Мастер - класс для воспитателей Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. «Путешествие в страну Правильной речи».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Курсова Елена Юрьевна

Мастер -класс для воспитателей с использованием игровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Знаменский

Ивантеевского района Саратовской области



Мастер - класс  для воспитателей

Использование  игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ.

«Путешествие в страну Правильной речи».





Подготовила учитель-логопед

Курсова Е.Ю.




2022

 «Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».

                                                                                                      Н. К. Крупская

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.

 А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

  Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. 

  Задачи:

1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

2.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.

  Оборудование: ноутбук,  мяч, картинки, с изображением разных предметов, Су-джок шарики, колечки

 

Ход мастер-класса

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на мастер-класс «Использование современных игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ.»

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи.    Ведущая педагогическая идея моей работы     заключается   в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения   игровых технологий.

   Активное применение игровых технологий на логопедических занятиях позволяет организовать коррекционную работу в соответствии с требованиями ФГОС. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.  Цель дидактических (обучающих) игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Основными функциями дидактических игр являются: формирование устойчивого интереса к учению; формирование психических новообразований; формирование общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы; формирование собственно учебной деятельности; а также навыков самоконтроля и самооценки.

Сегодня я покажу вам, как организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи.

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы отправляемся в путешествие по стране Правильное речи.

(звон колокольчика)

А поедем мы на паровозике. Проходите, присаживайтесь. (В стороне стоят стулья – имитация паровозика)

На поезде мы можем поехать только в том случае, если купим билеты. Вот самые настоящие билеты на наш поезд. Возьмите их и найдите своё место в вагонах.

( Берут билеты, смотрят звук, указанный в нём, и находят картинку, приклеенную к стульчику, которая начинается на этот звук, занимают места в двух вагонах.)

 Повторяем движения за мной!

Едет-едет паровоз - (вращаем кулачки обеих рук во внутр. сторону)

Слышен громкий стук колёс. (стучим кулачками друг об друга)

К морю он везёт ребят - (сжимаем разжимаем кулачки)

Дети парами сидят: (разжимаем кулачки, поворачиваем ладошки друг к другу)

Гоша с Антошей(складываем большие пальцы рук)

Нина с Полиной (указательные)

Миша с Аришей (средние) 

Саша с Наташей (безымянные)

Яша с Дуняшей (мизинцы)

Паровоз вперёд летит - (вытянули руки со сложенными пальцами вперёд)

Всем счастливого пути! (разъединили пальцы, помахали ладошками)

Приехали.

Остановка «Словечкино», выходите.

И здесь нас ждет словесная игра «Цепочка слов» (на закрепление ранее пройденного материала. Игровые задачи: Упражнять в дифференциации изученных звуков.)

Вставайте в полукруг.

(беру мяч)

Я называю первое слово «зима» и передаю мяч 1 ребёнку. Ребенок придумывает слово на последний звук и передают мяч следующему ребёнку по кругу (например, «зима» - «арбуз» и так далее).

Молодцы. Наше путешествие продолжается, садимся в паровозик, едем дальше.

Приехали.

 Остановка «Искалкино»

(На столах разложены по четыре картинки, с изображением разных предметов)

Проходите, присаживайтесь за столы.

Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

1 стол: слон - стол - сумка - карандаш 

2 стол: книга - кошка - портфель - компас

3 стол: обруч - тетрадь - ослик - облако

4 стол: утка - улитка - ухо - собака

5 стол: лук - лиса - рак – ландыш

Остановка «Почемучкино»

Игра "Почему? Да потому что…"
На задаваемые вопросы надо обязательно отвечать- «Потому, что»:,также можно проводить игру с мячом.
- Почему улетают птицы?
- Почему нельзя купаться зимой?
- Почему снег тает?
- Почему люди берут зонты?
- Почему вызывают врача?
- Почему засыхают цветы?
- Почему мяч катится?
- Почему летом не носят шубы?.......

Молодцы! Отправляемся дальше. Посмотрите впереди озеро, надо нам переправиться на другой берег.

Дыхательная гимнастика «Кораблик»

"Кораблик"

Оборудование: бумажный кораблик, контейнер  с водой.

Пустить в контейнер с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

                       Ветерок, ветерок, натяни парусок!

                       Кораблик гони до другого берега нас перевези.

