Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда, учителя – дефектолога и групповом помещении.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Попкова Екатерина Владимировна

В кабинете учителя-дефектолога и учителя - логопеда осуществляется работа по проведению диагностического обследования, консультативной помощи педагогам и родителям, проводится подгрупповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Кабинет оснащен необходимой мебелью, методическим, дидактическим и диагностическим материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда, учителя – дефектолога и групповом помещении.

В кабинете учителя-дефектолога и учителя - логопеда осуществляется работа по проведению диагностического обследования, консультативной помощи педагогам и родителям, проводится подгрупповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Кабинет оснащен необходимой мебелью, методическим, дидактическим и диагностическим материалом.

  Для реализации коррекционной работы, используются игры и оборудование:

В кабинете учителя – логопеда: пособия по развитию грамматического строя и связной речи, связной речи и.т.д.

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Скамеечка или несколько стульчиков для занятий у зеркала.

3. Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.

4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

5. Спирт.

6. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки, лепестки цветов и т. д.).

7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).

8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

9. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.

10. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

11. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

12. Лото, домино по изучаемым лексическим темам.

13. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

14. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

15. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

16. Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи.

17. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений (семафоры, разноцветные флажки, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые кружки, квадраты, прямоугольники разных цветов и т. п.)

18. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки», «Раздели и забери», «Собери букеты» и т. п.).

19. Разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа.

20. Слоговые таблицы.

21. Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.

22. «Мой букварь».

23. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для формирования и активизации математического словаря).

24. Наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок.

25. Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе («Волшебная яблоня», «Составь слова», «У кого больше слов», «Буква потерялась», «Скоро в школу», «Собери портфель» и т. п.).

26. Ребусы, кроссворды, изографы.

27. Музыкальный центр, CD с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, подвижных игр.

В кабинете учителя – дефектолога: игры по развитию внимания; игры и пособия по развитию мышления; игры по развитию мелкой моторики и т.д.

1. доска;

2. сенсорный стол;

3.магнитофон, аудиозапись «Звуки природы», «Зимующие птицы», «Логопедические распевки»

 Развитие сенсорного представления:

1. Звучащие игрушки (металлофон, пианино, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).

2. Маленькая настольная ширма.

3. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Ералаш», «Распутай буквы».

4. Палочки Кюизенера.

5. Блоки Дьенеша.

6. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.

7. «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по всем лексическим темам.

Демонстрационный материал по лексическим темам:

1. Картинки на все лексические темы.

2. Игра. «Времена года».

3. Календарь природы, календарь погоды. .

4. Настольно-печатные дидактические игры для формирование первичных естественнонаучных представлений («С какой ветки детки?», «Во саду ли, в огороде», «За грибами», «Ходит, плавает, летает», «Звери наших лесов» и т. п.)

5. Альбом «Мир природы. Животные».

6. Альбом «Живая природа. В мире растений».

7. Альбом «Живая природа. В мире животных».

8. Альбом «Все работы хороши».

9. Альбом «Кем быть?».

10. Альбом «Мамы всякие нужны».

11. Альбом «Наш детский сад».

12. Альбом «Четыре времени года».

13 Лото, домино по изучаемым лексическим темам.

14. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3»

15. Лото, домино по изучаемым лексическим темам.

Формирование элементарных математических представлений;

1. Разнообразный счетный материал.

2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной доски и коврографа.

3. Занимательный и познавательный математический материал, логикоматематические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Геоконт-конструктор» и др. игры)

4. Наборы объемных геометрических фигур.

5. «Волшебные часы» (дни недели, месяцы).

6. Действующая модель часов.

7. Счеты, счетные палочки.

8. Наборы развивающих заданий (по А. А. Заку).

9. Учебные приборы (весы, отвесы, линейки, сантиметры, ростомеры для детей и кукол).

10. Дидактические математические игры, придуманные и сделанные самими детьми.

11. Математические лото и домино.

12. Играйка 10 . 

13. Играйка 11.

В групповом помещение: игры по развитию коммуникативных навыков; занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений.

Моторное и конструктивное развития, конструирование:

1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты, клише, печатки.

2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам (8—12 частей).

3. Кубики с картинками по изучаемым темам (8—12 частей).

4. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями. 5. Массажные мячики разных цветов и размеров.

6. Массажные коврики и дорожки.

7. Мяч среднего размера.

8. Малые мячи разных цветов (10 шт.).

9. Флажки разных цветов (10 шт.).

10. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

11. Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.

12. Средние и мелкие конструкторы типа «Lego» или «Duplo».

13. Бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

14. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

15. Игрушки «Лицемер».

16. Атрибуты для проведения игры «Обезьянка» (платочки, гимнастические палки, обручи и т. п.).

17. Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.

18. Строительные конструкторы (средний, мелкий).

19. Тематические конструкторы («Город», «Кремль», «Москва», «СанктПетербург»). 3. Небольшие игрушки для обыгрывания построек.

20. Транспорт средний, мелкий.

21. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, контейнеры, цистерны).

22. Специальный транспорт («скорая помощь», пожарная машина и т. п.).

23. Строительная техника (бульдозер, экскаватор, подъемный кран).

24. Сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн).

25. Макет железной дороги.

26. Действующая модель светофора.

27. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения

Художественное творчества в групповом помещении:

1. Восковые и акварельные мелки.

2. Цветной мел.

3. Гуашь, акварельные краски.

