Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования.
презентация

Акжанова Евгения Андреевна

Доклад на тему:Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования. 

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И  в дошкольных  учреждениях, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов , используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. И для нас ФГОС ДО и программа определили   получение качественного образования   посредствам :

( слайд 2 ) 

  • Расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста ;( мы должны видеть и раскрывать личностный  потенциал детей в разных областях развития).
  • Обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка .
  • Приобщения детей через соответствующие их индивидуально – возрастным особенностям видам  деятельности, к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ;
  • Развития  интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству ;

( мы должны искать способы подогреть интерес ребёнка к познанию мира  )

  • Реализации вариативных образовательных программ ;
  • Соблюдения прав ребёнка , родителей и других участников образовательного процесса .

 ( слайд 3 )

         Познавательное  развитие предполагает: 

        Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

        Формирование познавательных действий, становление сознания;
        Развитие воображения и творческой активности;
        Формирование первичных представлений о себе, других людях,    объектах и свойствах   окружающего мира;
 Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

   (  Слайд 4 )  И конечно,   мы не как не можем не затронуть .  

Принципы реализации образовательной области «Познавательное развитие»

  • принцип интеграции  (позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой);
  • принцип деятельности и интерактивности  ( предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу);
  • принцип научности   (подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне);
  • принцип природосообразности( позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка);
  • принцип партнерства (связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей);
  • принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности  (содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка).

           ( Слайд 5 )

Вспомним  основные понятия,   непосредственно связанные  с познавательным развитием дошкольников:

         Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое

Познавательная деятельность – это деятельность ребенка, направленная на изучение мира и окружающего пространства.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки.

       Познавательное  развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка..

( Слайд 6 )

Такое понимание познавательного  развития   дошкольников  предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.

К стадиям познавательного развития мы относим:

Любопытство.  ребёнок сосредоточивается на яркости объекта.

 Любознательность, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания.

 Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое.     Познавательная активность – при помощи которой, ребёнок  стремится получить новые знаний, умения и навыки.

( Слайд 7 ) 

 Наша программа составлена в соответствии ФГОС и программой  «От рождения  до школы»  Содержание образовательной  области «Познавательное развитие» включает:

   Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

    Формирование элементарных математических представлений.

Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

    Приобщение к социокультурным ценностям.

Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

    Ознакомление с миром природы.

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.» 

     ( слайд 8)

      А вот, задачи образовательной деятельности в области познавательного развития детей   для каждого возраста , свои.

Младший возраст :

  • Поддержать детское любопытство
  • Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию

Средний возраст : 

  • Развивать целенаправленное восприятие
  • Поощрять самостоятельное  обследование окружающих предметов

Старший возраст : 

  • Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира

       (Слайд 9)

        Так же хочется проговорить  способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в разных возрастных группах:

          Младший возраст

  • Деятельность под руководством взрослого
  • Пример поведения

          Средний возраст

  • Сотрудничество со взрослыми в практических делах
  • Активное стремление к познавательному , интеллектуальному общению

          Старший возраст

  • Самостоятельная и разнообразная деятельность по интересам
  • Поддерживать проявление индивидуальности в ребенке
  • Поддерживать в детях ощущение взросления

       ( Слайд 10 )

Важнейшим показателем развития ребенка - дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.   

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра – сюжетно-ролевая, режиссерская, театрализованная, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребенка к самостоятельности.

Коммуникативная деятельность,  становится более содержательнойДети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям.    

Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно - эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.

В рамках Двигательной деятельности мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.

( Слайд 11) 

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем: 

  • организацию решения познавательных задач - учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов.
  • применение экспериментирования -рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
  • использование проектирования  - обеспечивает  развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания

( Слайд 12)  

 Мы, как педагоги в своей работе  в соответствии с программой ,применяем  такие методы и приемы :

настольные и дидактические игры;
чтение сказок и рассказов;
наблюдения;
развлечения;
трудовые поручения;
сюжетно-ролевые игры;
строительные игры;
индивидуальную  работа;
подвижные игры;
моделирование;
проектирование;
синтез и анализ.

( Слайд 13)Оценить эффективность познавательного развития детей нам помогут целевые ориентиры.Дошкольники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

У них более развито воображение, а это один из познавательных психических процессов.

Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности.

Ещё один показатель успешного познавательного развития – это склонность к экспериментированию.

Наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растёт, тоже является одним из целевых ориентиров, характеризующих качественное проживание ребёнком дошкольного детства и его готовности к школе.

К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории.

     Очень важным моментом является позиция взрослого при организации познавательного развития. Он должен быть партнёром, поддерживающим детскую инициативу, знающим, умеющим и авторитетным, которому хочется подражать, умеющим вовлечь в познавательный процесс родителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования. Подготовила: Акжанова Е.А.воспитатель МДОБУ№1 «Ромашка» г . Соль-Илецка

Слайд 2

ФГОС ДО – государственные гарантии получения качественного образования посредством: Расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста ; Обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка; Приобщения детей через соответствующие их индивидуально – возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ; Развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству ; Реализации вариативных образовательных программ ; Соблюдения прав ребёнка , родителей и других участников образовательного процесса .

Слайд 3

Познавательное развитие

Слайд 4

Принципы реализации образовательной области «Познавательное развитие» принцип интеграции принцип деятельности и интерактивности принцип научности принцип при родосообразности принцип партнерства принцип развивающего содержания образовательно- игровой деятельности

Слайд 5

Основные понятия ФГОС ДО познавательные интересы познавательная деятельность познавательные действия познавательное развитие

Слайд 6

Стадии познавательного развития

Слайд 7

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» Приобщение к социальным ценностям Ознакомление с миром природы Формирование элементарных математических представлений. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Слайд 8

Задачи образовательной деятельности детей разного возраста в области познавательного развития

Слайд 9

Виды деятельности: игровая коммуникативная познавательно-исследовательская художественной литературы и фольклора самообслуживание и элементарный бытовой труд конструирование изобразительная музыкальная двигательная

Слайд 10

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем: организацию решения познавательных задач применение экспериментирования использование проектирования

Слайд 11

Методы и приемы настольные и дидактические игры чтение сказок и рассказов наблюдения развлечения трудовые поручения сюжетно-ролевые игры строительные игры индивидуальная работа подвижные игры моделирование проектирование синтез и анализ

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин»

Консультация для педагогов дошкольного образования по развитию умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский тра...

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

Рабочая программа по Математике. Образовательная область «Познавательное развитие». Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы"- (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Математика»...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Взаимодействие педагога с детьми как условие реализации образовательной программы дошкольного образования. Как правило, взаимодействие в отечественной психологии рассматривается в контексте общения....