Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал по логопедии на тему

Силкина Ирина Анатольевна

Материал для создания предметно -развивающей среды логопедического кабинета согласно ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС»

Введение

         Дошкольное детство - начало всех начал и то, что приобретает ребенок в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь. Научить ребенка говорить правильно, красиво - это сложно, но необыкновенно интересно. Это большая ответственность и высокая честь! Грамотная, четкая, правильная речь - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. Специалисты по дефектологии считают, что одной из главных причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства. Самую большую группу - до 60 % от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Для развития правильной речи детей дошкольного возраста, у которых наблюдаются различные расстройства речи, необходимо создать условия для проведения коррекционной работы с детьми.

     Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром.  

      Актуальность темы создание предметно–развивающей среды в деятельности учителя–логопеда ДОУ обусловлена преодолением сложностей в работе, поиском путей решения встающих перед учителем–логопедом задач:

• Проводить коррекционную работу с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

• Организовывать предметно-развивающую среду с корригирующим и оздоравливающим компонентом.

• Обеспечивать научно-методическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса.

• Оформлять логопедическую документацию.

• Организовывать информативные блоки для родителей и педагогов.

      Цель работы: создание и организация предметно–развивающей среды кабинета учителя–логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС.    

      Речевая развивающая среда в деятельности учителя – логопеда раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.

     Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда ДОУ    повышает эффективность работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста по профилактике и коррекции речевых нарушений.

    Предполагается, что правильная организация предметно-развивающей среды кабинета учителя - логопеда  создает условия для:

• эффективного развития грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста;

• благополучного и комфортного пребывания детей в кабинете учителя-логопеда;

• создания коммуникативной «близости» в работе учителя-логопеда с детьми;

• оптимальной организации профессиональной деятельности учителя-логопеда;

• возможности проведения учителем-логопедом совместной работы с родителями.

      Данные задачи и условия можно реализовать в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Это организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения.

3. Принцип комплектования и гибкого зонирования. В кабинете учителя-логопеда дети могут заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

4. Принцип эмоциогенности и индивидуальной комфортности детей и взрослых. Детям также как и взрослым необходимо находится комфортной обстановке и испытывать эмоционально-положительные чувства.

5. Принцип учета половых и возрастных различий детей. При создании среды необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и интересы, наклонности девочек и мальчиков.

6. Принцип эстетической организации предметно-развивающей среды. Этот принцип включает в себя сочетание привычных и неординарных элементов.

    Практическая значимость заключается в том, что в результате создания предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда будет обеспечено следующее:

• специализированная диагностическая, консультативная, коррекционно-восстановительная и психологическая помощь детям, имеющим речевые дефекты;

• благоприятные условия для проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий;

• привлечение родителей к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий;

• предупреждение возможных трудностей у детей в процессе школьного обучения;

• улучшение показателей речевого развития детей.

 

1 глава «Теоретические аспекты формирования предметно- развивающей среды логопедического кабинета.»

      Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования предметно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования - с одной стороны и отсутствием чётких методических рекомендаций, неготовностью педагогов и руководителей к модернизации и преобразованию образовательного пространства в коррекционных группах и кабинетах специалистов - с другой стороны.

    Большой вклад в изучение проблемы предметно-развивающей среды внесли С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Е В. Зворыгина и др.

    По определению Л. С Новосёловой предметно-развивающая среда в общеобразовательных дошкольных учреждениях рассматривается «как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности».

    В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

   1.1Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования

• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

   Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

  2.2 Организация предметно-развивающей среды логопедического кабинета.

   Организация предметно-развивающей среды требует особого внимания   учителя-логопеда, так как она является одним из условий полноценного развития личности ребенка. Это подтверждается исследованиями психологов: на развивающийся организм ребенка большое влияние оказывает не только социальная, но и правильно организованная предметно-развивающая среда.

    Проблема создания обогащенной предметной среды, которая способствовала бы развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности, становится особенно актуальной в работе с детьми с нарушением речи.

    В соответствии с основными задачами и принципами построения предметно-развивающей среды для детей с нарушениями речи в кабинете должна быть рационально расставлена мебель, выделены разнообразные микросреды и уголки, с использованием подвижных ширм-перегородок. Это позволит каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния, развития речевого общения.

    Отставание от нормы в развитии речи у данной категории детей проявляется в нарушениях лексики, грамматики, звукопроизношения. Довольно часто, понимая логическую взаимосвязь событий, в речи дети ограничиваются лишь перечислением действий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Для них мало доступен рассказ-описание, обычно они просто называют отдельные предметы и их части, а некоторые способны только отвечать на вопросы.

    Таким образом, экспрессивная речь детей может служить средством общения лишь в особых условиях: для этого детям требуются постоянная помощь и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поучительных суждений. Лишь в редких случаях дети сами являются инициаторами общения. Как правило, они не общаются со сверстниками, не обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказами игровые ситуации. Это обусловливает недостаточную коммуникативную направленность речи. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной.

     Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и — в большей степени — от условий, в которых оно протекает. Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда является первым социальным условием становления речи.

    Второе условие для речевой практики — общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.

    Третье условие — создание коррекционно-развивающей среды, включая специальную программу и методику, дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, а также технические средства, новые информационные технологии.

     В зависимости от характера отклонений в развитии детей выделяются специфические задачи и требования к набору дидактического материала. Имеются и общие для данной категории детей принципы организации коррекционно-развивающей среды.

    Следует предусмотреть разделы: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовка детей к усвоению грамоты, а также речевое общение.

     Для обогащения словаря детей разработан разнообразный иллюстративно-графический и демонстрационный материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды. При проведении занятий с детьми используются предметные и сюжетные картинки. Однако такой материал не всегда доступен для детей с нарушением речи, так как для них характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов. Поэтому в занятия с такими детьми необходимо включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Следует давать предметы для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка сформировалось представление о них, и только затем использовать картины, муляжи, модели и схемы.

     В практике речевого развития получила популярность в качестве дидактического пособия кукла с набором атрибутов домашнего обихода; существует целая серия дидактических игр с этими предметами. Однако не всегда в работе с детьми с нарушением речи такие игры эффективно влияют на речевое развитие. Более приемлемы следующие задания: кормление, одевание куклы, укладывание ее спать. Эти действия выполняются при активном участии самого ребенка: вместе с куклой «укладываемся спать», «катаемся с горки» и т.д.

    Для организации различных форм речевой деятельности применяются кукольный, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений. Поэтому нужно, чтобы в кабинете развития речи были библиотека, фонотека, видеотека, наборы фильмов и диафильмов.

    С целью формирования коммуникативной функции и обогащения эмоциональной окраски речи выделяется специальный сектор для проведения занятий с применением пальчикового театра, перчаточных кукол. Сектор оборудован ширмой для кукольного театра. Здесь с детьми разыгрываются небольшие сюжеты речевого общения: вопросы и ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления, заучивание речевок, пословиц и поговорок; может быть оборудован видеосалон для просмотра видеофильмов, прослушивания аудиозаписей. Желательно иметь в кабинете компьютер и компьютерные программы по развитию речи: «Мир за моим окном», «Состав слова», «Картина мира», «Видимая речь», «Дельфа-130», «Дельфа-142».

    На занятиях логопеду необходимо уделять внимание совершенствованию зрительно-моторной координации детей — согласованному взаимодействию руки и глаз при выполнении графических заданий. Для этого используются различные упражнения, связанные с лексическими темами; задания на отвинчивание и завинчивание пробок разной конфигурации; штриховка контуров, расположенных на клетках тетради; применяются пособия для обучения завязыванию и развязыванию шнурков, застежки сверху вниз, слева направо, вкладыши.

     Учитывая недоразвитие эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи, особенно важно соблюдать принцип обеспечения индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия воспитанников. Каждый ребенок во время работы с материалами должен иметь свое личное пространство, в котором он может работать сидя или лежа на коврике, за индивидуальным столом.

    Эффективное упражнение для развития речевого общения детей — работа перед зеркалом с переодеванием и общением с самим собой. Это может быть особенно интересно для детей с нарушением психоэмоциональной сферы. Предлагаются задания типа «Посмотри на свою улыбку в зеркале», «Расскажи стихотворение», «Расскажи о себе», «Спой песню». Такие упражнения позволяют ребенку видеть и осознавать собственные речевые и мимические действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата.

