Отчет о работе региональной инновационной площадки в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Солнышко»
методическая разработка на тему

Халилова Наталия Ринасовна

 Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников 2015-2016 гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о работе региональной инновационной  площадки в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Солнышко»

Наименование направления инновационной деятельности в сфере образования: Разработка, апробация и  внедрение  новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических  технологий в организациях, осуществляющих  образовательную деятельность.        

Наименование инновационного проекта (программы): Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников .         

При выстраивании стратегии развития образовательного учреждения необходимо, с одной стороны, учитывать особенности развития дошкольного образования и социального запроса родителей дошкольников, а с другой - постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогического коллектива. Сохранить высокий уровень работы учреждения, иметь высокий рейтинг и доверие у родителей в сегодняшних условиях нелегко, но возможно. И один из путей развития - это организация инновационной деятельности.

На базе нашего МБДОУ была открыта региональная инновационная площадка по теме «Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Основная идея (идеи) инновационного проекта (программы): Предлагаемый проект посвящен вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Тема эта весьма актуальна по целому ряду причин. Во-первых, человеку нужно как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Для этого достаточно будет продолжать оставаться самим собой, содержательно реализуя свое отношение к миру. Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений людей требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Мы исходим из того, что креативность является качеством личности и развивается в том случае, если она представляет социальную ценность, т. е. ее проявления приветствуются окружающими. В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Что полностью реализуется в проектной деятельности

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе): Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). В ряде работ современных психологов и педагогов раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (Л.С. Выготского,  Т. Куликова, М.И. Лисина,  М.В. Марусинец,  Е.О. Смирнова, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной), процесс появления и развития детских вопросов (А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова), возрастную специфику любознательности (Д.Б. Годовикова). В современных авторских исследованиях метод проектов рассматривается как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий (Смыковская Т.К., Полат Е.С.), как технология формирования информационной компетентности (Ховякова А.Л), как мотивация к познанию (Е. Евдокимова),  как важная сфера познавательной деятельности (Веракса Н.Е. Морозова Л.Д), как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова).

Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в системе отечественного образования, однако в работе с дошкольниками он применяется не часто. В настоящее время не существует однозначного толкования сущностных характеристик проекта. Проект понимается как:

- конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера ;

- форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени ;

- дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

 В современных авторских исследованиях метод проектов рассматривается как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий (Смыковская Т.К.), как технология формирования информационной компетентности (Ховякова А.Л), как мотивация к познанию (Е. Евдокимова),  как важная сфера познавательной деятельности (Веракса Н.Е. Морозова Л.Д)..

Преимущества проектного метода:

• является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

• повышает качество образовательного процесса;

• служит развитию критического и творческого мышления.

• способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессинального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

Организация познавательной деятельности детей по методу проектов доставляет ребенку огромную радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Цель: Изучение и разработка педагогических условий эффективности процесса развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Задачи:

1.Формирование пакета нормативно-правовой и учебно- методической базы в ДОО в соответствии с ФГОС ДО по данному направлению

 2.Организация интегрированного развивающего пространства с позиции возможностей формирования ключевых компетентностей дошкольников через использование проектной деятельности

3.Разработка показателей оценки ключевых компетентностей дошкольников через использование проектной деятельности

4.Разработка и апробация системы методической работы и работы с родителями ДОО в процессе перехода к реализации ФГОС на основе проектной деятельности

5. Повышение качества образовательного процесса и уровень профессиональной подготовки педагогов ДОО к реализации ФГОС- образовательного процесса

Существенным условием для начала успешной исследовательской работы является готовность коллектива к этой деятельности. Высокий профессионализм, 14 педагогов с высшей квалификационной категорией, 10 – с первой, категорийность в ДОУ составляет 89%

Свою работу начали с глубокого и всестороннего анализа учебно-воспитательного процесса, потенциальных профессиональных и творческих возможностей. Было важно выяснить интересы и готовность педагогических кадров включиться в длительную исследовательскую работу, которая потребует от них дополнительных затрат времени и сил, связанных с изучением необходимой литературы, умением найти, апробировать, скорректировать и аргументировано доказать целесообразность использования того или иного метода или приема работы с детьми, выстроить систему работы.

Проведя анализ, определив состав творческой группы, мы составили перспективный план инновационной деятельности на 3 года.

Этапы и сроки реализации инновационного проекта (программы).

Первый этап (ноябрь2015г.- февраль2016г.) – подготовительный

  1. Создание творческого коллектива по разработке Проекта.
  2.         Обсуждение и утверждение данного проекта на заседаниях педагогического Совета МБДОУ.
  3.  Разработка и создание нормативно-правовой базы.
  4. Создание материально-технической базы.
  5. Подготовка педагогических кадров (курсы повышения квалификации).

Второй этап (февраль2016г.-  декабрь2017г.) – внедренческий. Этап связан с постановкой задач организации  работы по исследовательской и проектной деятельности.

  1. Анализ и прогнозирование выполнения проекта.
  2. Изучение и  обобщение опыта педагогов новаторов по внедрению  инновационных технологий и создание условий для их практического применения.
  3. Активизация педагогов к использованию проблемно-поисковых технологий.
  4. Изучение и внедрение комплектов диагностических методик ориентированных на выявление уровней культуры мышления и отдельных аспектов когнитивного и психосоциального развития ребёнка.
  5. Разработка моделей обогащения содержания образования в детском саду, на основе его качественной модернизации:

- разработка программ проведения учебных исследований и выполнения творческих проектов с детьми;

- разработка программ специальных занятий по развитию познавательных, исследовательских способностей и навыков проектирования.

