Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»
методическая разработка (старшая группа)

    Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может благоприятно повлиять на умственное и речевое развитие ребенка, конечно, под руководством логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogrebnova_e.v._logopedicheskiy_likbez_dlya_roditeley.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический ликбез для родителей

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе  по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

    Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может благоприятно повлиять на умственное и речевое развитие ребенка, конечно, под руководством логопеда.

    Родители могут широко пользоваться натуральными видами наглядности. Необходимо разрешать детям:

-играть пустыми флаконами, пробками, мыльницами;

-экспериментировать с предметами, которые плавают или тонут;

-разбирать сумку с покупками;

-вместе готовить (первые и вторые блюда, месить тесто, печь пироги);

-вместе накрывать на стол, вместе убирать, мыть посуду;

-вместе перебирать крупы, наводить порядок.

Все это способствует обогащению словаря ребёнка, понимать, что такое объем, вес, цена, понимать причины и следствия, учить сравнивать, устанавливать закономерности, развивает представление о свойствах и качествах разных предметов, понимать обобщения, развивает мелкую моторику рук. Можно поиграть на кухне в игры «Вкусные слова» («сладкие», «солёные». «кислые», «горькие»). «Какие слова можно вынуть из винегрета? Борща?». «Приготовим сок» (варенье, джем, повидло).

    Родители могут во время прогулки предложить ребёнку говорить обо всех предметах, попадающихся на пути. Это позволяет накапливать глагольный словарь, например:  птица вспорхнула, взлетела, опустилась, перелетела, влетела, вылетела и т.д., машина промчалась, пронеслась, проехала, остановилась, переехала, въехала, наехала и т.д.

По дороге из детского сада или в детский сад, можно предложить поиграть в игру «Я заметил», называть предметы, мимо которых проходите, а ёще указывать какие они (Я заметила собачку, она маленькая, лохматая, а вот дом, он кирпичный, двухэтажный, зелёный). Ребёнок и взрослый могут называть увиденные предметы по очереди.

Можно предложить родителям ввести в жизнь семьи традицию, периодически вводить,

«дарить» новое слово, например: листопад, вьюга, поземка, проталина, эти слова можно разделить по временам года, на «сладкие», «лёгкие» и т.д.

   Родители должны знать и понимать, что уровень развития ребенка зависит от тонких движений пальцев рук, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. И решать эту задачу необходимо не только в детском саду, но в домашних условиях. Это вполне по плечу родителям. Детям можно предложить отправиться в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам - страну пальчиковых игр. Это будет интереснее, если использовать нетрадиционные приемы и материалы. Например: массаж пальцев можно делать:

-зубной щеткой, растирая сначала подушечку пальцев, а потом медленно опускаясь к его основанию;

-мячиками - ёжиками, вертеть их в руках, щелкать по ним пальчиками;

-шестигранными карандашами, грани карандаша активизируют нервные окончания, снимают напряжение, при этом карандаш необходимо не только катать по ладошке, но и пропускать между пальчиками;

-грецкими орехами. Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами;

-«чётками», перебирание «четок» или бус развивает пальцы, успокаивает нервы.

Можно использовать игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихотворений:

«Лыжники» - «вставить» в углубление больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха:

Кто по лесу быстро мчится,

Провалиться не боится?  

                  Маленькие ножки шли по дорожке

                  А большие ноги бежали по дороге.

«Музыканты» нажимать пальцами одной или обеими руками на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами. Игру можно сопровождать произнесением чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук:

Черепаха не скучая – час сидит за чашкой чая.

От топота копыт пыль по полю летит.

Предлагаю  игровые упражнения:

«Помогаю маме». Предложите перебрать горох, гречку, рис или пшено. Тем самым ребёнок окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки». Дайте ребёнку счётные палочки или спички. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.

Из пуговиц, красивых ниток, ребёнок может выкладывать яркие узоры.

     Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями можно предложить родителям игровые упражнения со счетными палочками. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность, позволяют закрепить представления ребёнка о геометрических фигурах, помочь овладеть конструктивными навыками.

«Сложи дом»,

«Солнышко»

«Флажок»

«Треугольник» (большой и маленький).

«Квадрат» (большой и маленький).

«Составь фигуры по образцу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в коррекции речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье представлен опыт работы по развитию связной речи детей-логопатов посредством мини-музеев, созданных при прохождении лексических тем в логопедической группе детского сада....

Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй

Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 3-8 лет в условиях логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопедакоррекционно-развивающей работы по преодолениюречевых нарушений у детей 3-8 летв условиях логопедического пункта...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

Инновационный практико-ориентировнный проект "Вектор сотрудничества"по преодолению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи во взаимодействии педагогов ДОУ с родителями.

Проект   способствует созданию комплексной системы сотрудничества педагогов и родителей, позволяет повысить профессиональную компетентность,  овладеть интегрированными способа...