Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
статья по логопедии по теме

Светлана Геннадьевна Раткина

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную категорию.

Известно, что у заикающихся детей имеются явно выраженные расстройства нервной системы и речевой моторики. Поэтому в своей работе, по преодолению заикания, у детей я использую комплексный метод работы. Это комплексное воздействие проводится в следующих направлениях.

  1. Лечебное укрепление нервной системы.
  2. Логопедические занятия по развитию самостоятельной, свободной от заикания речи.
  3. Работа воспитателя (по рекомендациям логопеда).
  4. Работа с родителями.

 

Лечебное укрепление нервной системы

 

В нашей логопедической группе организована совместная медико-педагогическая работа. В начале учебного года все дети нашей группы бывают на приеме в поликлинике, где проходят осмотр у районного невропатолога. Им назначается, как правило, успокоительные препараты. Но, поскольку дети большее время дня проводят в детском саду, то мы взяли на себя заботу о том, чтобы дети вовремя и систематически получали лечение. Уже длительный период времени, с согласия невропатолога и родителей, дети осенью и весной курсами пьют успокоительные сборы, которые готовим в группе. В состав сбора входят такие травы, как корень валерианы, пустырник, душица, зверобой, чабрец. По моим наблюдениям это дает положительный эффект в коррекции заикания. И я считаю, что режим молчания в сочетании с успокоительными отварами в начале учебного года является хорошим фундаментом для дальнейшей коррекционной работы.

Но вот уже второй год в помощь к успокоительным сборам мы подключили гомеопатию. Проконсультировавшись с врачом – гомеопатом, согласовав этот вопрос с районным невропатологом и заручившись согласием родителей, зимой дети принимают гомеопатические препараты: Эдас 111, сироп Эдас 306. Это тоже оказывает хорошую помощь в коррекции заикания у детей.

 

На моих логопедических занятиях осуществляются следующие задачи:

 

  • Развитие у детей свободной, самостоятельной, лишенной заикания речи.
  • Устранение недостатков звукопроизношения.
  • Коррекция отклонений во внеречевых процессах – развитие памяти, внимания.

Основной смысл занятий по устранению заикания состоит в строго систематическом развитии связной, самостоятельной речи. В своей работе я использую методику А.С. Мироновой, которая строится на постепенном овладении навыками свободной речи от простейшей ситуативной её формы до контекстной в процессе развития речи детей при прохождении разных разделов программы детского сада. Другими словами, проблемой коррекции заикания я занимаюсь на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и на занятиях по формированию фонетической стороны речи.

Большое внимание я уделяю упражнениям по релаксации мышц тела. Пользуюсь разработками авторов И.Г. Выготской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской. Каждое свое занятие я начинаю именно с этих упражнений. Обязательно включаю в занятия и упражнения игры для постановки правильного речевого дыхания – постановка диафрагмального дыхания, регуляция выдоха. Постоянно ведется работа по развитию памяти и внимания, общей и мелкой моторики. Изучаю исследовательские методы обучения Л.З. Арутюнян – Андроновой – синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки – и пробую включать их в свои занятия. Все эти методические приемы помогают успешно решать задачи по преодолению заикания, устранению недостатков звукопроизношения, общего недоразвития речи, по коррекции отклонений во внеречевых процессах.

Большую помощь в работе логопеда оказывают и воспитатели, которые продолжают коррекционную работу в течение дня по заданию логопеда, и музыкальные руководители, проводящие занятия по логоритмике, которые в свою очередь служат цели нормализации двигательных функций и речи, объединяют как работу по коррекции моторики, так и психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия. Работа инструктора по физической культуре направлена на развитие моторики, координации движений, на регулирование мышечного тонуса детей. На занятиях с психологом дети учатся чувствовать себя более уверенными и спокойными в своих возможностях, учатся настраиваться на сотрудничество, снимать эмоциональные барьеры. Развитие коммуникативных умений помогает снять проявления излишней тревожности, имеющей место при социальных контактах у заикающихся детей.

Большое значение в общем успехе коррекционного воздействия имеет и работа с родителями. Для них я систематически провожу консультативно-методическую работу. Организую циклы общих бесед, знакомлю с новинками исследований в области заикания, провожу индивидуальные консультации. Консультирую и тех, кто ушел в школу. Прослеживаю, по возможности, дальнейшую судьбу наших выпускников: речь, успеваемость в школе, личные успехи или неудачи.

Все дети, как правило, уходят в массовую школу. Информация об успеваемости есть не обо всех, так как многие выпускники моей группы продолжают обучение в сельских школах.

За последние три года средняя статистика результатов по коррекции заикания следующая:

  • Практически здоровая речь: 50%
  • Незначительные остаточные явления: 41%
  • Значительные остаточные явления: 9%

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_tezisy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

учителя-логопеда МДОУ

детского сада №12 «Колокольчик»

г. Егорьевска Московской области

 Раткиной

Светланы Геннадьевны

по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

2007 год


Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную категорию.

