ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по логопедии
Взаимодействие педагога с детьми как условие реализации образовательной программы дошкольного образования. Как правило, взаимодействие в отечественной психологии рассматривается в контексте общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Новикова Алена Александровна, учитель-логопед МАДОУ№22 станицы Ярославской
Взаимодействие педагога с детьми как условие реализации образовательной программы дошкольного образования. Как правило, взаимодействие в отечественной психологии рассматривается в контексте общения.
Традиционно выделяют две парадигмы, описывающие общение педагога с ребенком в рамках деятельности, – парадигма воздействия и парадигма взаимодействия.
В рамках парадигмы воздействия, по сути, происходит активное воздействие взрослого на ребенка, который пассивно принимает информацию. Парадигма взаимодействия предполагает процесс обмена коммуникациями, ориентацию на партнера. Взрослый и ребенок находятся в коммуникативной ситуации активного взаимодействия и совместной деятельности, в ходе которой создаются условия для развития как ребенка, так и взрослого. Парадигма воздействия создает образовательный контекст, в котором образовательный процесс основан на определенном наборе знаний, транслируемых ребенку. От ребенка требуется запоминать и воспроизводить. Парадигма взаимодействия предполагает открытое содержание, которое взрослый и ребенок формируют и осваивают в процессе совместной деятельности в зависимости от возможностей и интересов каждого участника. Это прослеживается в учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной модели взаимодействия. Модель взаимодействия педагога с ребенком принято определять через стиль взаимодействия педагога с детьми. Традиционно, начиная от исследований стилей лидерства Курта Левина, выделяют три стиля взаимодействия педагога с ребенком: партнерский, нейтральный и директивный. Педагоги, придерживающиеся директивного стиля взаимодействия, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, значительно чаще используют запреты, ограничения и отрицательные оценки в отношении детей. Строгость и наказание – основные педагогические средства. Такой педагог ожидает только послушания. Его отличает большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Дает детям достаточно много знаний и требует их точного воспроизведения.
Педагоги, придерживающиеся нейтрального (попустительского) стиля взаимодействия, дистанцируются от детей и эмоционально, и в пространстве. Такой педагог старается как можно более формально с ними взаимодействовать. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Часто переоценивает возможности детей.
Педагоги, придерживающиеся партнерского (демократического) стиля взаимодействия, проявляют доверие и уважение к детям. Стремятся наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляя строгостью и наказанием. В общении с детьми преобладают положительные оценки. Чувствительны к обратной связи от детей. Признают допущенные ошибки и стремятся учесть их в дальнейшем. В своей работе такие педагоги стимулируют умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. Создают оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы.
Говоря о формировании у дошкольника в процессе взаимодействия со взрослым таких личностных качеств, как инициатива, активность, самостоятельность, мы неизбежно сталкиваемся с противоречием. С одной стороны, мы говорим о важности, в первую очередь, развития таких качеств, которые предполагают способность действовать по собственному замыслу и добиваться результата, но, с другой стороны, специфика дошкольного возраста такова, что освоение культурных норм, правил поведения и способов действия – основная задача развития. Т.е. процесс образования должен быть организован таким образом, чтобы, с одной стороны, ребенок овладел достаточно жестко фиксированным содержанием, а с другой – стал активным и инициативным. Важным условием для этого выступает видение процесса развития с позиций амплификации. Детский психолог А.В. Запорожец сформулировал два подхода к детскому развитию: Акселерация – искусственное форсирование детского развития вопреки специфике возраста. Амплификация – обогащение детского развития за счет максимально полного проживания возраста. Удержание целей образования в виде личностных качеств, организация деятельности в форме взаимодействия взрослого с ребенком становятся возможными только в рамках амплификации детского развития. И наоборот, когда мы находимся в парадигме взаимодействия и ориентированы на то, чтобы ребенок овладел ЗУНами, мы неизбежно уйдем в сторону акселерации. Таким образом, условием организации эффективного взаимодействия педагога с дошкольниками выступает совместная деятельность, организованная взрослым.
Организация детской деятельности включает: Мотив, Цель, Действие, Результат.
такие условия, чтобы постепенно максимально передать их ребенку.
В рамках взаимодействия взрослого и ребенка такая схема актуальна для любого вида совместной деятельности.
Список литературы:
1.Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон : от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. – URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приказ Министерства образования и науки РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Формы взаимодействие педагога с детьми в условиях реализации образовательной программы «Югорский трамплин»
Наши педагоги создают условия для развития ответственности детей, помогая им брать на себя определённые роли в группе. Они вовлекают детей в создание обязанностей в группе вместо того, чтобы просто ра...
Презентация к статье Формы взаимодействия педагога с детьми в условиях реализации образовательной программы «Югорский трамплин»
Презентация к статье...
Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин»
Консультация для педагогов дошкольного образования по развитию умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский тра...
ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»
В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...
Взаимодействие с семьями детей в условиях реализации общеобразовательной программы дошкольного образования
Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг-друга....
Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».
Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...