4. Фломастеры, цветные карандаши.

5. Пластилин, глина, соленое тесто.

6. Цветная и белая бумага, картон, кусочки обоев, наклейки, ткани, нитки, ленты, тесьма, самоклеящаяся пленка, природный материал, старые открытки, проспекты, плакаты и другие материалы, необходимые для изготовления поделок.

7. Контейнеры с бусинами, контейнер с бисером.

8. Мотки проволоки и лески разного сечения.

9. Рулон простых белых обоев.

10. Кисти, палочки, стеки, ножницы.

11. Трафареты, клише, печатки.

12. Клейстер, клеевые карандаши.

13. Доски для рисования мелом, фломастерами.

14. Пооперационные карты выполнения поделок.

Музыкальный центр в групповом помещении:

1. Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).

2. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики).

3. Ложки, палочки, молоточки, кубики.

4. Звучащие предметы-заместители.

5. Музыкальный центр и СD с записью голосов природы, детских песенок, музыкальных произведений по программе (по совету музыкального руководителя).

6. CD с записью музыкального сопровождения для театрализованных представлений, подвижных игр, пальчиковой гимнастики.

7. Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски», «Бубенчики», «Какая музыка»).

8. Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д. Кабалевский и др.).

9. С. В. Конкевич. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы музыкальному руководителю. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

10.С. В. Конкевич. Картотека предметных картинок. Музыкальные инструменты — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

11. С. В. Конкевич. Путешествие в удивительный мир музыки. Советы родителям. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Сюжетно-ролевые игры в групповом помещении:

1. Куклы «мальчики» и «девочки».

2. Куклы в одежде представителей разных профессий.

3. Комплекты одежды для кукол по сезонам.

4. Комплекты постельных принадлежностей для кукол.

5. Кукольная мебель. 6. Набор мебели для кухни (плита, мойка, стиральная машина).

7. Набор мебели «Парикмахерская».

8.Кукольные сервизы.

9.Коляски для кукол.

10.Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр.

11.Атрибуты для ряжения.

«Мы играем в театр» в групповом помещении:

1. Большая ширма, маленькие ширмы для настольного театра.

2. Стойка-вешалка для костюмов.

3. Костюмы, маски, атрибуты, элементы декораций для постановки нескольких сказок.

4. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, стержневой, настольный, перчаточный).

5. Пособия и атрибуты для «Развивающих сказок».

6. Музыкальный центр и СD c записью музыки для спектаклей.

7. Большое настенное зеркало, детский грим, парики.

«Мы учимся трудиться» в групповом помещении

1. Контейнеры с гайками, болтами, гвоздиками.

2. Набор «Маленький плотник».

3. Приборы для выжигания.

4. Заготовки из дерева.

5. Схемы изготовления поделок.

6. Корзинка с материалами для рукоделия.

7. Контейнер для мусора.

8. Щетка.

9. Совок.

10. Халаты, передники, нарукавники.

«Наша Родина — Россия» в групповом помещении:

1. Дерягина Л. Б. Наша Родина — Россия. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

2. Серия картин к пособию Е. Р. Железновой. Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

3. Ботякова О. А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

4. Нищева Н. В. Москва — столица России. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

5. Крупенчук О. И. Мой Петербург. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

6. Портрет президента России.

7. Российский флаг.

8. CD с записью гимна России.

«Здоровье и безопасность» в групповом помещении:

1. Настольно-печатные дидактические игры по направлениям «Здоровье», «Безопасность».

3. Правила дорожного движения для дошкольников .

4. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Перекресток».

5. Действующая модель светофора.

7. Плакаты.

Физкультурный центр в групповом помещении:

1. Мячи малые, средние разных цветов.

2. Мячики массажные разных цветов и размеров.

3. Обручи (малые и большие).

4. Канат, толстая веревка, шнур.

5. Флажки разных цветов.

6. Гимнастические палки.

7. Кольцеброс.

8. Кегли.

9. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.

10. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».

11. Детская баскетбольная корзина.

12. Длинная и короткая скакалки.

13. Бадминтон, городки.

14. Томагавк, летающие тарелки.

15. Ребристые дорожки.

16. Нетрадиционное спортивное оборудование.

17. Тренажер из двухколесного велосипеда.

18. Гимнастическая лестница.

19. Поролоновый мат.

20. Комплекс «Батыр» (канат, веревочная гимнастическая лестница, лестница с металлическими перекладинами, гимнастические кольца на веревках, перекладина на веревках).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в детском саду

Всем известно, что на развитие ребёнка дошкольника большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребёнок с нарушением речи, то коррекционно-развивающая среда это та среда, в которой соз...

Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета МБДОУ в условиях реализации ФГОС.

Вопрос организации  развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ на сегодняшний день  особо актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного...

Отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды логопедического кабинета, игровой площадки, теневого навеса.

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – многокомпонентный по структуре процесс. На развитие ребенка с фонетико...

Коррекционно-развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя-логопеда для детей с ТНР.

Вашему вниманию предоставляется презентация, в которой даётся примерное описание центров кабинета учителя-логопеда для проведения и организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёл...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в работе учителя-логопеда

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и в соответствии с Программой обеспечивают: игровую, познавательную, исследова...

Долгосрочный проект на тему: «Создание развивающей предметно – пространственной среды в кабинете учителя – дефектолога для детей с ОВЗ соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Актуальность:В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации...