Педсовет педагогов по теме: «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»
методическая разработка

Дегтярева Лариса Николаевна

Педсовет в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_r.r.docx248.64 КБ
Файл tstststststststststststs.docx544.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга» п.г.т Красная Гора

Форма проведения: деловая игра

 

C:\Users\Света\Desktop\vt-0238_30kh21.jpg

Подготовила и провела: старший воспитатель

Дегтярева Л.Н.

28.02.2022 г 

Цель педсовета: совершенствование работы в МБДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Формирование педагогической компетентности педагогов; развитие коммуникативных качеств педагогов, умения работать в коллективе; уточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей. Активизировать мыслительную деятельность педагогов,

усовершенствовать работу по улучшению образовательного процесса,

направленного на формирование связной речи детей, наметить пути

дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении. В игровой

форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование

 речи детей.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

5. Совершенствовать навыки логического мышления.

6. Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по развитию речи. 

План педагогического совета

  1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Итоги тематического контроля «Формирование связной речи дошкольников в условиях ДОУ - старший воспитатель Дегтярева Л.Н../
  2. Организация занятий по речевому развитию дошкольников в условиях реализации образовательной программы МБДОУ и ФГОС ДО  - воспитатель подготовительной группы Карпова Н.В.
  3.  Развитие речи детей через музыкальное развитие (муз. руководитель Картавая Л.Н.).
  4. Деловая игра с педагогами / старший воспитатель – Дегтярева Л.Н.
  5. Разное
  6. Принятие решения педагогического совета.

Ход педагогического совета:

I Отчёт о проделанной работе по решению педагогического совета №2 (30.11.2022 г.)

  1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста 

/ выступление старшего воспитателя  Дегтяревой Л. Н./

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

  • Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам наблюдений следует отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Также можно отметить и недостаточную подготовку педагога к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

  • Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
  • В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Большую роль в развитии речи детей играют и родители. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период. Родители должны больше проводить время с ребёнком: читать книжки, беседовать на разные темы, подталкивать ребёнка на высказывание своего мнения. И для этого особа важна роль педагогов, которые должны донести до родителей эту необходимость: проводить консультации, родительские собрания на данную тематику, учить организовывать речевые игры и т.д.

Итоги тематического контроля «Формирование связной речи дошкольников в условиях ДОУ»

«Развитие речи детей дошкольного возраста» - ст. воспитатель Дегтярева Л.Н.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и  уровня развития. Сегодня в центре внимания  - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.     Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия  для практического  овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы  и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада  направлена на формирование  у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.

         Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении  всего дошкольного возрастаФормирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника. Развитие связной речи  ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка.

Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется. 

Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. 

Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. 

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. 

Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. 

Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения. 

Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. 
При  использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников,  значительно возрастает их интерес, повышается  уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют  представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.  Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет». Здесь можно найти  иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в  основном  предназначены  для увеличения словарного запаса детей; дидактические  игры и упражнения, конспекты занятий,   разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и  динамический (анимации, видеоматериалы).

В  целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно  использовать  метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии  речи и коммуникативных навыков воспитанников. В ходе проекта, в целях развития  устной речи дошкольников на занятиях по пересказу сказок, детям предложить  рассматривание коллажа к сказке, затем работа с промежуточной (облегченной)  мнемотаблицей по составлению пересказа, а далее- с мнемотаблицей с  усложнениями.   В результате использования данной технологии  дети не испытывают затруднения при пересказе произведений. Сказкотерапевтический эффект на занятии  достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы:  музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства

(светотехнические  эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в  настольном театре. Последнему помогает организация в группах мини-музеев «В  гостях у сказки». Реализация данного проекта способствует не только развитию  устной речи воспитанников, но и положительному коммуникативному опыту  взаимодействия со сверстниками.

  1. Организация занятий по речевому развитию дошкольников (выступление воспитателя подготовительной группы Карповой Н.В.).

Для организации и проведения занятий по речевому развитию в соответствии с образовательной программой МБДОУ и ФГОС ДО необходимо придерживаться следующего:

  • реализовывать непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя;
  • во время проведения занятия деятельность детей должна чередоваться: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.
  • педагог четко должен определять развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие) задачи с учетом интеграции ОО;
  • на занятиях по речевому развитию должны включаться следующие виды работы:
  1. формирование умений в овладении звуковой культурой речи
  2. развитие и обогащение лексики
  3. формирование грамматического строя речи
  4. развитие связной речи (монологу и диалогу)
  5. подготовка детей к обучению грамоте (в подготовительной группе)
  • продумываться методы и приёмы обучения, такие как:

Словесные:

Беседа, ситуативный разговор, речевые упражнения и ситуации, проблемные ситуации, составление и отгадывание загадок, чтение стихов, объяснение значения пословицы и поговорок и др.

Наглядные:

Рассматривание предметных картинок, картин и иллюстраций; наглядное моделирование (мнемотехника), картинный, картинно-графический план, схемы описания и сравнения, показ фрагментов мультфильмов, презентаций.

Игровые:

Дидактические игры и упражнения(грамматические и лексические), логические упражнения для развития речи, игры-драматизация, игры-импровизации, пальчиковые игры и др.

Тщательно выбираться приемы работы, обусловленные содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика, связная речь, так и уровнем развития речевых навыков, к моменту проведения данного занятия).

Применяться различные методические приемы (создаем такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сделал вывод. А для этого поощряется детская самостоятельность, инициатива, выдвижение и обоснование своих предположений, т.е. создаются условия для включения детей в активную речевую деятельность).

  • обязательно должны подготавливаться соответствующие теме материал и оборудование, которые соответствуют определенным требованиям: соответствие
  • возрасту, эстетичность, качество и размер иллюстраций, безопасность, рациональное размещение, доступность каждому ребенку, современность. Применяем обязательно наглядность (картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные.. Используем ИКТ технологии: ноутбук, телевизор, аудиовизуальное оборудование (проектор) для показа мультимедийных и др. презентаций, DVD, CD.
  • разрабатываем структуру и ход занятия (этапы реализации НОД).

Структура занятия должна быть четкой, где определяются три части:

- вводная (мотивационный этап);

- основная (содержательный этап);

- заключительная (рефлексивный этап).

Повторим методику:

В водной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста (о них «не забываем» на протяжении всего занятия).

Мотивационный этап предполагает организацию детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.

На первом этапе занятия должна создаваться нами проблемная речевая ситуация для детей, решение которой, они будут находить в течение всей занимательной деятельности. Такой прием позволяет старшим дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе или в паре.

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

В ходе основной части используются различные приемы руководства: наглядные, словесные, практические и игровые, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

После каждого вида детской деятельности обязательно проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование.

В случае, когда у детей что-то не получается должны использовать такой пример, как педагогическая поддержка.

На протяжении всего занятия обязательно должны побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям продумываются заранее, они носят поисковый или проблемный характер; стремимся к тому, чтобы они отвечали «полным ответом».

Еще должны контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходим от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это неправильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»

В соответствие с новыми образовательными стандартами на занятии по речевому развитию должны использоваться современные педагогические технологии: проблемное обучение, проектная деятельность, технологии по использованию мнемотехники (Т. Б. Полянская, Т.В. Большева, Т.В. Малетина и др.); ТРИЗ для

развития мышления, воображения и речи (Т.А. Сидорчук, Л.А.Мушарапова, Н.Н.Хоменко и др.); здоровье сберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз; технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков; коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика). Также эффективные технологии речевого развития детей:

-технология обучения детей составлению сравнений

-технология обучения детей составлению загадок, считалок, сказок

Не забываем также, что в старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие у детей речи и психических процессов, поэтому включаем игры и творческие задания («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Найди различия», «На что похож?» и др.); игры и творческие задания для составления текстов сказочного содержания («Придумай счастливый конец, продолжение сказки», «Придумывание сказки на заданную тему»). Обучаем детей составлению творческих рассказов по картине, по серии сюжетных картин, по плану, на определенную тему; на тему из личного опыта. Усложняется речевая активность детей: используются нами коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.

Во время занятия уделяем внимание и индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Для выработки прочных навыков и умений проводится закрепление и повторение материала как в основной части занятия по речевому развитию, так и на других занятиях.

Заключительная часть проводится кратко и эмоционально, т.к. ее цель - закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия.

Заключительную часть занятия организовывать нужно таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение.).

Также подводится итог всего занятия: дается оценка детской деятельности (используется педагогическая поддержка, анализ речевой активности детей, похвала детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия) К подведению итогов, анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников привлекаем детей.

Итак, делаем вывод, что главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. При организации и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС педагог выступает, прежде всего, как организатор совместной деятельности с детьми через интеграцию образовательных областей и организацию видов детской деятельности, включая эффективные форм работы с детьми.

Таким образом, следует заключить, что образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей; должна стать для детей интересной, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление

детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

  1. Развитие речи детей через музыкальное развитие (муз. руководитель Картавая Л.Н.).

Практическая часть. Деловая игра для педагогов.

Разделение педагогов на две команды.

Задание 1 «Приветствие»

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», девиз команды. (1мин)

Задание 2 «Разминка»

 На дереве висят воздушные шары с вопросами. Каждая команда по очереди подходят к дереву берут шары с вопросами и отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время. (За правильный ответ 1 балл)

1.Разыгрывание сюжета без предварительной подготовки (импровизация)
2.Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)

3.Изложение прослушанного произведения (пересказ)
4.Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы (бибабо)
5.Правильное, разборчивое и четкое произношение звуков. слогов, слов, фраз (дикция) 
6.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
7.Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
8.Жанр литературного произведения, используемый в ДОУ для пересказа детьми (сказка)

9.Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание).

10.Сообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование).

11.Приём, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос).

12.Приём, который позволяет оценить детский рассказ (анализ).

Задание 3 Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

1 команда:
Яркие слова - (солнце, лето, картинка, звезда)
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

2 команда:

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел).

Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)

Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)

  1. Игра. Литературная страница.

1 Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. (У одного из участников

каждой группы в руках – бубен):

2 Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

3.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей.

(Сладков, Бианки, Чарушин.)

4 Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

5 Известный советский писатель, написавший большое количество

стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

6 Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и

рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе

Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7 Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка

большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

8 Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

9 . О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?

(О мышонке.)

10 Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а

потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

11 Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

12 В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-

хаврошечка».)

13 В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей

привлекательной внешности?(«Айога».)

14 Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и

блин.)

15 Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не

лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

16 Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)

17 Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

18 Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и

др.? (Чарушин.)

19 Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как

выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

20 Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной

Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)


Задание 5 « Назови понятия».

Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

Монолог — это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

Рассказ — повествование — это рассказ, сюжет, которого развивается во времени.

Рассказ — описание — это текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет ил объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

Задание 5 «Составь мнемотаблицу для разучивания стихотворения»

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе 

по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения 

словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах 

художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при 

заучивании стихов.

1 команда:

«Хлеб»

Вот он хлебушек душистый,
вот он круглый,
золотистый.
В каждый дом,
на каждый стол
он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, 
сила наша.
В нём чудесное тепло.
Сколько рук
его растило,
охраняло, берегло!

Примерные таблицы.

hello_html_m2013d56d.png

1 команда:

«Киска»

Телевизор
вместе с нами
смотрит
наша киска.
Видит
мышку
на экране.
Мышка,
вроде, близко.
Мог бы славным быть обед.
Только хвать,
а мышки нет!

2 команда

«Дикие животные»

У лисы
в лесу глухом
есть нора – надёжный дом.
Под кустами
ёж колючий
нагребает
листьев кучу.
Спит
в берлоге косолапый,
до весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нём.

hello_html_1c56282a.png

Задание – составить мнемотаблицы к стихотворениям 

«Дикие животные»

У лисы
в лесу глухом
есть нора – надёжный дом.
^ Под кустами
ёж колючий
нагребает
листьев кучу.
Спит
в берлоге косолапый,
до весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нём.

Примерные таблицы:

hello_html_431c9448.png

Задание 6 «Посади божью коровку на нужный цветок»

Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них  приемы. Предлагаю вам для каждого метода подобрать соответствующие приемы (они прописаны на божьих коровках). На цветках прописаны методы, вам необходимо соотнести приемы с методами т.е. посадить божью коровку на нужный цветок. Каждая команда получает по три цветка.

Словесный:

 -Чтение произведение.

-Вопросы к детям по содержанию произведений.

-Пересказ произведения.

-Заучивание наизусть.

-Выразительное чтение.

-Беседа по произведению.

-Прослушивание грамзаписи.

 Практический:

 -Элементы инсценировки.

-Игры-драматизации.

-Дидактические игры.

-Использование разных видов театра.

-Игровая деятельность.

Наглядный:

-Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

-Показ движений пальцами, руками.

-Схемы.

-Алгоритмы.

-Просмотр видеофильмов, диафильмов.

Задание 7 «Работа с пословицами»

Найдите лишнюю пословицу:

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

(ответ: третья пословица)

 «Найдите пары пословиц»

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Руби дерево по себе»

«Знания никому не в тягость»

«Без корня и полынь растет»

«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

«По Сеньке и шапка»

(Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)

Задание 7 «Зарядка для ума»

Уважаемые коллеги, вам необходимо провести фронтальную работу в своих командах, где:

  • одни должны будут выполнить задание, в котором необходимо найти примеры с ошибками в образовании формы слова;
  • другие – разгадать кроссворд, который называется «Развиваем речь» и показать свои знания в области теории.

1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) около пятиста фотографий

2) поезжайте в город

3) пара носков

4) наиболее уместный

1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько ножниц

2) умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) любимые профессора

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории

1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько яблок

2) лежит на шкафе

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

4) богатейший выбор

1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара сапог

2) килограмм помидоров

3) ехай вперёд

4) в две тысячи пятом году

1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара туфлей

2) выправь текст

3) несколько полотенец

4) старых профессора

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 2 – 4 лет.

  1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.).
  2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
  3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.).
  4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
  5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
  6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
  7. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.

  1. Развивать произносительную сторону речи:
  • подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
  • вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
  1. Развивать и совершенствовать словарь:
  • знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
  • учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
  1. Развивать грамматические навыки устной речи:
  • упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);
  • упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;
  • учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;
  • обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
  1. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:
  • создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);
  • учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);
  • демонстрировать детям культуру ведения диалога;
  • готовить к обучению связной монологической речи;

  • посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
  1. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
  2. Создавать условия, способствующие активизации речи:
  • рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;
  • создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

Кроссворд "Развиваем речь"

2п

 о

 в

 о

 т

 п

 б

 р

 а

 з

 е

 ц

 р

 р

 б

 ъ

 я

 с

н 

 е

н 

и 

 е

с 

 н

 и

3п

 е

 с

 е

 д

 а

 л

 р

 п

 и

 а

 н

 и

 е

 е

 в

 к

 с

 о

5п

 о

г 

 о

 в

 о

 р

 к

 а

р 

 а

 о

 з

 г

6п

 о

 с

 л

 о

 в

 ц

 а

 в

 н

 о

 н

 о

 л

 о

 г

 т

 р

 о

 к

 н

 а

 и

 а

 л

 о

 г

 ц

 и

 х

 е

 е

 в

 а

я 

Рефлексия

А сейчас мы обобщим все знания, полученные на деловой игре. Мы будем создавать картину. (На мольберт крепится лист ватмана. Педагог читает стихотворение и по ходу прикрепляет к листу заготовки, выполненные на самоклеющейся бумаге).

Культура речи

Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)

Он образец красивой речи.

Освещая путь детишкам, (прикрепляются фото детей).

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,

Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво,

Появилась радуга.(Прикрепляется изображение радуги.)

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко.

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло.

В ней правильностьлогичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая!

Ведь от неё поёт душа!

Сей стих приобретет известность.

И в этом есть свой толк, уместность(Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)

Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)

Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)

Вот задача педагога –

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью,

Её величеством и силой.

Ну, а знания о речи

Только радость приносили!

Итак, согласны ли вы со словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного - двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»?

 Говорите, пожалуйста, правильно, ведь слово – это одежда мыслей.

Уважаемые игроки и жюри попрошу вас на небольших листочках написать пожелания рекомендации, ваше настроение после игры. Приклеить их на этот «Чемоданчик» «Наполнить его багажом» и этот багаж я возьму с собой, который пригодиться мне в дальнейшей работе.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.

Решение педагогического совета.

1. Педагогам ДОУ усилить самоконтроль за собственной речью и контроль за речью детей.

Срок: постоянно.

Ответственные: педагоги ДОУ.

2.Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок апрель - май)

- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные воспитатели групп срок – апрель).

- Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей  (ответственный старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)

3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные старший воспитатель посещение НОД в группах)

4. Вовлекать родителей в образовательный процесс, проводить мастер-классы, родительские гостиные по развитию речи детей (ответственные воспитатели групп).

5.​ Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные воспитатели групп)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание речевых уголок в группах ДОУ

1-я младшая группа

1 Картинки по лексическим темам

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные картинки.

7 Различные виды театров.

8 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный,

сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и т.д.)

2-я младшая группа

1 Картинки по лексическим темам (альбомы).

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7 Различные виды театров.

8 Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,

гладит т.д.).

Средняя группа

1 Картинки по лексическим темам.

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7 Различные виды театров.

8 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный,

сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,

гладит т.д.).

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна

кукла – много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)

9 Зеркало или индивидуальные зеркала.

Старшая группа

1 Картинки по лексическим темам.

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз

работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор,

трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка,

электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый,

горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,

гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з) с изображением животных во множественном числе;

и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);

к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

8 Зеркало или индивидуальные зеркала.

Подготовительная группа

1 Картинки по лексическим темам.

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз

работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор,

трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка,

электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый,

горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

8 Зеркало или индивидуальные зеркала.

Памятка для родителей

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Правила для смелых и упорных педагогов

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи , то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
  • Если рассказ не получился или получился с трудом- улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Основные правила культуры речи:

1) Избегать многословия в любой ситуации общения. Если хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

2) Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулировать для себя цель предстоящего общения.

3) Стараться всегда говорить кратко, понятно и точно.

4) Стремиться к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения нужно находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций подготовлено, тем выше станет речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

5) Научиться находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдать принципы культуры речи, быть вежливым и дружелюбным.

6) Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускаться до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, человек продемонстрирует только отсутствие собственной культуры речи.

7) Научится быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Стараться всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечать собеседнику, если видишь, что он нуждается в совете или внимании. Помнить, когда не отвечаешь на слова собеседника, то грубейшим образом нарушаешь речевой этикет.

8) Следить за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали разум. Сохранять самоконтроль и самообладание.

9) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

10) Общаясь с собеседником, не перенимать его стиль общения: придерживаться своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, теряешь свою индивидуальность.

Проект решения Педагогического Совета

  1. Совершенствование предметно – развивающей среды на группах в соответствии с возрастом детей.
  2. Оптимизация методического обеспечения речевого развития воспитанников до

____________

А) Пополнение методической литературы

Б) Создание библиотеки детской художественной литературы

В) Подбор дидактических игр по развитию речи

Г) Обновление наглядного материала

  1. Изучение современных образовательных технологий по развитию речи у воспитанников детского сада.

  1. Отражать в календарных планах систематическую индивидуальную работу по речевому развитию детей, чтение художественной литературы


  1. Продолжать работу по развитию речи во всех видах детской деятельности.

  1. Использовать педагогические технологии, создавать проблемные ситуации на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой  деятельности  детей. (Всем воспитателям постоянно)

  1. Для развития  речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п. (всем воспитателям постоянно)




Предварительный просмотр:

C:\Users\Gena\Desktop\педсовет\IMG_20220316_154037.jpg