создание предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда
статья по логопедии

Шалбина Вера Юрьевна

материал в статье будет полезен педагагам ДОУ и учителям-логопедам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание предметно-пространственной развивающей среды

в кабинете учителя-логопеда.

Дошкольное детство - начало всех начал и то, что приобретает ребенок в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь. Научить ребенка говорить правильно, красиво - это сложно, но необыкновенно интересно. Это большая ответственность и высокая честь! Грамотная, четкая, правильная речь - не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. Самую большую группу - до 60 % от всех дошкольников - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать действенные, эффективные формы, подходы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

Одним из условий для коррекции различных нарушений речи является создание благоприятной предметно-пространственной развивающей среды.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Правильная организация предметно-развивающей среды кабинета учителя — логопеда создает условия для:

  • эффективного развития грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста;
  • благополучного и комфортного пребывания детей в кабинете учителя-логопеда;
  • создания коммуникативной «близости» в работе учителя-логопеда с детьми;
  • оптимальной организации профессиональной деятельности учителя-логопеда;
  • возможности проведения учителем-логопедом совместной работы с родителями.

Данные задачи и условия можно реализовать в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Это организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения.

3. Принцип комплектования и гибкого зонирования. В кабинете учителя-логопеда дети могут заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

4. Принцип индивидуальной комфортности детей и взрослых. Детям также как и взрослым необходимо находится комфортной обстановке и испытывать эмоционально-положительные чувства.

5. Принцип учета половых и возрастных различий детей. При создании среды необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и интересы, наклонности девочек и мальчиков.

6. Принцип эстетической организации предметно-развивающей среды. Этот принцип включает в себя сочетание привычных и неординарных элементов.

В соответствии с основными задачами и принципами построения предметно-развивающей среды для детей с нарушениями речи в кабинете учителя-логопеда должна быть рационально расставлена мебель, выделены разнообразные микросреды и уголки, с использованием подвижных ширм-перегородок. Приглашаем вас на виртуальную экскурсию в кабинет учителя-логопеда МБДОУ детского сада №5 г. Павлово и рассмотрим его на соответствие следующим характеристикам:

1. Комфортность и безопасность.

Окружающая обстановка (световое оформление интерьера, грамотно подобранная и расставленная мебель, шторы, ковер) создает у ребёнка положительное эмоциональное настроение.

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

      Для индивидуальных занятий создан центр сенсомоторного развития с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек-заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега и т. д.; «Волшебный мешочек», в котором ребёнок находит предметы и картинки для занятий. Применение данных пособий будет вести к развитию сенсорных способностей – базовых в системе интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста.

3. Обеспечение индивидуальной детской деятельности.

     Для подгрупповых занятий используются различные дидактические игры с карточками-символами звуков, картинками, карточками звукобуквенного и слогового анализа, компьютерные игры. Используя данные и другие пособия, логопед создаёт ситуации занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка, что снижает потенциальную возможность возникновения организационных проблем.

4. Обеспечение возможности для исследования и обучения.

        При организации дидактического оснащения индивидуальных и подгрупповых занятий продумываю для каждого ребёнка выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования. Например, для игры «Моделирование букв» предлагаем различный материал: проволоку, палочки, шнурки и др. При анализе игры или занятия отмечаются положительные стороны в работе каждого ребёнка. В результате создания среды для развития индивидуального стиля деятельности ребёнка, у него всегда присутствует ситуация успеха.

5. Функциональность предметной среды.

       На подгрупповых занятиях широко используются различные виды театров, например пальчикового театра. Его используем для автоматизации звуков (проговаривание диалогов, «веселый» счёт животных и др., для развития слухового восприятия «Узнай по голосу»). Таким образом, у детей развиваются творческое воображение, конструктивное мышление. В итоге, созданная обстановка выполняет развивающую функцию.