  1. Оформление развивающих центров в исследовательской лаборатории.

Третий этап (декабрь 2017- май 2018г.) – обобщающий. Этап направлен на решение комплекса задач, связанных с оформлением результатов работы, определением эффективности реализуемых форм и методов.

1. Аналитико-диагностическая деятельность.

2. Обобщение опыта.

3. Выработка рекомендаций для других ДОУ в вопросах по развитию исследовательской и проектной деятельности.

Содержание и методы реализации инновационного проекта (программы), необходимые условия организации работ.

Методы реализации инновационного проекта:

- Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты:
случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты
- Проведение опытов (практических)
- Беседы (конструктивные)
- Подготовительный этап:
- Подготовка материала для деятельности детей
- Подбор детской и научной литературы

В ходе практической деятельности педагогическим коллективом детского сада были найдены наиболее оптимальные формы организации исследовательской деятельности с дошкольниками:

- Занятия - экспериментирования

- Работа в мини-лабораториях

- Организация мини-музеев в группах

- Дошкольные мини-конференции

- Проектные дни в детском саду

- Музейная педагогика

- Просмотр мультимедийных проектов

- Презентации проектов

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем следующие формы работы:

- познавательные занятия
- беседы
- дидактические и развивающие игры и упражнения

- сюжетно-ролевые игры

- эксперименты и опыты
- использование мультимедиа, видео-слайдов
- фотосессии
- картотека опытов
- конкурсы, праздники и развлечения

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Формы работы с родителями:

- анкетирование

- оформление наглядности
- групповые родительские собрания
- «Дни открытых дверей»
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий
- рубрика в родительском уголке «Спрашивайте! Отвечаем!»
- картотека «Опыты»
- организация тематических выставок совместного с детьми творчества

На данный момент завершился первый этап работы региональной исследовательской площадки:

-  Велась работа по формированию нормативно-правового обеспечение, регулирующего деятельность участников воспитательно-образовательного процесса, уточнялся и согласовывался план инновационной  работы (по этапам)

Анализировались документы, регламентирующие введение ФГОС, систематизировались материалы, имеющиеся у педагогов ДОУ. Разрабатывались разделы годового плана по данной теме.

Для реализации подготовительного этапа проведена большая и целенаправленная работа.

Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу нашего дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:

-нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;

-нежелание родителей принимать участие в проектной деятельности

Мероприятия направленные на повышение профкомпетентности педагогов по внедрению технологии проектной деятельности проводились в ДОУ – лекторий 72 часа, проводили педагоги НИСПТР, обучилось 15 педагогов, 4 учатся в институтах, 2 педагога участвовали в семинаре по образовательным технологиям (по 36 часов)

Для родителей на родительских собраниях проводились практикумы, мастер-классы, анкетирование на начальном этапе и в конце учебного года. В начале года 10% родителей были заинтересованы в ведении проектной деятельности, в конце год - 60%, если вначале года 25% родителей были заинтересованы во взаимодействии с детьми, воспитателями при организации проекта, то к концу года 58% родителей принимали активное участие. В рамках подготовительного периода проведены консультации и мастер-классы с родителями по темам: «Юный исследователь», «Проектная деятельность с детьми», «Исследования в домашних условиях», «Тренируем ум». Воспитателями организованы и реализованы проекты: «Мир эмоций», «Разноцветный мир», «Мини-музей», «Мир профессий», «Открытка для мамы», «Фабрика бумаги» и др.

Оформлена документация по результатам подготовительного этапа исследовательской работы.

Итог первого этапа иследовательской деятельности :

-сплочение коллектива единомышленников, существенный рост профессионального мастерства педагогов и как следствие – повышение качества содержания образования дошкольников;

-сформирован пакет нормативно-правового обеспечения регламентирующий деятельность участников.

- родители активные участники при реализации проектно-исследовательской деятельности

-разработан перспективный план экспериментальной работы.

Начался 2 этап: На данном этапе идет работа по следующим направлениям

- созданию предметной среды в группах для исследовательского поиска

- проектно-исследовательская деятельность педагогов для развития познавательно-коммуникативных компетенция дошкольников

- коллективная и индивидуальная исследовательская деятельность детей

- привлечение родителей воспитанников к проектно-исследовательской деятельности вместе с детьми

-создание банка проектов в детском саду

- обмен опытом педагогов на уровне города и региона

-взаимодействие с социумом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный отчет МБДОУ - детский сад комбинированного вида "Лесовичок"

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированноговида «Лесовичок»  функционирует с 1967 года ,...

Аналитический отчет о работе за 2012-2013 учебный год в средней группе №1 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка»

Аналитический отчет составлен в помощь воспитателям средних групп по основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы".  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово...

Перспективный план работы с родителями в старшей группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77» Энгельсского муниципального района Саратовской области на 2014 – 2015 уч.г.

Задачи МБДОУ«Детский сад комбинированного вида №77»на 2014 – 2015 учебный год  Цель: повышение качества образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовате...

Индивидуальный план работы воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Лесная сказка» Щербаковой Татьяны Валерьевны на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

В индивидуальном плане на межаттестационный период  по повышению профессионального уровня содержится перечень направлений работы педагога, ссодержание работы, периодичность....

Комплексно-тематическое занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ» В подготовительной группе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» г.Белогорск Республики Крым Воспитатель Обухова М.Н.

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения и навыки полученные на занятиях в течении года.Задачи обучающие: совершенствовать умение решать задачи, навыки проведения звукового анализа, дифф...