Известно, что у заикающихся детей имеются явно выраженные расстройства нервной системы и речевой моторики. Поэтому в своей работе, по преодолению заикания, у детей я использую комплексный метод работы. Это комплексное воздействие проводится в следующих направлениях.

  1. Лечебное укрепление нервной системы.
  2. Логопедические занятия по развитию самостоятельной, свободной от заикания речи.
  3. Работа воспитателя (по рекомендациям логопеда).
  4. Работа с родителями.

Лечебное укрепление нервной системы

В нашей логопедической группе организована совместная медико-педагогическая работа. В начале учебного года все дети нашей группы бывают на приеме в поликлинике, где проходят осмотр у районного невропатолога. Им назначается, как правило, успокоительные препараты. Но, поскольку дети большее время дня проводят в детском саду, то мы взяли на себя заботу о том, чтобы дети вовремя и систематически получали лечение. Уже длительный период времени, с согласия невропатолога и родителей, дети осенью и весной курсами пьют успокоительные сборы, которые готовим в группе. В состав сбора входят такие травы, как корень валерианы, пустырник, душица, зверобой, чабрец. По моим наблюдениям это дает положительный эффект в коррекции заикания. И я считаю, что режим молчания в сочетании с успокоительными отварами в начале учебного года является хорошим фундаментом для дальнейшей коррекционной работы.

Но вот уже второй год в помощь к успокоительным сборам мы подключили гомеопатию. Проконсультировавшись с врачом – гомеопатом, согласовав этот вопрос с районным невропатологом и заручившись согласием родителей, зимой дети принимают гомеопатические препараты: Эдас 111, сироп Эдас 306. Это тоже оказывает хорошую помощь в коррекции заикания у детей.

На моих логопедических занятиях осуществляются следующие задачи:

  • Развитие у детей свободной, самостоятельной, лишенной заикания речи.
  • Устранение недостатков звукопроизношения.
  • Коррекция отклонений во внеречевых процессах – развитие памяти, внимания.

Основной смысл занятий по устранению заикания состоит в строго систематическом развитии связной, самостоятельной речи. В своей работе я использую методику А.С. Мироновой, которая строится на постепенном овладении навыками свободной речи от простейшей ситуативной её формы до контекстной в процессе развития речи детей при прохождении разных разделов программы детского сада. Другими словами, проблемой коррекции заикания я занимаюсь на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и на занятиях по формированию фонетической стороны речи.

Большое внимание я уделяю упражнениям по релаксации мышц тела. Пользуюсь разработками авторов И.Г. Выготской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской. Каждое свое занятие я начинаю именно с этих упражнений. Обязательно включаю в занятия и упражнения игры для постановки правильного речевого дыхания – постановка диафрагмального дыхания, регуляция выдоха. Постоянно ведется работа по развитию памяти и внимания, общей и мелкой моторики. Изучаю исследовательские методы обучения Л.З. Арутюнян – Андроновой – синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки – и пробую включать их в свои занятия. Все эти методические приемы помогают успешно решать задачи по преодолению заикания, устранению недостатков звукопроизношения, общего недоразвития речи, по коррекции отклонений во внеречевых процессах.

Большую помощь в работе логопеда оказывают и воспитатели, которые продолжают коррекционную работу в течение дня по заданию логопеда, и музыкальные руководители, проводящие занятия по логоритмике, которые в свою очередь служат цели нормализации двигательных функций и речи, объединяют как работу по коррекции моторики, так и психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия. Работа инструктора по физической культуре направлена на развитие моторики, координации движений, на регулирование мышечного тонуса детей. На занятиях с психологом дети учатся чувствовать себя более уверенными и спокойными в своих возможностях, учатся настраиваться на сотрудничество, снимать эмоциональные барьеры. Развитие коммуникативных умений помогает снять проявления излишней тревожности, имеющей место при социальных контактах у заикающихся детей.

Большое значение в общем успехе коррекционного воздействия имеет и работа с родителями. Для них я систематически провожу консультативно-методическую работу. Организую циклы общих бесед, знакомлю с новинками исследований в области заикания, провожу индивидуальные консультации. Консультирую и тех, кто ушел в школу. Прослеживаю, по возможности, дальнейшую судьбу наших выпускников: речь, успеваемость в школе, личные успехи или неудачи.

Все дети, как правило, уходят в массовую школу. Информация об успеваемости есть не обо всех, так как многие выпускники моей группы продолжают обучение в сельских школах.

За последние три года средняя статистика результатов по коррекции заикания следующая:

  • Практически здоровая речь: 50%
  • Незначительные остаточные явления: 41%
  • Значительные остаточные явления: 9%

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

Основные задачи логопедической работы с заикающимися детьми дошкольного возраста в практическом опыте.

Основные задачи логопедической работы с заикающимися детьми дошкольного возраста в практическом опыте.         С появлением взглядов на заикание как на невротическо...

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...

Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"

Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...