Консультация "Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада"
консультация

Филаткина Светлана Витальевна

Всем известно, что современное образование претерпевает очень большие изменения за счет изменения всех сфер нашей жизни. Задачи современного дошкольного образования заключаются в:

  • обеспечении индивидуализации для каждого ребенка;
  • обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности ребенка;
  • реализации права ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • привлечении детей к занятиям без психологического принуждения, с опорой на их интерес к содержанию и формам детальности, их социальный опыт;
  • обеспечении эмоционально-личностного и социально-нравственного развития ребенка, сохранении и укреплении его здоровья.

При этом реализация Программы дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, происходит в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности (проектная деятельность), в форме творческой активности.

Проектная деятельность – это создание педагогом таких условий, при которых дети самостоятельно или при помощи взрослых открывают новый практический опыт, добывают его экспериментальным, поисковым путем, учатся анализировать его и преобразовывать.

Важно! Идея любого проекта должна идти от детей, а не от педагогов.

Виды проектов, реализуемых с дошкольниками:

  1. Исследовательский проект. Его цель заключается в получении ответа на познавательный вопрос. Инициатором такого проекта выступает ребенок. Такой проект защищается детьми, а итоговым продуктом являются материалы, используемые для защиты.

Этапы исследовательского проекта.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На втором этапе ребенок оформляет проект (фиксирует определенные результаты). Третий этап – это защита проекта. На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.

  1. Творческий проект. Его цель заключается в создании уникального творческого продукта. Инициаторами такого проекта выступают дети и педагог. Итоговый продукт проекта может быть любой в зависимости от характера проекта.

Этапы творческого проекта.

На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанных со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. На втором этапе определяются мотивы участия детей  в предстоящей деятельности. На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. На четвертом этапе педагог предлагает детям зарисовать свои идеи. На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы педагога и ровесников. Шестой этап связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд. На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить полученный продукт. На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта.   

3. Нормативный проект. Его цель заключается в создании позитивно-нормирующего правила. Инициаторов такого проекта выступает педагог. Итоговым продуктом проекта становится "знак" правила. При этом запрещающих ситуаций должно стать меньше, а ситуаций, стимулирующих инициативу детей должно быть как можно больше. Идея для проекта берется из ситуаций, происходящих с детьми конкретной группы.

Этапы нормативного проекта.

На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило, чтобы оно было понятно всем. На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил.

Современная проектная деятельность требует от педагогов ставить такие задачи, которые ребенок может поставить сам для себя. Если говорить о сроках, то предпочтительно делать исследовательские проекты краткосрочными, творческие – долгосрочными, а нормативные проекты также лучше делать краткосрочными. Продукт проекта должен быть вещественным.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...

CИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Закаливание детей заключается в систематическом много­кратном дозированном воздействии на организм тех факто­ров, которые часто являются причиной заболеваний. Закали­вание способствует нор...

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Формировать у детей исследовательские способности впроцессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.  Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении...