Главные вкладки

    ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
    методическая разработка по логопедии на тему

    Петрова Зоя Александровна

    Сегодня очень актуальным является проведение в ДОУ мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей.  Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые оказывают благотворное влияние на организм ребёнка, особенно, если речь идёт о детях с ОВЗ, страдающих речевой патологией. Логоритмические упражнения должны занимать  значительное место в системе коррекционно-развивающей работы учителя- логопеда по преодолению речевой патологии у детей с ОВЗ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл logoritmika_s_onr.docx44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ  В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

    В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому, необходимо использовать всё разнообразие имеющихся  эффективных и интересных детям форм коррекции речевых нарушений. Одним из  таких средств коррекции речи является логопедическая ритмика. Применение логоритмики в комплексной коррекционной работе имеет свою историю. В начале 20 века в Европе сформировалась система «ритмического воспитания», основоположником которого является швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Главным в своей методике он считал выражение музыки при помощи движений, т.к. тело должно уметь передавать темп, ритм и художественный замысел музыкального произведения. Со временем из этой системы выделилась лечебная ритмика, одним из ответвлений которой в 30-е годы XX века стала логопедическая ритмика. Её основоположниками являются В.А.Гиляровский и Н.А.Власова. На сегодняшний день логоритмика является обязательным компонентом коррекционной работы по преодолению речевых нарушений. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена такими исследователями, как И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия. 

    Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

    Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы.

    Задачи логоритмики:

    - развивать у детей точность, координированность движений рук, ног во время ходьбы и бега;- формировать правильную осанку,

    -развивать  умение ориентироваться в пространстве;

    - устранять напряженность, скованность движений, воспитывать их свободу; -развивать слуховое внимание и фонематический слух;

    -учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);

    - развивать физиологическое дыхание; развивать артикуляционный аппарат; -

    развивать силу голоса и выразительность речи, пения; -развивать мелкую моторику;  мимику лица.

    В логоритмике существуют два основных направления:

    - Развитие неречевых процессов.  Сюда входит совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма; активизация всех видов внимания и памяти.

    – Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

    В коррекционном обучении и воспитании детей с ОВЗ на логоритмических занятиях используются следующие методы:

    1)  наглядно-зрительные:

    - показ педагогом образца двигательных элементов;

    -использование зрительных ориентиров при преодолении пространства (наглядных пособий, фотографий, картин и т. п.);

    2)  тактильно-мышечные: включение в двигательную деятельность различных предметов (например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу). Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;

    3)  наглядно-слуховые: звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме четверостиший, звуки музыкальных инструментов.

    Логоритмическая деятельность включает в себя здоровьесберегающие технологии, которые оказывают благотворное влияние на организм ребёнка. Особенно, если идёт речь о детях с ОВЗ, страдающих речевой патологией.

    Логоритмика позитивно влияет на эмоциональное состояние, создает положительное настроение, повышает общий тонус, способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы у ребёнка с ОВЗ.   Она способствует результативному повышению  уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, активизации и расширения словарного запаса.   У детей с речевой патологией есть грубые нарушения слухового восприятия, недоразвитие ритмического и фонетического слуха, проблемы в эмоционально-волевой сфере.   Дети с речевой патологией испытывают трудности при воспроизведении ритмической структуры слов, стихотворных текстов.

    Решение данной задачи упрощается за счёт взаимосвязи и тесного взаимодействия трёх основных компонентов: ритма, слова и движения.

    Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: под музыку, под счет, словесное и стихотворное сопровождение.

    Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти.

    При использовании учителем-логопедом логоритмических приёмов на своих занятиях, важно учитывать  главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.  Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

    Какие логоритмические упражнения я использую на своих занятиях:

    Можно выделить основные виды  логоритмических упражнений:

    1. Интонационное и коррекционное произношение.

    2. Фонетическое (слуховое) восприятие.

    3. Артикуляционные упражнения.

    4. Песни без музыкального сопровождения.

    5. Игры на музыкальном инструменте.

    6. Регулировка мышечного тонуса.

    7. Упражнения, формирующие ориентировку в пространстве.

    На всех занятиях следует соблюдать правила последовательности работы: сначала  дети разучивают слова или стишки ,после того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить. Для этого следует ежедневно повторять уже усвоенный материал.


    Ритмическую разминку я всегда начинаю с вводной ходьбы с соблюдением четкости линии построения, с точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучиваю с детьми  шаги на носках и на пятках, несложные перестроения. Далее  мы переходим к легкому бегу, чередованию  ходьбы с  бегом, выполняем прыжки и галоп; отрабатываем элементы физкультурных и танцевальных движений.

    Цель ритмической разминки - внесение дисциплины и организованности. Упражнениями ритмической разминки воспитываются :-координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега; -вырабатывается правильная осанка;- формируются навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения;- выполняются различные задания на ориентировку в пространстве.

    В  качестве упражнений на развитие внимания  я включаю: -упражнения на переключение внимания ;-на увеличение объема внимания;-развитие устойчивости и распределения внимания.

    Для развития переключения внимания использую смену движений, которые сопровождаются разными музыкальными отрывками. Например,  на торжественную музыку  дети идут маршем, на веселую бегут. Или, если слышат звучание в низком регистре, то подражают движениям медведя ,на звуки среднего регистра изображают ходьбу цирковой лошадки, а на высокие звуки прыгают зайчиками.

    Устойчивость внимания развивается у детей с ОВЗ путем наблюдения  за движениями учителя- логопеда и  в процессе самостоятельного , последовательного повторения этих движений.

    Вот варианты игр и игровых упражнений, которые я использую на своих логопедических занятиях:

    Наши дети не скучают,
    Дружно, весело играют      
    (дети, держась за руки, идут по кругу)
    В речке быстро искупались,    
    (далее имитируют движения)
    Нашалились, наплескались.
    Хорошенечко отмылись
    И красиво нарядились.
    И ни есть, ни пить не стали    
    (взявшись за руки бегут по кругу на носочках)
    В лес дремучий побежали,
    Друг на друга посмотрели     
    (поворачивают голову налево-направо)
    Сделали вот так         .
    ( ребенок-ведущий показывает любое движение, дети    повторяют,  ведущий выбирает того, кто выполнил так же)

    В упражнения на увеличение объема  внимания я включаю   воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми.

    При выполнении упражнений на распределение внимания дети выполняют  сразу два или более действий, например: по сигналу передают  по кругу в одну сторону флажок, а в другую – мячик. Можно предложить еще более сложное упражнение: под музыку на сильную долю такта ребенок делает  шаги вперед и одновременно подбрасывает вверх мяч.

    Для формирования  внимания  можно проводить  следующие игры и игровые упражнения: «Ищи», «Сделай наоборот», «Пройди путь также» и др.

    Игра «Никогда не делай так»

    Дети стоят лицом к педагогу в шахматном порядке и под музыку повторяют те движения для рук, которые показывает учитель- логопед. Затем назначается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кому не удается задержать руки, кто  сделает "запрещенное" движение, выходит из ряда.

    Игра «Деревцо, кустик, ручеёк, тропинка»

    Играющие строятся в колонну по одному. По сигналу логопеда начинают движение друг за другом, выполняя следующие команды:

    • «Деревцо» – игроки останавливаются, поднимают руки вверх;
    • «Кустик» – приседают, пальцы рук касаются пола;
    • «Ручеёк» – подпрыгивают на месте на двух ногах, руки на пояс;
    • «Тропинка» – разбиваются на пары и берутся за руки (если игроку не хватило пары, он должен встать прямо, руки вперед).

    Для регулирования мышечного тонуса я предлагаю детям   задания на чередование расслабления и напряжения мышц. Например, поочередно раскачивать, потряхивать ногами и руками, вращать кистями рук, выполнять наклоны под музыку,осуществлять   имитационные движения: «Самолеты летят», «Стирка» и др. Использую  специальные упражнения на смену напряжения и расслабления, которые состоят из серии последовательных действий. Например:

    –  руки в стороны, сжать в кулак, бросить;
    – руки вверх, в кулак, бросить наклон (руки свободные).

    Вот пример такого упражнения  на расслабление: Звучит музыка. Дети, лежа на спине, под тихую музыку выполняют поворот на правый бок, затем поворот на левый бок и поворот на спину. 

    Тому  кто  лег  на  правый  бочок  (вдох – выдох)
    Может  присниться  белый  бычок.
    Тому  кто  лег  на  левый  бочок.
    (вдох – выдох) 
    Может  присниться черный  бычок.
    А  тому,  кто  спит  на  спинке,  
    Красные  яблоки  снятся  в  корзинке
    .(вдох – выдох)

    Упражнения на развитие чувства темпа и ритма: На логопедических занятиях я разучиваю с детьми  различные  движения и построения, перестроения  под музыку. Дети выполняют упражнения с предметами, разучивают  этюды. Люблю использовать  отхлопывание и отстукивание ритмов, пропевание  слов в ускоренном, либо замедленном ритме. Например, игра «Эхо»:музыкант поет, начиная с низкой позиции и заканчивая высокой, а дети эхом повторяют и прохлопывают ритм:           «Миш-ка, ми-шень-ка, кук-ла, ку-кол-ка, мя-чик, бу-ра-ти-но, ка-ран-даш, чи-по-ли-но».

    Затем пропевается  то же самое в обратном порядке, начиная с высокой и заканчивая низкой позицией.

    Интересная и любимая детьми игра-передача мяча  на  каждую  сильную  долю  такта под музыку.

    Постоянно проводится работа над различением быстрого и медленного темпа, постепенного замедления и убыстрения, причём дети должны не только правильно выполнить сами движения, но и уметь объяснить словами, почему они так сделали..

    Упражнения на развитие  координации движений: При выполнении этих упражнений формируется  навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряженности. Они могут  проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Сначала с детьми разучивается  речевой текст,  затем движения. Это могут быть упражнения с предметами и без них, а также пляски и импровизации.

    Например, упражнение «Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения»:

    Плыли гусята – красные лапки,
    Озером, озером – все по порядку.
    Серые плыли, белые плыли.
    Красными лапками воду мутили.

    Игра «Дрозд-дроздок»

    Дети стоят парами лицом друг к другу. По сигналу учителя-логопеда произносят слова с соответствующими движениями:

    Я – дрозд.(показывают ладошкой каждый на себя)
    И ты – дрозд.
    (показывают на своего партнера)
    У меня нос.
    (на свой нос)
    И у тебя нос.
    (на нос своего партнера)
    У меня гладкие щеки.
    (ладошками гладят свои щеки)
    И у тебя – гладкие щеки .
    (гладят щеки своего партнера)
    У меня сладкие губы.
    (показывают на свои губы)
    И у тебя сладкие губы.
    (показывают на губы партнера)
    Мы любим друг друга.
    (обнимаются)

    Затем дети меняются парами. Игра  повторяется.

    Если логоритмика проводится во время совместной образовательной деятельности учителя- логопеда и музыкального руководителя в музыкальном зале, для слушания музыки нужно  подбирать  различные музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач. Например, детям можно дать прослушать два произведения «Баба Яга», одно, написанное  композитором  Лядовым А.К.   и исполненное  музыкальным оркестром, другое – композитором Чайковским П.И. и исполненное  на фортепьяно. Дети по характеру музыки должны определить , какое произведение звучит мягче, а какое – более грозно и почему. Дети представляют  себе Бабу Ягу, словами описывают  ее внешний вид, характер и чем она может заниматься.

    Пение также очень полезно для детей с речевыми нарушениями, оно  прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. В ходе работы над текстом разучиваемых песен должна проводиться  работа по коррекции устной речи, автоматизация и дифференциация поставленных логопедом звуков.