Следующая станция «Грамотейка»

Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить? Как их можно измерить? Чем? Линейкой?

Измерить длиннющее слово –

Да это проще простого!

Сколько слогов в нём, надо узнать –

Хлопать в ладоши пора начинать!

Давайте покажем: как это, хлопая в ладоши, измерять слова?

(Организуется игра «Собери игрушки по количеству слогов»)

Посмотрите сколько игрушек. Первый вагон будет собирать игрушки, названия которых состоят из одного слога, а второй вагон – игрушки, названия которых состоят из двух слогов, а третий вагон –из трех слогов.. Раз, два, три, начни!

(Подходим  к столу, и выбираем только нужную игрушку. После окончания игры вместе проверяем, правильно ли  выбрали себе игрушки, исправляют ошибки)

Поиграли, отправляемся дальше.

Остановка «Сказкино».

СКАЗКА «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Жила-была маленькая девочка. Мама очень ее любила, а бабушка ещё больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду в ней ходила. Соседи так её и прозвали: Красная Шапочка. Ребята давайте поможем маме Красной Шапочки приготовить пирожки.                                            

Массаж мячиком «Су – Джок

Муку в тесто замесили, а из теста мы слепили:

(сжимаем и разжимаем шарик в ладошках)

Пряники, оладушки, блинчики, витушки,

Пышные пампушки, пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки, булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.

(поочередно надавливаем мячиком на каждый палец).

Мама говорит: Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, и отнеси ей пирожки и горшочек масла да узнай, здорова ли она. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке, и мы вместе с ней.

Солнечным погожим днём, мы с тобою в лес идём,

Мы с собой несём корзинку, вот хорошая тропинка,

Мы по ней сейчас пройдём,

(ходьба на месте)

Тут цветок и там цветок.

(движениями показываем, как рвём цветок)

Мы сорвали на венок.

Дыхательные упражнения        (короткий вдох, на длинном протяжном выдохе говорим: «Ах, как пахнет!»)

Мы идём с тобой по лесу, а вокруг так интересно!

Отдохнуть пора дружок, мы присядем на пенёк.

Присела Красная шапочка на пенёк, над ней летают бабочки.

Гимнастика для глаз           

                           Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась,

Села на цветок, выпить сладкий сок.

(проследить глазами за движением бабочки)

И легко порхая, над травой кружит.

(круговые движениями глазами)

Так звезда ночная, на волне дрожит.

(жмуримся и открываем глаза)

Отдохнула девочка и пошла дальше. Идёт она лесом, а навстречу ей - серый Волк. Нас ребята много, давайте напугаем его, и он убежит. Дети хором говорят: «У-У-У». Волк испугался и убежал.

Ну, вот мы и пришли к бабушкиному домику. Красная Шапочка вошла и увидела бабушку, которая ей была очень рада. Здравствуй, внученька моя! Долго я тебя ждала. Наконец-то ты пришла. Я пришла не одна, я гостей привела. Бабушка поставила на стол варенье, пирожки и оладушки, налила чай и пригласила всех ребят обедать.

Массаж кольцом Су – Джок»      

         Машу, Таню и Сережу, Киру, Ваню и Антошу.

        Сашу, Колю и Ирину, и, конечно же, Марину.        

        (поочередно надеваем колечко на каждый палец)        

Все за стол садятся дружно, ведь давно обедать нужно!

Оладушки вареньем смажем – бабушке спасибо скажем!

(шариком гладим по ладони)

Наша сказка закончилась хорошо и все в ней остались довольны!

        Молодцы!

Наше путешествие по стране Правильной речи подходит к концу и нам нужно возвращаться обратно. Поехали!

Музыкальное задание:  «Паровозик  чух-чух».

- Вам понравилось путешествие?

- Да!

Итог

Уважаемые коллеги, как вы считаете, какие игры самые полезные, универсальные?

Предполагаемые ответы:

Все игры полезны и нужны в работе учителя-логопеда.

Систематическое, многоплановое использование  игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Пути совершенствования системы работы учителя - логопеда в условиях ФГОС ДО

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО...

«Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в об...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет Тема: Путешествие в страну Правильной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования; упражнять в употреблени...

Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи. Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.  Задачи:1.Способствовать созданию условий для профессионального раз...

Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда . Путешествие в страну Правильной речи!

laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организован...