   Важную роль в организации речевой деятельности играет проведение литературных салонов. Здесь дети слушают записи произведений, выступают сами, демонстрируют перед родителями и воспринимают образцы красивой литературной речи. Могут быть организованы также вечера шуток, юмора, смеха, вечера задушевных бесед и воспоминаний о праздниках, прошедших в детском саду, беседы о днях рождения, летнем отдыхе, семейных праздниках, экскурсиях и походах с просмотром фотографий, сувениров и других памятных вещей и подарков, связанных с этими событиями. Подобные беседы благоприятно влияют не только на развитие речи, но и на совершенствование речевого общения. В свойственной им атмосфере психологического комфорта, непринужденности и общего позитивного настроя у участников естественно усиливается эмоциональная окрашенность речи, появляется свобода изложения, возникает непроизвольный интерес к обмену информацией. Ведь поделиться приятными воспоминаниями с друзьями — значит не только найти у них положительный отклик в конкретной ситуации, но и стать ближе и понятнее друг другу. А это и есть путь к становлению свободной коммуникативной речи как средства активной социальной адаптации.

 

 2 глава «Содержание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете МДОУ «Платошинский детский сад»

   Было выяснено, что на развитие ребёнка дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.     Создание условий, способствующих преодолению речевых дефектов и развитию речевых возможностей дошкольников, возможно только в хорошо оснащённом логопедическом кабинете.

    Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания с учётом условий работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов.

    Создавая предметно-развивающую среду логопедического кабинета я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.

      Рассмотрим предметно-развивающую среду моего логопедического кабинета по следующим характеристикам:

1. Комфортность и безопасность.

Особенности организации состоят в создании максимального эффекта домашней обстановки (мебель, световое оформление интерьера и т. д.). В результате чего у ребёнка создаётся положительное эмоциональное настроение.

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

      Для индивидуальных занятий создаётся центр сенсомоторного развития с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек-заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега и т. д.; «Волшебного мешочка», в которых ребёнок находит предметы и картинки для занятий и др. Применение всего этого будет вести к развитию сенсорных способностей – базовых в системе интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста.

3. Обеспечение индивидуальной детской деятельности.

     Для подгрупповых занятий используются различные дидактические игры с карточками-символами звуков, картинками, карточками звукобуквенного и слогового анализа, компьютерные игры «Игры для тигры» и др. Используя данные и другие пособия, логопед создаёт ситуации занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка, что снижает потенциальную возможность возникновения организационных проблем.

4. Обеспечение возможности для исследования и обучения.

        При организации дидактического оснащения индивидуальных и подгрупповых занятий продумываю для каждого ребёнка выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования. Например, для игры «Моделирование букв» предлагаем различный материал: проволоку, палочки, шнурки и др. При анализе игры или занятия отмечаются положительные стороны в работе каждого ребёнка. В результате создания среды для развития индивидуального стиля деятельности ребёнка, у него всегда присутствует ситуация успеха.

5. Функциональность предметной среды.

       На подгрупповых занятиях широко используются различные виды театров, например пальчикового театра «Животные». Его используем для автоматизации звуков (проговаривание диалогов, «веселый» счёт животных и др., для развития слухового восприятия «Узнай по голосу»). Таким образом, у детей развиваются творческое воображение, конструктивное мышление. В итоге, создается обстановка, выполняющая развивающую функцию.

Мой логопедический кабинет включает в себя стационарное оборудование:

- большой рабочий стол и стул для учителя-логопеда;

- детские столы и стулья  

-большое настенное зеркало для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков;

- стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком;

- индивидуальные зеркала   для детей;

- шкафы для пособий и литературы;

- мольберт; компьютер + обучающие программы и др.

     Кабинет логопеда оснащен дидактическим и наглядным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы. Материал размещён по основным компонентам речи (на полках в шкафах). Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое назначение.

1.Пособия для обследования: слуха, интеллекта.

2.Пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций) .

3.Пособия для подготовки к обучению грамоте.

    Такая организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме и решать различные коррекционные задачи. А различные методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.

     В кабинете созданы условия для успешного и всестороннего развития всех компонентов речевой деятельности. В его оснащении можно выделить следующие зоны:

  1. Учебная. Это пространство оборудовано многофункциональной доской, которая включает магнитную доску и  доску для работы мелом, мольберт, буквы, витрины для пособий и игрушек.  

2.Зона коррекции звукопроизношения. В ней находятся: большое зеркало, стол, логопедические зонды, ватные диски, спирт, ватные палочки, салфетки, литература, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки  на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных  упражнений в картинках и сказках, логопедическое лото и т.д

 3..Зона здоровьесберегающих технологий.   Пособия для развития мелкой моторики, дыхания. су- джок массажеры. Здесь же находится оборудование для  проведения массажа, музыкотерапии, сказкотерапии и т.д.

4.Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена вместительными шкафами, в которых находится методическая литература, наглядно-дидактический материал по обследованию и развитию основных компонентов речи.

5.Информационная зона для родителей и педагогов. Наглядно-информационный материал для консультаций располагается как в кабинете, так и в раздевалках групп, где находятся папки-передвижки со сведениями по развитию и коррекции речи. Мною также оформляется стенд для педагогов ДОУ «Говорим правильно» (обновляется 1 раз в месяц).

6.Зона ИКТ. В наше время невозможно представить обучение детей без компьютерных  технологий. Магнитофон, ноутбук, обучающие презентации, логопедическая программа «Игры для Тигры» (Лизуновой).    Компьютеры, интерактивную доску, телевизор, видеомагнитофон, имеющиеся в ДОУ, постоянно использую в своей работе с детьми, родителями и педагогами.

      Оборудование и освещение кабинета  соответствует требованиям  СанПиНа. Созданная предметно-развивающая среда кабинета учитывает уровень развития, возраст детей и их гендерную специфику и обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса.

     Таким образом, целенаправленная работа  и грамотная организация  предметно – развивающей среды в деятельности учителя – логопеда ДОУ:

  • создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  • обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  • способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

 

 

Заключение.

      Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой комбинацию различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Только совместная деятельность логопеда, детей и родителей ориентирует всех детей на успех, на радость достижения целей, а значит и на продвижение  вперёд, поскольку именно успех и радость победы заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться.  

Среда, окружающая детей в кабинете:

- обеспечивает чувство психологической защищенности;

- является средством полноценного развития

- сочетает привычные и инновационные методы.

     Благодаря чёткой, насыщенной игровыми компонентами, эстетично оформленной предметно - развивающей среде кабинета учителя-логопеда успешно решаются следующие задачи:

  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
  • Формирование слоговой структуры слов.
  • Пополнение активного и пассивного словаря.
  • Формирование навыков звукового анализа и синтез.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Работа над речевым дыханием.
  • Развитие психологической базы речи.
  • Активное сотрудничество с родителями.

  

Библиографический список.

  1. Денисова, А. В. Игровые методы работы в логопедической практике / А. В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. – 2002. - № 1-2. – С. 14-25.
  2.  Жамойда Л. Н. Многофункциональное пособие «Звукобуквенный город» с 64. Научно- методический журнал «Логопед»№3/2011
  3. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.-120с
  4. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда. - дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
  5. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.-211 с.
  6. Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды -  дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 43-51.
  7. Щелконогова Е. Н. Предметно-развивающая среда логопедического кабинета: структура, функции   Логопед. – 2011.- № 2. – С. 117-120.
  8. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М., 1997.
  9. ФГОС дошкольного образования.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Создание и организация предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Чумак Елена Вячеславовна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСЧумак Елена ВячеславовнаВ настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Д...

"Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе "Пчёлки" в условиях реализации ФГОС ДО"

Вашему вниманию представлен  хороший пример организации предметно-пространственной среды в группе детского сада...

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...

«Организация предметно-пространственной развивающей среды, образовательной области «Познание» (РМП), в условиях реализации ФГОС».

При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый э...

создание предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда

материал в статье будет полезен педагагам ДОУ и учителям-логопедам...