети работников образования nsportal.ru» в интернете, я надеюсь, окажутся интересными и полезными для учителей – логопедов, педагогов – психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений всех типов и родителей.

                                         Логопедом быть не просто, трудно логопедом быть,

                                         Но зато, какая радость душу детскую открыть.

                                         Дать ей веру и опору, научить её любить.

                                         Мир любить, и свою маму, дом, в котором он живёт.

                                         И дорожку, что из сада в мир большой его ведёт.

                                         Эта Родина большая, к ней особые слова.

                                         Говорить начнёшь ты скоро:

                                         «Россия! Родина моя!

                                         Говорить все звуки, слоги, получая, вдруг, слова,

                                         Что найдут свою дорогу к сердцу каждого всегда!

              Нет больше трудных звуков, и все слова подвластны нам.

                                         Ура! Какая же победа, у нас с тобою пополам!

     

     

     

     

     

     

     

    16

     

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

     

    Библиографический список

    1.      Волкова Л.С., Шаховская С. Н. Логопедия.М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.  

    2.      Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. –Практикум по логопедии учебное пособие.М.:  Просвещение, 1989.

    3.      Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: «Просвещ.», 1989.

    4.      Хрестоматия по логопедии – в 2 томах., под ред.Л.С. Волковой. М.: Гуманит.центр ВЛАДОС, 1997.

    5.      Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. М., 2009.

    6.      И. Узорова О.В, Нефедова Е.А. Игры с пальчиками.

    7.      Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику.

    8.      Гаврина С. В., Кутявина Н. Л. и др. «Развиваем руки – чтобы учиться писать, и красиво рисовать» - Ярославль, «Академия развития», 1997г.

    9.      Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

    10.  Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

    11.  Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.

    12.  Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.

    13.  Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979.

    14.  Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

    15.  Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

    16.  Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

    17.  Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    18.  Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. - 176с. - (Библиотека воспитателя детского сада).

    19.  Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с.

    20.  Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

    21.  Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.

     

     

    17

    Мануилова Татьяна Александровна

     

     

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ

     

    1.      Приложение № 1 Планирование «Мамина школа» - плановая работа консультативно – коррекционных занятий для родителей детей младшего дошкольного       возраста.

    2.      Приложение № 2 Анкета для родителей «Артикуляционные предпосылки развития речи вашего ребёнка».

    3.      Приложение № 3 Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с родителями и детьми с использованием сенсорных мешочков.

    4.      Приложение № 4  Конспект совместной НОД с  родителями и детьми: «Виды работ при коррекции речевых нарушений».

    5.      Приложение № 5 Фото. Игровой практикум по развитию мелкой моторики и речевого дыхания, изготовление пособий по развитию речи на тему: «Как умелые ручки язычку помогли».

    6.      Приложение № 6 Фото артикулирующего пособия - лягушка Квакушка.

    7.      Приложение № 7 Фото многофункционального пособия – тренажёра: логопедическая ширма «Домик Весёлого Язычка».

    8.      Приложение № 8 Методическая разработка. Артикуляционная зарядка, пальчиковые игры с использованием мимики, игры – диалоги.

    9.      Приложение № 9  Методическая разработка. Игротренинги в «сухом бассейне» в  сочетании с  пальчиковой гимнастикой, с самомассажем кистей и пальцев рук. Фото.

    10.  Приложение № 10 «Сайт учителя – логопеда», с предоставленной информацией   «Логопедические подсказки для заинтересованных родителей».

    11.  Приложение № 11 Методическая разработка. План  работы с родителями детей - логопатов с использованием мультимедийных презентаций.

    12.  Приложение № 12 Мастер – класс для родителей и детей с помощью пособия – тренажёра для проведения артикуляционной гимнастики. Логопедическая ширма  «Домик Весёлого Язычка». Фото.

    13.  Приложение № 13 Фото. Игротренинг с артикулирующей куклой -  лягушка Квакушка.

    14.  Приложение № 14 Родительское собрание по теме: «Учимся говорить правильно» (авторская презентация).

    15.  Приложение № 15 Итоговое родительское собрание по теме: «Чему мы научились на занятиях» (авторская презентация).

    16.  Приложение № 16 Буклет для учителей – логопедов района по теме: «Использование компьютерных технологий – мультимедийных презентаций в работе с родителями детей – логопатов дошкольного возраста в системе коррекционно – развивающего процесса».

    17.  Приложение № 17 Выставка – фоторепортаж  «Как умелые ручки язычку помогли».

    18.  Приложение № 18 Фото. Совместные игровые практикумы с родителями и детьми: авторские дыхательные игры «Волшебный ветерок».

    19.  Приложение № 19 Фото. Информирование родителей (уголки, стенды, подсказки, книжки – передвижки.

    20.  Приложение № 20 Фотогалерея на персональном интернет- сайте «Наши успехи».

     

     

     

     

     

     

     

     

    18

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

    Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

    Клуб молодой семьи. (опыт работы учителя-логопеда с родителями)

    План работы учителя-логопеда с родителями. Памятки для родителей по работе с детьми дома....

    Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

    Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

    Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков на индивидуальных логопедических занятиях»

    В данной публикации обобщен опыт работы по совершенствованию приемов по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи на индивидуальных логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности...

    "Из опыта работы учителя-логопеда по использованию нетрадиционных форм работы с родителями".

    Успех коррекционной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны формы взаимодействия и сотрудничества учите...