опыт работы учителя-логопеда «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ»
материал по логопедии по теме

Катенева Наталья Александровна

Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Елочка»

«Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ»

Из опыта работы учителя – логопеда Катеневой Н.А.

2013г.

Нарушения речи - распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

 Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. 

 Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, грамотного оформления и ведения документации.

  Строю свою работу  по общедедактическим принципам и принципам коррекционного обучения:

принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей;

- принцип продуктивной обработки информации. Реализую этот принцип, организовывая обучение так, чтобы у детей развился навык переноса обработки информации на своё индивидуальное занятие и тем самым  у них формируется и развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;

принцип развития и коррекции высших психических функций(ВПФ) на моих  занятиях реализую  через ввод специальных упражнений и приёмов для развития и коррекции различных психических процессов и функций(зрительное внимание, вербальная, зрительная, двигательная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логичность мышления, объем внимания и т.д.);

принцип мотивации к учению стараюсь  реализовывать, возбуждая и поддерживая на высоком уровне интерес ребенка, когда активно работают ВПФ, развивая тем самым межфункциональные отношения, на базе которых и формируется обходной путь развития.
Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда  в нашем образовательном учреждении регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального.

Федерального уровня:

1. Конституция Российской Федерации.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка

4.Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Локального: Уставом ДОУ, должностной инструкцией логопеда.

Опираясь в своей деятельности на нормативные документы, освоила  и продолжаю осваивать новые педагогические технологии:

  • технология организации логопедического обследования;
  • технология дифференцированного и развивающего обучения;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технология консультативного сопровождения.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных и важных сторон деятельности логопеда.

В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если ДОУ и семья «закрыты»  друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

Семья, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

 В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

 Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, а также выполнения упражнений по заданию логопеда можно сделать вывод, что не все дети находятся в условиях, способствующих успешной коррекционно-воспитательной работе, а некоторые не имеют комфортных условий и нуждаются в их изменении и положительном эмоциональном отношении со стороны родителей.

 Проанализировав ответы родителей, я выяснила, что многие из них не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.

 В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь всего 2 - 3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Изучая опыт коллег, анализируя результаты работы с детьми по коррекции речи, я пришла к выводу, что одной из основных целей моей работы является активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги  настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

В своей работе считаю приоритетным предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Перед собой ставлю следующие задачи:

1. Изучение особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.

2. Привлечение  родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.

3. Систематическое наглядно-информационное сопровождение для родителей, направленное на развитие речи детей.

4. Систематизация практического материала, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители  в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Организацию работы с родителями веду по следующим направлениям:

  • информационное просвещение (систематически пополняющаяся информация в папках «Советы логопеда», консультации, беседы, буклеты, родительские собрания);
  • обучающее просвещение (семинары-практикумы, открытые занятия, тренинги, работа «Школы заботливой мамы»).

На базе детского сада с целью содействия повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка открыта «Школа заботливой мамы».

Разработала перспективный план работы с родителями на учебный год.

Так на родительских собраниях знакомлю родителей с видами и формами логопедической работы.Озвучиваю общие проблемы детей группы, не переходя на личности. Информирую об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе. Даю четкое представление о характере и важности участия родителей в коррекционных занятиях.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являются консультации.Они бывают фронтальные и индивидуальные.Это своеобразный логопедический всеобуч родителей, где даю  рекомендации по выполнению заданий, подчеркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций с предметами в домашних условиях.

 Перед очередной консультацией, за одну - две недели, родители могут ознакомиться (информацию можно найти в специальной папке) с вопросами, выносимыми на консультацию, предложить свои для обсуждения.

Периодически на индивидуальных  консультациях демонстрирую успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняю, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения. Опыт показывает, что видя проблемы своего ребенка воочию, родители по-иному начинают относится и к ним, и к нелегкому труду логопеда. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

 Необходимой формой работы с родителями считаю проведение тренингов и семинаров – практикумов, они позволяют вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной работы с ребёнком дома, дают более широкие возможности приобретения практического опыта.

 В логопедическом уголке в раздевалке систематически обновляю материалы по изучаемым лексическим темам. В них в доступной для родителей форме даются рекомендации и предлагаются различные игры и упражнения для домашних занятий.

Большим удобством в работе считаю  использование  карточек с заданиями, материал для которых собран в результате многолетней работы. Карточки помогают родителям при выполнении домашних заданий  активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную программу воздействия на речевой дефект.

Результатом работы считаю:

- достижение значительных положительных результатов в коррекции речевых нарушений у детей;

- создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование детско-родительских отношений;

- повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей;

- установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса.

По результатам диагностики  у детей наблюдается положительная динамика в речевом развитии.

Взаимодействие всего коллектива детского сада, специалистов, родителей приводят к отличному результату. Возрастает количество детей, заканчивающих учебный год с показателем речевого развития "норма", уменьшается количество детей, дающих "вялую" динамику коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда в условиях логопункта.

Данный материал будет интересен молодым , начинающим логопедам ДОУ. Информация  о том, что важным в  образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы ,которая направл...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Опыт работы учителя-логопеда. Использование интерактивного оборудования в коррекционной работе.

Представлены авторские презентации и флипчарты для работы с интеративной доской.фотоматериалы использования иинтерактивного оборудавания на коррекционных занятиях с детьми. Занятие по обучению гр...