Главные вкладки

    план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
    методическая разработка по логопедии

    Вотчицева Татьяна Ивановна

    План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_samoobrazovaniya_-_votchitseva_t.i.docx746.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    .                            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0230/00008ae7-487c06b2/hello_html_m615887c7.pngG:\приемка\веселинка.png

                               «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда

                    Ульяновской области»

    ПЛАН ПО  САМООБРАЗОВАНИЮ

    на 2020 – 2021 учебный год

    учителя-логопеда

    Вотчиевой Татьяны Ивановны

    Тема: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда        в условиях ФГОС ДО»

    Начало работы: 01.09.2020

    Пояснительная записка

     Дошкольное детство проходит быстро и педагогам вместе с  родителями надо постараться сделать это время счастливым и ярким для наших детей. Ребёнку важно, чтобы с ним рядом были люди, которые окружали его вниманием, заботой, теплом, которые смогли бы раскрыть и развить его индивидуальность, свойственные только ему личностные качества, помочь преодолеть имеющиеся недостатки в речевом и познавательном развитии.

    Все нам известно, что с 01 января 2014года вступил в силу приказ Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.

    По ФГОС ДО главное - не результат, а условия. Среди условий реализации программы дошкольного образования важное место занимает создание нового уровня развивающей предметно-пространственной среды для разностороннего развития каждого ребенка.

    Согласно требованиям ФГОС  ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена разнообразными средствами развития и воспитания детей дошкольного возраста. В едином развивающем пространстве необходимо совместить традиционные игры, игрушки, яркий наглядный материал и современные развивающие компьютерные технологии, которые подразумевают создание и использование интерактивной среды.

    Актуальность:

    Мы живем в веке новых технологий, стремительного развития информационного общества, когда компьютерные средства прочно вошли в нашу жизнь и стали необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством развития и образования детей.

    Широкое распространение и использование технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов в качестве средства образования и воспитания детей стало необходимой потребностью современного общества. Поэтому вопрос об их применении в образовательном процессе дошкольных учреждений в рамках реализации ФГОС ДО является на сегодняшний день очень важным и актуальным.  

    Внедрение образовательных информационных технологий (ОИТ) призвано, прежде всего:

    •        улучшить качество образования,

    •        повысить мотивацию детей к получению новых знаний,

    •        ускорить процесс развития.

    Оно предполагает использование компьютера или ноутбука, интерактивной доски, видео-  и аудиозаписей, DVD и CD-дисков, мультимедиа, компьютерных программ, аудиовизуального оборудования в качестве инструмента образования и развития детей, мотивации образовательного процесса.

    Применение ОИТ стало актуальным и в коррекционном образовании для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей групп компенсирующей направленности. Это объясняется тем, что с каждым годом у детей с ТНР наряду с нарушениями всех компонентов речи все ярче проявляются вторичные отклонения в развитии познавательной деятельности и психических процессов. Большинство детей имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Зачастую у воспитанников наблюдаются снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость, страдает произвольная регуляция деятельности. Все это требует поиска эффективных способов и приемов коррекции имеющихся проблем в речевом, познавательном и личностном развитии ребенка. Поэтому вопрос поиска и использования современных образовательных  информационных технологий в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда считаю актуальным, т.к. данные технологии позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме: 

     •         осуществлять коррекцию недоразвития речи, активизировать высшие психические функции;

    •        развивать психофизические функции, обеспечивающие готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

    •        формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения (сериация, классификация);

    •        развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);

    •        осуществить индивидуальный образовательный маршрут  каждого ребёнка.

    Образовательные информационные технологии:

    •        обогащают кругозор детей;

    •        повышают мотивацию их деятельности;

    •        предотвращают утомление;

    •        повышают эффективность логопедической работы в целом;

    •        позволяют сделать НОД интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

    Использование компьютерных технологий обладает рядом преимуществ перед традиционными средствами образования и воспитания дошкольников:

    •        Современность и актуальность предлагаемого  материала;

    •        Информационная ёмкость;

    •        Компактность, доступность, эмоциональной привлекательность, мобильность, многофункциональность;

    •        Эстетичность и наглядность, которая способствует лучшему запоминанию материала.

    •        Видео и слайд-шоу позволяют ребёнку увидеть то, что трудно пронаблюдать в окружающей его действительности.

    Таким образом, компьютерные технологии дают возможность обогатить, качественно обновить и повысить  эффективность коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

    Цель:    повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

     

    Задачи:

    • Изучение современных подходов по использованию интерактивных, информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе.
    • Планирование работы по использованию интерактивных технологий.
    • Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми.
    • Внедрить систему работы по использованию интерактивных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, распространение положительного опыта.

    Перечень вопросов по самообразованию:

    • Основы компьютерной грамотности.
    • Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в ДОУ.
    • Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в дошкольном детстве.
    • Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
    • Занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
    • Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.
    • Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.

    Предполагаемый результат:

    Обогатить, качественно обновить и повысить  эффективность коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

    • Создать подборку интерактивных игр, игр-презентаций, познавательных видео по развитию речи согласно лексическим темам.

    • Повышение уровня речевого развития дошкольников в процессе использования компьютерных технологий.

    • Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллегам.

    Формы отчёта по проделанной работе: выступления на педсовете, родительских собраниях, открытые показы НОД, размещение своих разработок на различных сайтах, участие в конкурсах.

     Этапы работы:

     I этап – Организационно-ознакомительный

     II этап – Основной

     III этап – Заключительный

    Формы работы:

     - совместная деятельность педагога с детьми;

     - взаимодействие с педагогами ДОУ;

     - индивидуальная работа с детьми;

     - свободная самостоятельная деятельность детей;

    - взаимодействие с родителями.

    Система работы планируется  по следующим направлениям:

    • В непрерывной образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми согласно годовому плану;
    • Работа вне образовательной деятельности;
    • Работа с родителями - консультации и беседы, фотоотчёты, презентации.

    Перспективы при продолжении работы на следующий год:

    - Продолжить работу по теме: «Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР средствами ИКТ»;

    - Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;

    - Изучить новинки методической литературы;

    - В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию дней открытых дверей.

    План работы на год

    Раздел

    Сроки

    Содержание работы

    Методическая работа

    Сентябрь - май

    1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. 
    2. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. - № 2.
    3. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009 - № 12
    4. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда. // Логопед. - 2008. - № 5
    5. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.
    6. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. // Логопед в детском саду. – 2006. — № 6.
    7. Томилина С.М. Логопедия и интернет. // Логопед.  – 2006 - № 3
    8. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.
    9. Интернет-ресурсы:

    Логопедические порталы:

    Изучение вебинаров на сайте Мерсибо

    https://mersibo.ru

    http://razvitkor.ru

    Профессионально-педагогическая работа

    Сентябрь

    Создать интерактивную папку-лэпбук «Речевое обследование детей старшего дошкольного возраста» по методике Е.А. Стребелевой

    Октябрь

    Подборка,  разработка интерактивных игр по лексическим темам первого периода. Создание картотеки.

    Ноябрь

    Изготовление QR-кодов к играм по речевому развитию.

    Открытый показ НОД по образовательной области "Речевое развитие"  с использованием интерактивных технологий

    Декабрь

    Подборка,  разработка интерактивных игр по лексическим темам второго периода. Пополнение картотеки.

    Январь

    Подготовить буклеты для воспитателей и родителей:

    * «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает».

    * «Плюсы и минусы в «общении» с компьютером»

    Февраль

    Открытый просмотр НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (экономическое воспитание посредством ИКТ)

    Март

    Подборка,  разработка интерактивных игр по лексическим темам третьего периода. Пополнение картотеки.

    Апрель

    Открытый показ НОД по образовательной области "Речевое развитие"  - обучение грамоте с применением интерактивных игр

    Май

    Выступление на методическом объединении педагогов ДОУ с презентацией обобщенного материала по теме самообразования.

    Печать на персональном сайте на портале «Инфоурок» и «Социальная сеть работников образования»

    Сентябрь - май

    Создание интерактивных игр, игр-презентаций по речевому развитию, оказание методической помощи педагогам Доу (по запросу) в создании вышеуказанных пособий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационные технологии в арсенале коррекционно-развивающей работы учителя логопеда. Речедвигательная ритмика.

    Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по преодолению недоразвития речи дошкольников может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики, разработанной А.Я.Мухиной. Из опыта раб...

    Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

    Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

    ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Сегодня очень актуальным является проведение в ДОУ мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.  Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологи...

    Отчёт учителя-логопеда по теме самообразования "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи"

    С 2014 года широко использую ИКТ, которые применяю в работе с детьми для лучшего усвоения изучаемого материала, так и в работе с методическим материалом, что даёт возможность оперативно вносить измене...

    Пути совершенствования системы работы учителя - логопеда в условиях ФГОС ДО

    Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО...

    Консультация для воспитателей на тему: "Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"

    В своей работе по исправлению нарушей звукопроизношения очень часто использую модели артикуляции звуков. Они очень легко усваиваются детьми, что дает положительный результат в моей коррекционной работ...