Главные вкладки

    Инновационные технологии в арсенале коррекционно-развивающей работы учителя логопеда. Речедвигательная ритмика.
    статья по логопедии по теме

    Гринь Анна Борисовна

    Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по преодолению недоразвития речи дошкольников может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики, разработанной А.Я.Мухиной. Из опыта работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Инновационные технологии  в арсенале коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Речедвигательная ритмика.

    Глобальные перемены происходят в настоящее время в системе дошкольного образования. Прежде всего, они связаны с тем, что, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование стало первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантирует единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. ФГОС ДО определяет новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет, а также целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест.

     Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.         

    Среди дошкольников, имеющих те или иные недостатки речевого развития, на первом месте стоят дети с общим недоразвитием речи различной степени выраженности.  Распространённость ОНР достаточно высока и стабильна, причем частота этого диагноза не только не уменьшается, но даже возрастает.

    Несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции, проблема преодоления общего недоразвития речи далека от разрешения. Педагоги-исследователи Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. отмечают, что дети с нарушениями речи часто имеют проблемы неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений. Насущной проблемой современной коррекционной педагогики является сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи. У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной и речевой активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, а повышенная возбудимость, неустойчивость эмоционального фона влечёт за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность. Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также скованность и недостаточная координация пальцев рук, движений артикуляционного аппарата.  

    Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи дошкольников может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики, разработанной А.Я.Мухиной,  как интегративной коррекционно-педагогической технологии.

    Академик И.П. Павлов отмечал: «Речь — это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга» [13]. В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Логопеды давно используют в работе связку «произношение-движение». Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей с речевой патологией подчёркивается исследователями (В В.М. Бехтерев, В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Г.А. Волкова).  Однако в логопедической практике технология речедвигательной ритмики,  как органический компонент в коррекционно-педагогическом процессе по преодолению общего недоразвития речи у детей,  появилась относительно недавно.

       Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура  [12]. Движения рассматриваются как стимуляция для закрепления произносительных навыков.

    Данная технология используется наряду с традиционными методами, принятыми в логопедии и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. При этом соблюдается принцип предваряющего использования движений речедвигательной фонетической ритмики,   когда   проговаривание речевого материала в сопровождении движений предшествует проговариванию того же материала без двигательного сопровождения.  Наиболее целесообразным является применение данной технологии в процессе постановки и автоматизации правильного звукопроизношения.

    Коррекция нарушений моторной сферы и звукопроизношения осуществляется за счёт нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций. Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации. Произнося звуки, дети активно включают в работу органы артикуляции, а элементы речедвигательных упражнений, как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука, необходимы для укрепления межанализаторных связей.

    Движения, которыми дети сопровождают произнесение звуков, делают эти звуки «осязаемыми», «видимыми» для них, что способствует наиболее полноценному усвоению материала.

    В зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной ритмики видоизменяются. Изолированный звук сопровождается наиболее интенсивными движениями. При автоматизации звука в слогах движение немного редуцируется, в словах и предложениях - еще больше изменяется. При проговаривании текстов выполняются совсем небольшие движения. Таким образом, не возникает стереотипа. Постепенно ребенок переходит к самостоятельному проговариванию речевого материала без двигательного сопровождения.

    Далеко не все дети и не всегда  выполняют движения правильно. Даже после словесной инструкции, пояснения с конкретным показом,  разъяснений и неоднократного показа многие дошкольники не могут достаточно «чисто» повторить движение с проговариванием. В этих случаях используется сопряжённое, сопряжённо-контактное, сопряжено – отражённое выполнение движений в ходе которой логопед выполняет совместные движения с ребенком. Такой вариант речедвигательной  ритмики помогает детям почувствовать «характер» звуков, их последовательность.

    Использование речедвигательной ритмики оказывает оздоровительный эффект, так как упражнения направлены на становление правильного диафрагмально – рёберного типа дыхания, способствуют формированию двигательно – кинестетической основы в составе двигательного акта. И, наконец, в процессе использования речедвигательных упражнений развиваются просодические компоненты речи, улучшаются ее мелодико-интонационные характеристики. Речедвигательная ритмика помогает оптимизировать эмоциональный фон, восстановить и сохранить эмоциональное благополучие и предупредить его расстройства. Противоположные по характеру движения (быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные) рефлекторно влияют на  гармонизацию психики ребёнка, уравновешивают процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, нормализуют психическую и двигательную активность детей, приводят к улучшению настроения, исчезновению инертности.

    В дополнение к сказанному следует добавить, что одним из необходимых условий речевого развития ребёнка является создание речевой мотивации.  Мотивация речи, как отмечают в своих исследованиях педагоги В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Е.Г. Ильина, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, И. А. Зимней  и другие,  определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития. В процессе нетрадиционных обучающих и развивающих заданий с использованием технологии речедвигательной ритмики предусмотрены ситуации, которые актуализируют потребность в речевых высказываниях. При этом создается благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой, существенно повышается мотивация дошкольников  к занятиям.

    Использование данной технологии в логопедической работе  помогает быстрее и качественнее осуществлять исправление  и закрепление у детей правильных речевых навыков, способствует снятию нервно–психического напряжения и коррекции психоэмоциональной сферы, формирует положительный мотивационный фон и стимулирует интерес детей к занятиям.

    Литература:

    1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
    2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1996.
    3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2002.
    4. Волкова Л.С. Логопедия. М., 2002.
    5. Гринер В.А., Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. М.: Учпедгиз, 1941..
    6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958
    7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.
    8. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений. – М, 1960.
    9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
    10. Кузнецова  Е. В. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 2005.
    11. Лопухина И. Ритм, речь, движение. СПб.: Дельта, 1997.
    12. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика  М. 2009.
    13. Павлов, И. П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М.: Учпедгиз.
    14. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1997.
    15. Салахова А.Д.  Развитие звуковой стороны речи ребёнка. М., 1973
    16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997.

       

         «Речедвигательная ритмика в системе логопедической работы для детей с ограниченными речевыми возможностями».

    Использование речедвигательной ритмики в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР.

    Технология речедвигательной ритмики в коррекционно-логопедическом процессе преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Тема «Взаимодействие в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения»

    В моём опыте работы представлены различные виды работы по взаимодействию с семьями воспитанников...

    Технология "Дидактический синквейн" в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

    В методической разработке раскрывается понятие "синквейн", описываются этапы работы по данной технологии с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

    Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

    Анализ коррекционно-развевающей среды кабинета....

    Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

    Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

    Инновационные технологии образовательного и коррекционно-развивающего процесса

    Статья посвящена вопросам инновационной деятельности в образовании. Проанализированы научные исследования по данной проблеме....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

    Использование учителем-логопедом современных технологий развития критического мышления "Корзина идей" и "Синквейн" позволяет сделать занятия более интересными и результативными....

    Проект: "Использование инновационной технологии "Кластер" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ"

    Проект: "Использование инновационной технологии "Кластер" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ"...