ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»
методическая разработка на тему

Долина Мария Васильевна

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализацииобразовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №19»

ОТЧЕТ

о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме:

 «Разработка и апробация модели оценки

качества условий реализации

образовательной программы дошкольного

образования в контексте

ФГОС дошкольного образования»

Паспортная информация

1. Юридическое название учреждения (организации): муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19».

2. Учредитель: муниципальное образование Киришского муниципального района Ленинградской области.

3. Юридический адрес: 187110, Российская Федерация, Ленинградская область, город Кириши, улица Строителей, дом 22А.

4. ФИО руководителя: Шитикова Алла Дмитриевна, заведующий.

5. Телефон, факс, e-mail: тел. 8 (81368) 246-54, факс 8 (81368) 593-90,

электронная почта 59390@mail.ru 

6. Сайт учреждения: http://mdou19.kiredu.ru 

8. Официальные статусы организации в сфере образования: Участник Региональной инновационной площадки по теме «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования» (распоряжение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 09.10.2017г. № 2565-р).

9. Научный руководитель проекта: Никитина Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования факультет дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования».

Теоретические основы оценки качества дошкольного образования

в аспекте изучения эффективности введения ФГОС ДО.

        В 90-е годы ХХ в. были опубликованы статьи О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, E.X. Юдиной, посвященные разработке государственного стандарта дошкольного образования, в которых впервые поднималась проблема качества ДО, которое рассматривалось в контексте психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребёнка. Под такими условиями авторы рассматривали предметно-развивающую среду, образовательные программы, профессиональную компетентность педагога, его личностно-ориентированное взаимодействие с детьми. Позднее появились публикации ряда учёных (Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Л.А. Парамонова и др.), основанные на более широком понимании качества дошкольного образования, взятом в единстве его процессуальной и результативной составляющих.

      К интегральным свойствам, отражающим качество дошкольного образования – результата, относятся его эффективность и продуктивность. Эффективность дифференцируется на педагогическую эффективность, определяемую уровнем развития базисных характеристик личности ребёнка, и медико-социальную эффективность, характеризующую степень сохранности его здоровья. В свою очередь продуктивность заключается в закладывании фундамента развития ребёнка, обеспечивающего успешность его дальнейшего развития и обучения.

      Качество дошкольного образования характеризуется способностью изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов, что определяет возможность управления им. Особая роль в формировании качества дошкольного образования принадлежит внутренним факторам, поддающимся изменению со стороны педагогического коллектива учреждения.

        Интегральными свойствами и характеристиками качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО являются:

- ценности и нормы, представленные в виде нормирующих принципов, обеспечивающих реализацию образовательного процесса, направленного на самоценность дошкольного детства и раннего развития ребёнка;

- адаптивность – ориентированность образовательного процесса на возрастные и индивидуальные особенности детей, ожидания и запросы семьи, требования государства и общества;

- динамичность – позитивное изменение образовательного процесса, исходя из меняющихся общественных потребностей;

- стабильность – устойчивость основных элементов образовательного процесса, способность образовательного процесса функционировать в пределах заданных целевых параметров, осуществляя основные функции;

- целостность, подразумевающая единство всех компонентов образовательного процесса (целей, содержания, форм, методов), их общую направленность на полноценное развитие ребёнка;

- ресурсообеспеченностъ - наличие ресурсов и условий, необходимых для организации качественного образовательного процесса.

      Все вышеперечисленные выше характеристики качества дошкольного образования, составляющие его интегральную модель, имеют фундаментальное значение для понимания его сущности и служат ориентиром разработки концепции управления им в условиях дошкольного учреждения как качествообеспечивающей образовательной организации.

Актуальность, значимость инновационного проекта для развития региональной системы образования.

С 30 августа 2013 г. приказом министра образования РФ в апробационном режиме введен ФГОС дошкольного образования, что усиливает актуальность проведения опытно-экспериментальных и инновационных работ по разработке эффективных моделей оценки качества дошкольного образования. Новизна изучения оценки качества дошкольного образования в аспекте обеспечения эффективности введения ФГОС ДО определяется рядом положений:

  • при наличии отдельных исследований проблем оценки качества дошкольного образования по настоящее время отсутствует целостное теоретико-эмпирическое обоснование модели его оценки в аспекте введения ФГОС ДО на уровне ДОО;
  • в условиях введения ФГОС ДО нарастает потребность системы образования в разработке и апробации методического обеспечения, сопровождающего процесс перехода к новым стандартам.

      В соответствии со Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования оценка качества дошкольного образования должна: ориентироваться на поддержку ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста; учитывать факт разнообразия путей развития ребенка; ориентировать систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, разнообразие вариантов образовательной среды, разнообразие местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации.

        Оценивание качества, т.е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой дошкольной образовательной организацией, заданным требованиям Стандарта, направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий реализации образовательной программы дошкольного образования.

         Система оценки качества образовательной деятельности должна предполагать оценивание качества условий, обеспечиваемых Организацией, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, а также соответствие требованиям к развивающей предметно- пространственной среде. В соответствии со Стандартом не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

        Сегодня оценка качества дошкольного образования в Ленинградской области осуществляется в ходе аттестации дошкольных работников, лицензирования, государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования, выборочных областных мониторингов состояния дошкольного образования по отдельным направлениям деятельности, а также в ходе самооценки образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями.

         Однако, как показывает анализ существующей практики оценочной деятельности, в ней возникают противоречия между:

  • необходимостью в контексте ФГОС ДО проведения мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений педагогами с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и продолжением проведения в Организациях традиционной оценки уровня освоения детьми образовательных областей Программы и использования её результатов в аттестационной экспертизе педагогов;
  • доминированием оценки уровня образовательного процесса по показателям организованной взрослыми непосредственно образовательной деятельности и слабым использованием критериев оценки условий поддержки индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей;
  • использованием в Организациях критериев оценки реализации содержательно-насыщенной, вариативной, доступной, безопасной развивающей предметно-пространственной среды и отсутствием показателей оценивания её трасформируемости, полифункциональности в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов, и возможностей детей и др.

Реализация инновационного проекта позволит подготовить методические рекомендации по обеспечению эффективности введения ФГОС ДО на уровне дошкольной образовательной организации на основе использования интегративной модели оценки качества дошкольного образования, которые можно будет использовать в системе образования Ленинградской области.

Цель инновационной деятельности: теоретико-экспериментальная разработка модели оценки качества дошкольного образования в контексте ФГОС ДО.

       Задачи инновационной деятельности:

  • анализ теоретических подходов к оценке качества и выявление эффективных практик оценочной (мониторинговой) деятельности;
  • теоретическое обоснование и экспериментальная реализация критериальной базы и технологии оценки психолого-педагогических и других условий реализации образовательной программы дошкольного образования;
  • построение модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования.

         В нашем учреждении была создана творческая группа; для педагогов проведены круглый стол, экспертно-аналитические семинары, ориентированные на обсуждение путей достижения современного качества дошкольного образования; апробирована целостная модель оценки.

        Процедура оценки условий реализации образовательной программы дошкольного образования включает в себя:

  • наблюдение за организацией образовательной деятельности в ОО со стороны педагогических работников, за процессом взаимодействия всех участников образовательных отношений;
  • мониторинг качества организации развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического обеспечения образовательного процесса; а также мониторинг уровня квалификации педагогических работников и проявления профессиональных компетенций сотрудников.

        Для проведения оценки разработаны специальные бланки – технологические карты. На них представлены показатели, на которые следует ориентироваться при проведении оценки, а также индикаторы, по которым оцениваются эти показатели.

        Показатели и индикаторы показателей соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к условиям реализации Программы в ДОО и включают в себя 4 раздела:

  • психолого-педагогические условия реализации ОП ДО в 5 образовательных областях;
  • материально-технической обеспечение и условия организации развивающей предметно-пространственной среды;
  • кадровые условия реализации Программы;
  • соблюдение прав участников образовательных отношений (в этот раздел были включены критерии, которые не совсем уместно включать в психолого-педагогические условия с точки зрения логики построения содержательных критериев по социализации и индивидуализации).

         Для оценки используется балльная система, в которой:

1 балл можно расценивать как эпизодическое использование того или иного содержания, методов и приемов;

3 балла – минимально;

5 баллов – хорошо;

7 баллов – отлично.

           Прежде, чем проводить наблюдение, воспитателям следует внимательно ознакомиться с формулировкой показателей и индикаторов, по которым оцениваются показатели, и при необходимости их обсудить. Так как воспитатель не может сам судить о своих действиях со стороны, то прежде, чем ставить оценку по некоторым пунктам, ему придется подумать, что он обычно делает в группе в тех или иных случаях. Не стоит, однако, выдавать желаемое за действительное и ориентироваться как на достигнутое, на то, что планируется осуществить в будущем.

           В процессе самообследования педагоги оценивают созданные условия реализации образовательной программы в каждой группе ДОО, а затем заполняется сводная таблица результатов.

         Результатом инновационной деятельности стали технологические карты оценивания условий реализации образовательной программы дошкольного образования.

          Данная система оценки дает возможность достаточно полно проанализировать созданные условия и внести необходимые коррективы для качественной реализации ОП ДО. С ее помощью сотрудники и администрация могут выявить сильные и слабые стороны в своей работе и сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые требуют улучшения. Любое улучшение, даже если его осуществление потребует времени и усилий, повысит качество образовательных услуг, оказываемых детям и их семьям, активизирует творческий потенциал сотрудников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ об итогах работы региональной инновационной площадки в системе дошкольного образования Московской области на базе МДОУ №7 «Вишенка»

В данном материале помещен отчет о работе инновационной региональной площадки на базе МДОУ №7 "Вишенка" за два года....

ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ МБДОУ Г.МЦЕНСКА "ДЕТСКИЙ САД №14" НА ТЕМУ "ВАРИАТИВНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УЕТОМ ИХ САМОБЫТНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ"

В программе представлены основные направления деятельности ДОУ, гипотеза, цели и задачи, а также работа на разных этапах, продукты деятельности и другое.  РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА...

Отчет о работе региональной инновационной площадки в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Солнышко»

Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников 2015-2016 гг....

требования фгос до к условиям освоения программы на этапе завершения дошкольного образования

Выдержки из нормативных документов - "Закон об образовании в РФ", "ФГОС ДО", для родительского собрания "В чем состоит подготовка к школе в детском саду"...

Отчет о работе региональной инновационной площадки

quot;Взаимодействие детского сада и семьи по патриотическому воспитанию дошкольника"...

Мастер-класс для педагогов ДОУ в рамках реализации программы Региональной инновационной площадки«Технология «Интеллект-карта» и ее использование в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»

Мастер-класс для педагогов ДОУ в рамках реализации программы Региональной инновационной площадки "Инновационные образовательные технологии, как ресурсразвития самостоятельности у воспитанников с ...