    При помощи пения  у детей увеличивается объём лёгких, укрепляется дыхательная мускулатура, а следовательно, вырабатывается  диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, сила и правильное распределение речевого  выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывает основные качества голоса –его  силу и высоту.

    Ещё один вид логоритмических упражнений,кот. можно использовать на логопедических занятиях – упражнения для развития тонких движений пальцев рук. Упражнения проводятся  в игровой форме, с проговариванием текста, можно сюда включить и  игры в кукольный театр, игры на музыкальных инструментах. Например, игра «Паучок»:

    «Паучок ходил по ветке,      (правая рука вытянута вперед, пальцы левой руки
    А за ним ходили детки. 
    мелкими перебежками бегут от плеча правой руки к пальцам)
    Дождик с неба вдруг полил, 
    (стряхиваем пальчиками «воду»)
    Паучков на землю смыл
    (на слово «смыл» – хлопок ладошками по коленям)
    Солнце стало пригревать.
    (поднимаем руки вверх, растопырив пальцы)
    Паучок пошел опять
    (левая рука вытянута вперед, движения как вначале)
    А за ним бежали детки,
    (от плеча пальцы обеих рук мелкими пробежками 
    Чтобы погулять по ветке (
    двигаются по шее, далее по лицу и останавливаются на голове – засыпают)

    Следующий вид  логоритмических упражнений – это упражнения для развития у детей речевых и мимических движений. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек), на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

    Развитая мимическая мускулатура оказывает большое влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, на его отношения с окружающими людьми и с природой. Эту работу учитель- логопед может проводить  как на своих занятиях в виде отдельных упражнений, так и во время совместной образовательной деятельности учителя- логопеда и музыкального руководителя в музыкальном зале: во время разыгрывания различных сценок, сюжетных игр, при подражании какому-либо животному. Например, пропевка про «Мишку» (закрепляется произношение и артикуляция  звука «Ч»):

    «Че-че, че-че – грязь у Мишки на плече.
    Чу-чу, чу-чу – искупать его хочу.
    Чи-чи, чи-чи – тише, Мишка, не ворчи.
    Ча-ча, ча-ча – ведь вода не горяча».

    В попевке про «Лису» закрепляется произношение и артикуляция звуков «С» и «Сь»:

    «Су-су, су-су – не пускают в дом лису.
    Са-са, Са-са – ждет за дверью два часа.
    Сы-сы, сы-сы – она хочет колбасы.
    Си-си, си-си – ей кусочек отнеси».

    При помощи подвижной игры закрепляются  навыки, полученные на музыкальных и физкультурных занятиях.

    Игра «Морские звёзды и небесные»

    «В темной-претемной морской глубине
    Звезды морские живут в тишине.
    Думает каждая, лежа на дне,
    Вот бы и мне засиять в тишине».

    В этой игре дети делятся на две команды: морские звезды и небесные. 1-я часть. Морские звезды сидят на ковре по-турецки и поют песню, а небесные звезды бегают вокруг них на носочках с колокольчиком в руке.
    2-я часть. На повторение музыки все звезды встают в «звездочку» и кружатся. Затем звезды меняются ролями. Игра повторяется.

    Вот ещё одна игра, которая очень любят дети, называется она  «Ежик и мыши»

    Все дети становятся в круг. Ежик в центре круга, мыши – за кругом. Все идут вправо, произнося текст, а ежик имитирует движения, о которых поется:

    1.  Бежит ежик – тупу, туп, 
    Весь колючий, остер зуб!
    Ежик, ежик, ты куда? 
    Что с тобою за беда?

    2.  Ежик ножками туп-туп! 
    Ежик глазками луп-луп!
    Слышит ежик – всюду тишь. 
    Чу!..Скребется в листьях мышь!

    3.  Беги, беги, ежик,
    Не жалей ты ножек, 
    Ты лови себе мышей,
    Не лови наших детей!