С целью применения бережливых технологий наполнение кабинета мы условно разделили на блоки, каждый из них имеет свой отличительный цвет:

БЛОК КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (салатовый цвет)

    Зона оснащена современным логопедическим оборудованием: зеркалом, лампой дневного света, логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами, зондозаменителями, роторасширителями, пособиями, одноразовыми влажными салфетками, одноразовыми стерильными салфетками, одноразовыми перчатками, стерилизатором для логопедических зондов, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы.

БЛОК РАЗВИТИЯ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗ И СИНТЕЗА, ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (желтый цвет)

Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики и волчки). Звучащие игрушки-заместители (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями — горохом, фасолью, пшеном и т. п.), «светофорчики» для определения места звука в слове, наборы для выкладывания схем слов и предложений, «Домик звуков», пособие «Звукоцветик» (для определения количества слогов в слове»  и т.д.

БЛОК РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ  КАТЕГОРИЙ (оранжевый цвет)

Состоит из различного картинного материала, подборок игровых заданий на закрепление грамматических категорий, картотек словесных игр, дидактических игр по лексическим темам: лото, домино, картотеки домашних заданий и т.д.

БЛОК РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ (сиреневый цвет)

В центре имеется достаточное количество сюжетных картин, а также серий картин, алгоритмы для составления рассказов, настольные театры и т.д. С детьми разыгрываются небольшие сюжеты речевого общения: вопросы и ответы, краткие монологи, диалоги на разные темы, выступления, заучивание речевок, пословиц и поговорок.

БЛОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (красный цвет)

Обязательными в оборудовании кабинета стали настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, дидактические игры «Собери портфель», «Готов ли к школе», «Русская речь» и т.д.

БЛОК РАЗВИТИЯ СЕНСОРИКИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (розовый цвет)

Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и пособий по развитию сенсорики и мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок», мягкие конструкторы и др.)

БЛОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ (синий цвет)

центр включает в себя одноразовые соломинки для коктейля, вертушки, поющие пузырёчки, язычки-гудки, легкие игрушки, султанчики, свечки, мыльные пузыри.

БЛОК МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (зеленый цвет)

Здесь собрана документация логопеда. Представлена методическая литература, программно-методическое обеспечение занятий, перспективные и календарные планы по разделам коррекции и развития речи. Все это находится на верхних полках. Имеются картотеки по всем разделам речевого развития, папки с речевым материалом (стихи, скороговорки, чистоговорки, загадки..). Также здесь имеются наглядно-дидактические пособия, дидактические игры и т. д.

 В логопедическом кабинете можно выделить также учебную зону. Это пространство оборудовано многофункциональной доской (магнитная часть и часть для работы маркером), столы и стулья для детей.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ. Наглядно-информационный материал для консультаций располагается как в кабинете, так и в раздевалке группы, где находятся карманы с информацией, папки-передвижки со сведениями по развитию и коррекции речи дошкольников.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду логопедического кабинета, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.

Данная организация предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете

  • позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме;
  • решать различные коррекционные задачи;
  • создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  • обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  • способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Материал для создания предметно -развивающей среды логопедического кабинета согласно ФГОС...

Создание предметно-развивающей среды логопедического кабинета

Правильная организация предметно-развивающей среды логопедического кабинета имеет большое значение для коррекционной работы. Очень важно создать необходимые условия, позволяющие ребёнку проявлять свои...

Создание предметно - развивающей среды в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС

Создание и организация предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС...

Коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда для детей с ТНР.

Вашему вниманию предоставляется презентация, в которой даётся примерное описание центров кабинета учителя-логопеда для проведения и организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёл...

«Развивающая среда в кабинете учителя-логопеда как стимул речевого развития дошкольника»

На развитие ребенка влияет окружающая обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая среда особенно важна. Она должна создавать условия д...

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда, учителя – дефектолога и групповом помещении.

В кабинете учителя-дефектолога и учителя - логопеда осуществляется работа по проведению диагностического обследования, консультативной помощи педагогам и родителям, проводится подгрупповая и инди...

Организация предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда

Организация предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда...