Методическая разработка на тему: Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи.
учебно-методический материал по логопедии

Лучкина Елена Валерьевна

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:



Методическая разработка на тему:

Мастер класс «Использование  игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ.

Путешествие в страну Правильной речи.

Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)





Подготовила учитель-логопед

Лучкина Е.В.




г. Ногинск, 2022

 «Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».

                                                                                                      Н. К. Крупская

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.

 А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

  Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. 

  Задачи:

1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

2.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

  Оборудование: ноутбук, экран, мультимедиа, мяч, магнитная доска, картинки, с изображением разных предметов, настольная игра «Ходилка», интерактивные игры «Мерсибо».

 

Ход мастер-класса

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на мастер-класс «Использование современных игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ.»

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи.    Ведущая педагогическая идея моей работы     заключается   в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения   игровых технологий.

   Активное применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.  Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Основными функциями дидактических игр являются: формирование устойчивого интереса к учению; формирование психических новообразований; формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы; формирование собственно учебной деятельности; а также навыков самоконтроля и самооценки.

Сегодня я покажу вам, как организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи.

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы отправляемся в путешествие по стране Правильное речи.

(звон колокольчика)

А поедем мы на паровозике. Проходите, присаживайтесь. (В стороне стоят стулья – имитация паровозика)

На поезде мы можем поехать только в том случае, если купим билеты. Вот самые настоящие билеты на наш поезд. Возьмите их и найдите своё место в вагонах.

( Берут билеты, смотрят звук, указанный в нём, и находят картинку, приклеенную к стульчику, которая начинается на этот звук, занимают места в двух вагонах.)

 Повторяем движения за мной!

Едет-едет паровоз - (вращаем кулачки обеих рук во внутр. сторону)

Слышен громкий стук колёс. (стучим кулачками друг об друга)

К морю он везёт ребят - (сжимаем разжимаем кулачки)

Дети парами сидят: (разжимаем кулачки, поворачиваем ладошки друг к другу)

Гоша с Антошей(складываем большие пальцы рук)

Нина с Полиной (указательные)

Миша с Аришей (средние) 

Саша с Наташей (безымянные)

Яша с Дуняшей (мизинцы)

Паровоз вперёд летит - (вытянули руки со сложенными пальцами вперёд)

Всем счастливого пути! (разъединили пальцы, помахали ладошками)

Приехали.

Остановка «Словечкино», выходите.

И здесь нас ждет словесная игра «Цепочка слов» (на закрепление ранее пройденного материала. Игровые задачи: Упражнять в дифференциации изученных звуков.)

Вставайте в полукруг.

(беру мяч)

Я называю первое слово «зима» и передаю мяч 1 ребёнку. Ребенок придумывает слово на последний звук и передают мяч следующему ребёнку по кругу (например, «зима» - «арбуз» и так далее).

Молодцы. Наше путешествие продолжается, садимся в паровозик, едем дальше.

Приехали.

 Остановка «Искалкино»

(На столах разложены по четыре картинки, с изображением разных предметов)

Проходите, присаживайтесь за столы.

Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

1 стол: слон - стол - сумка - карандаш 

2 стол: книга - кошка - портфель - компас

3 стол: обруч - тетрадь - ослик - облако

4 стол: утка - улитка - ухо - собака

5 стол: лук - лиса - рак – ландыш

Остановка «Загадкино»

А сейчас попробуем отгадать, какое же слово зашифровано в синквейне.

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях.

1 строка: Кто? Что? (1 существительное) – тема синквейна;

2 строка: Какой? (2 прилагательных) – раскрывает тему;

3 строка: Что делает? (3 глагола) – описывает действия;

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) – целая фраза;

5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное) – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, личное отношение.

Попробуем все вместе! По теме нашей встречи.

Предполагаемые ответы

1 строка: существительное

Игра

2 строка: какая?

Интересная, словесная, настольная, интерактивная

3 строка: что делает?

Обучает, развивает, помогает

4 строка: что вы думаете о теме?

Актуальное направление работы (используется в детском саду)

5 строка: новое слово

Инновация (развитие)

Молодцы! Отправляемся дальше. Посмотрите впереди озеро, надо нам переправиться на другой берег.

Дыхательная гимнастика «Кораблик»

"Кораблик"

Оборудование: бумажный кораблик, контейнер  с водой.

Пустить в контейнер с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

                       Ветерок, ветерок, натяни парусок!

                       Кораблик гони до другого берега нас перевези.

Следующая станция «Грамотейка»

Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить? Как их можно измерить? Чем? Линейкой?

Измерить длиннющее слово –

Да это проще простого!

Сколько слогов в нём, надо узнать –

Хлопать в ладоши пора начинать!

Давайте покажем: как это, хлопая в ладоши, измерять слова?

(Организуется игра «Собери игрушки по количеству слогов»)

Посмотрите сколько игрушек. Первый вагон будет собирать игрушки, названия которых состоят из одного слога, а второй вагон – игрушки, названия которых состоят из двух слогов, а третий вагон –из трех слогов.. Раз, два, три, начни!

(Подходим  к столу, и выбираем только нужную игрушку. После окончания игры вместе проверяем, правильно ли  выбрали себе игрушки, исправляют ошибки)

Поиграли, отправляемся дальше.

Остановка «Играйкино».

Сейчас поиграем в электронные игры (база интерактивных игр «Мерсибо»)

Присаживайтесь на стульчики. (обращаю внимание на интерактивную доску)

Игра «Меткий стрелок». (В этой игре развивается речевое внимание и умение производить звуковой анализ слова.) вы должны выбрать ту картинку, в которой нет заданного звука. Для этого стрелок называет картинки, а вы выбираете, в какую из них надо целиться. (Дети выходят по очереди и с помощью электронного маркера выбирают правильный ответ)

 «Находчивая буква». (Игра на определение места согласного звука в слове.) Я выбираю букву в настройках и начинаем игру. Где находится звук в этом слове: в начале, в середине или в конце? (Ребенок называет слово, анализирует и выбирает правильную схему.)

Молодцы!

Наше путешествие по стране Правильной речи подходит к концу и нам нужно возвращаться обратно. Поехали!

Музыкальное задание: Железновы «Паровозик».

- Вам понравилось путешествие?

- Да!

Итог

Уважаемые коллеги, как вы считаете, какие игры самые полезные, универсальные?

Предполагаемые ответы:

Все игры полезны и нужны в работе учителя-логопеда.

Систематическое, многоплановое использование  игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя - логопеда"

Мастер - класс на тему: «Использование биоэнергопластикив работе учителя-логопеда»         Подготовила  учитель – логопед МБДОУ ДС №8,ст. Выселки Рыжк...

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"...

«Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в об...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет Тема: Путешествие в страну Правильной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования; упражнять в употреблени...

Мастер – класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье....

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»

мастер-класс «Применение нейропсихологических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.»...

Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда . Путешествие в страну Правильной речи!

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организован...