    Еж ловит мышей. Мыши могут бегать только за кругом, а еж может пробегать и через круг.

    Пойманные мышки садятся в середину круга.

    В качестве заключительного этапа работы  я провожу  упражнения на мышечное расслабление, а также упражнения для развития дыхания.
    В качестве итога логоритмической работы в конце месяца  можно организовывать  утренник, в котором  дети покажут отработанные  инсценировки,можно использовать и  индивидуальные выступления детей.

    Вот ещё несколько вариантов логоритмических игр и игровых упражнений, которые  может использовать учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи.

    Игры для развития внимания:

     Игра «Шмели и жуки»

    Дети делятся на две группы. Одна из них – жуки, другая – шмели. По команде "Жуки летают, шмели гудят" – первая группа свободно двигается по кабинету, размахивая руками, другая протяжно произносит звук "Ш". По команде "Шмели летают, жуки жужжат" – первая группа произносит звук "Ж", вторая свободно двигается, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.

    Игра «Мороз, ветер, льдинки»

    Играющие встают парами лицом друг к другу по кругу и хлопают сначала себе в ладоши, затем своей паре, приговаривая:
    «Холодные льдинки, прозрачные льдинки,
    Сверкают, звенят. Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…»
    Играющие говорят «дзинь, дзинь» пока не услышат сигнал логопеда: «Ветер!». На этот сигнал «льдинки» разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

    Упражнения на регуляцию мышечного тонуса:

    Упражнение 1. В положении стоя дети выполняют  легкие движения флажками внизу под тихую музыку и сильные взмахи над головой под громкую музыку. Вместо музыки можно использовать тихий и громкий сигнал (звук какого-либо игрушечного музыкального инструмента).

    Упражнение 2 .Под громкую музыку (можно использовать бубен) дети двигаются по кругу подскоками, под тихую – идут, выполняя движения руками (взмахи вверх и вниз).

    Игра  для развития чувства темпа и ритма:

    «Доремифасолька»

    До-ре-ми-фа-соль-ля-си.              (Дети ритмично как бы выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх)
    Ты у музыки спроси:                       (
    Ритмично «спускаются с лестницы» рукой сверху вниз)
    – Почему всего семь нот, 
    Вальс звучит или фокстрот?
    До-до-до – звучит так низко.          (
    Ритмично потопывают ногами)
    Си-си-си – пищит, как мышка.   (
    Поднимают руки вверх, мягко соединяют пальцы рук)
    Ля-ля-ля – как колокольчик.          
    (Ритмично покачивают головой)  
    Ми – на «мы» похожа очень.         
    (Ритмично постукивают ладонью по груди)
    Соль – соленая на вкус.     
    (Ритмично «посыпают соль» щепотками обеих рук)
    Ре-ре-ре – как длинный ус.              
    (Обеими руками показывают усы)
    Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа                   
    (Попеременно хлопают в ладоши впереди и сзади себя)
    Мягко стелет, как софа.

    Игры для развития координации движений и речи:

    «Снежинки-балеринки»

    Мы снежинки, мы пушинки (Наклоны головой вправо и влево)
    Покружиться мы не прочь.    
    (Поворот на 360 градусов)
    Мы снежинки – балеринки
    (Наклоны туловища вправо и влево)
    Мы танцуем день и ночь.
    (Приставной шаг вправо и влево)
    Мы деревья побелили.    
    (Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)
    Землю бархатом укрыли. 
    (Приседание с разведением рук)
    И от стужи сберегли.
    (Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз)

    Игра «Бабушка Маланья»

    Дети встают в круг, взявшись за руки.  Бабушка Маланья – в середине. Дети начинают двигаться по кругу, напевая песню, сопровождая ее выразительными движениями.

