Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в детском саду
статья на тему

Из опыта работы ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminra_proekt_2017.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Шкитина А.А., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 25 Калининского района

Санкт – Петербурга

Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в детском саду (из опыта работы).

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

На сегодняшний день, многие педагоги организовывают деятельность детей, стараясь направить детскую жажду к исследованиям в нужное русло. Но очень часто само слово “занятие” вызывает у дошкольников отрицательные эмоции. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. Актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

В связи с этим можно сказать, что одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Что же такое проект?

Проект – «брошенный вперед», это комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающийся реальным, практическим результатом.

В результате этого метода, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность. Включаясь в проект, они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Но, тем не менее, привлекая родителей, следует помить о том, что они должны получить от педагога всю необходимую информацию о проекте. Информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая конкретное участие, соблюдайте добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.

В то же время работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию воспитателя. Требования к работе над проектом – совершенно особые.

Педагоги нашей образовательной организации, прежде чем приступить к подготовке какого либо проекта глубоко изучают выбранную тему. Темы проектов часто вырастают из специальных занятий по познавательному развитию, из экскурсий, посещений зоопарка, цирка, театра и т.д. Проще, конечно, подобрать интересную (как нам кажется) и полезную тему исследования, а затем предложить детям. Но дошкольника бесполезно “нагружать” темой исследования. Он, конечно, исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как собирать информацию и т.п.

 При составлении плана работы с детьми над проектом воспитатели поддерживают детскую инициативу. Нам важно заинтересовать  каждого ребенка тематикой проекта, поддержать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Что бы это стало возможным, педагоги создают игровые ситуации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик, постепенно вводят детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

При реализации любого проекта педагог должен помнить о том, что:

  • Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться;
  • Работа над проектом должна вестись последовательно и регулярно;
  • Использование индивидуального и творческого подхода;
  • Результативность во многом зависит от использования детьми накопленных знаний, впечатлений.

В процессе реализации проекта педагоги  должны создавать атмосферу доброжелательности и понимания, необходимо научить детей договариваться с партнерами, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач, составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, объединяться в группы.

В нашем детском саду реализуются различные виды проектов:

  • Исследовательско-творческие, в которых дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта. Например: выпуски газет, драматизации,  оформление картотеки опытов,  демонстрация коллекций детского дизайна и.т.д.;
  • Ролево-игровые-проекты с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по- своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр - путешествий и т. д.;
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать: рисунки детей - выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т. д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта;
  • Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.;
  • Комплексные, например: «Мир театра», «Река времени», «Книжкина неделя»;
  • Групповые, например: «Откуда к нам хлеб пришел», «Подводный мир», «Мир космоса»;
  • Индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука».

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

  1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
  3. Происходит смена  стиля общения взрослого с ребенком.
  4. Родители становятся  активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.