    Слова                                             Движения

    У Маланьи, у старушки  (Дети движутся по кругу в одну сторону, 
    Жили в маленькой избушке  
    держась за руки. Останавливаются и с
    Семь дочерей, семь сыновей,        
    помощью жестов и мимики изображают то,
    Все без бровей!                           
    о чем говорится в тексте:
    С такими глазами,                      
    закрывают руками брови,
    С такими ушами,                        
    делают «круглые глаза» и «большой нос»…)
    С такими носами,
    С такими усами,
    С такой головой,
    С такой бородой…
    Ничего не ели, целый день сидели,
    На нее глядели, делали вот так! 

    После этих слов дети повторяют за бабушкой /ведущим/ любое смешное движение. Бабушка Маланья выбирает лучшую фигуру. Тот ребенок, чью фигуру выбрали, становится Бабушкой Маланьей, игра продолжается.

    Игровые упражнения на развитие мелкой моторики:

    «Скакалка»

    Я скачу, я верчу новую скакалку. (Кисти сжаты в кулаки, большие пальцы выполняют вращательные движения)
    Захочу, научу Галю и Наталку. 
    (Разжимание и сжимание пальцев рук)
    Вот так, вот так посреди дорожки
    .      (Хлопок – кулачки – 4 раза)
    Раз вперед, раз назад и на правой ножке. 
    (Руки в замок, в обратный замок, правый кулак стучит по левой ладони)

    «Зайчики и белочки»

    Зайчики и белочки вышли погулять.(Кисти в кулачок – поочередное разгибание и сгибание пальцев – по 2 раза)
    На полянке солнечной в салочки играть.
    (Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей)
    Выходи скорей в кружок.
    (3 хлопка и кисти в форме шара)
    Здравствуй, здравствуй мой дружок.
    (Пальцы правой руки поочередно встречаются с пальцами левой руки).

    Игра «Снеговик Егорка»

    Дети встают в круг и берутся за руки. В центре стоит ребенок – «снеговик Егорка».

    Лихо сдвинув набекрень                       (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
    Старое ведерко,
    Прислонился на плетень
    Снеговик Егорка.
    У него пылает нос    
    (Ребята останавливаются и приставляют руки к носу, показывая
    Весело и ярко.          
    длинный нос. «Снеговик» выполняет движения вместе с детьми)
    На дворе стоит мороз,         
    (Скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам)
    А Егорке жарко.                  
    (Вытягивают руки вперед)
    Приглашает он ребят               
    (Манят руками)
    Прокатиться с горки.             
    (Поднимают обе руки вверх и опускают вниз)
    Глазки весело блестят,      
    (Ставят руки на пояс и качают головой вправо-влево)
    Радостно Егорке.
    Раз-два! Раз-два-три!          
    (Хлопают в ладоши)
    Нас, Егорка, догони!           
    (Хлопают ладошками по коленям)

    Дети разбегаются, «снеговик Егорка» их догоняет.

    Таким образом, логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально- ритмического и физического воспитания. Она способствует  преодолению речевых расстройств, развивает неречевые процессы, такие как координация движений, правильное дыхание, музыкальность, способствует развитию эмоциональной включённости, волевых качеств, произвольности, общего физического развития детей. Она соответствует требованиям ФГОС, так как способствует реализации целевых ориентиров(возможных достижений ребёнка).Логоритмика  содействует решению  задач Дошкольного Образовательного Стандарта.

    Список используемой литературы:

    1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
    2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
    3. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
    4. Анищенкова Е. С.Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников:пособие для родителей и педагогов –М.:Астрель, Владимир,2010.
    5. Бабушкина Р. Л. ,Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками,страдающими ОНР. Под редакцией Г. А. Волковой.-СПб.:КАРО,2005.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

    Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

    Рабочая программа коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта.

    Рабочая программа составлена с учетом специфики работы в условиях логопедического пункта, на основе классических логопедических методик, новых педагогических технологий и авторских разработок. По всем...

    Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

    Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 3-8 лет в условиях логопедического пункта

    Рабочая программа учителя-логопедакоррекционно-развивающей работы по преодолениюречевых нарушений у детей 3-8 летв условиях логопедического пункта...

    «ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

    Аннотация :  Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая ст...