«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
проект по теме

Вербля Светлана Анатольевна

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx52.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Нижневартовск

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Проекта

3

1.

Обоснование необходимости разработки Проекта

5

2.

Анализ системы условий, созданных в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» для реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

5

3.

Необходимость изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»

7

4.

Нормативная база, обеспечивающая создание системы условий реализации образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»

9

5.

План реализации Проекта

10

6.

Уровень разработки реализации Проекта

6.1.

Степень обоснованности финансового расчета на реализацию Проекта

6.2.

Степень вовлеченности различных категорий участников к реализации Проекта

7.

Условия реализации  Проекта

11

7.1.

Обеспечение кадровых условий

7.2.

Обеспечение психолого-педагогических условий

7.3.

Обеспечение финансовых условий

7.4.

Обеспечение материально-технических условий 

7.5.

Обеспечение информационно-педагогических условий

8.

Результативность Проекта

12

9.

Тиражируемость и перспективность применения Проекта в других образовательных организациях

13

Список литературы

14

Приложение

15

Приложение 1

Фотоматериалы развивающей предметно-пространственной среды

  • Приложение 2

План реализации Проекта

  • Приложение 3

Система мониторинга эффективности реализации Проекта

  • Приложение 4

Примеры использования компонентов развивающей предметно-пространственной среды

  1. Обоснование необходимости разработки проекта

В настоящее время в системе дошкольного образования Российской Федерации произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе, расширяются возможности получения дошкольного образования в разных формах его организации. Проебразование нормативной базы повлекло за собой серьезные изменения, как в организации, так и в содержании работы дошкольных образовательных организаций. Именно Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определил эти изменения. Предоставление доступного и качественного дошкольного образования требовало разработки нового содержания образования, то есть образовательной деятельности, соответствующей совокупности обязательных требований к дошкольному образованию. Содержание образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО отражает аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, в том числе и предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детском саду №41 «Росинка» (далее - МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка») обеспечено введение в действие ФГОС ДО в опережающем режиме в рамках инновационной деятельности учреждения в статусе «региональная пилотная площадка» в 2014, 2015 годах. Благодаря этому создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая реализацию образовательной программы дошкольного образования, учет национально-культурных, климатических условий, возрастных особенностей детей. Однако необходимо совершенствовать и индивидуализировать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка», групп, а также территории, приспособленной для реализации образовательной программы дошкольного образования, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Данные ориентиры определили необходимость разработки проекта «Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Анализ системы условий, созданных в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» для реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

        В условиях предметно-пространственной развивающей образовательной среды МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» обеспечивается воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников по образовательной программе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО в возрасте от 1 года. Укомплектовано групп - 22 с общим количеством воспитанников – 585 человек. Адреса мест осуществления образовательной  деятельности: 628616, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск, улица Северная, дом 9а; 628615, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный  округ – Югра, город Нижневартовск, улица Дзержинского, дом 8.

Созданная в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) полностью соответствует требованиям ФГОС ДО. РППС содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

В рамках деятельности оснащения РППС, обеспечивающей выполнение требований ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» реализованы задачи:

- по проведению анализа возрастного состава детей, их индивидуальных особенностей, составление психологической характеристики группы (возраст, состав – количество мальчиков и девочек, индивидуальные особенности, в частности – подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье);

- по изучению особенностей групповых помещений, выявлены особенности центрирования в соответствии с возрастом воспитанников;

- по систематизации методических рекомендаций по построению РППС группы согласно возрастным особенностям и реализуемой образовательной программы дошкольного образования и задач, определенных в ней в части, формируемой участниками образовательных отношений;

- по составлению перечня необходимого оборудования в игровых центрах;

- по разработке рабочего проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и обеспечения ребенку права выбора видов деятельности.

Данная деятельность способствует эффективности реализации образовательной программы дошкольного образования учреждения в условиях инфраструктуры, обеспечивающей развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с основными направлениями развития и образования детей, как в групповых ячейках, так и в пространстве МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» (приложение 1):

  • для физического развития детей имеются: спортивные площадки, плавательные и сухие бассейны, физкультурный зал, кабинет «БОС – здоровье»; сенсорная комната. Для осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной работы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» укомплектовано тренажерами, различным спортивным оборудованием и инвентарем;
  • для познавательного развития детей оборудованы компьютерные классы для проведения образовательных ситуаций на основе системы интенсивного развития способностей; оборудованы кабинеты для игровой деятельности по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий с применением интерактивного оборудования (интерактивные столы, интерактивные доски, интерактивный пол, комплексы – моноблоки, интерактивное развивающее пособие lsandbox standart (интерактивная песочница): «Играя, обучаюсь», «Академия развития», «Познайка», «Юный программист», «Волшебный мир природы»; оборудованы кабинеты для проведения деятельности по развитию интеллектуальных способностей детей «Сказки Фиолетового Леса», «Грамотейка», «Островок» (Волшебный песок), «Школа юного Пифагора»; кабинет  лего-конструирования; зеленый уголок/зимний сад;  лаборатория для организации опытно-экспериментальной деятельности; пять мини-музеев: «Войска России», «Русская изба», «Русь мастеровая», «Мой край – Югра», «Дуслык»;
  • для социально-коммуникативного развития детей оборудованы: кабинеты по формированию основ безопасности жизнедеятельности; рекреация для организации работы с воспитанниками по профилактике пожарной безопасности; рекреация для организации работы по профилактике детского дорожно-транстпортного травматизма; рекреация для организации игровой деятельности;
  • для речевого развития детей оборудованы: уголки в игровых комнатах групповых ячеек; библиотека, логопедический кабинет для осуществления работы логопункта;
  • для художественно-эстетического развития оборудованы:  музыкальные залы, в которых в том числе проводится деятельность по развитию вокальных способностей у детей «Веселые нотки», по развитию танцевальных способностей у детей «Ритмическая мозаика»; картинная галерея; кабинет для проведения образовательных ситуаций по развитию художественных способностей у детей «Оч.Умелые ручки» .

Активность воспитанников реализуется в центрах, оснащенных наборами мебели и игрового оборудования, состоящих из столов, игровых мебельных уголков и игровых наборов, сделанных из экологически чистых материалов.

Территория детского сада хорошо благоустроена: разбиты цветники, газоны, учебное хозяйство. Имеются игровые площадки, на которых расположены песочницы для игр с песком, малые формы, веранды с теневым навесом. Так же на территории детского сада имеются спортивные площадки, зона для отработки практических навыков по правилам дорожного движения.

 

3. Необходимость изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»

Основная цель образовательной программы дошкольного образования МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» - разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Для реализации приоритетов образовательной программы дошкольного образования необходимы изменения условий, способствующих совершенствованию и индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды учреждения. Проект «Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – Проект) направлен на решение целевых ориентиров обозначенного направления работы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка».

Цель: совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Задачи:

1. Внедрить в практику работы современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2. Разработать методические рекомендации для педагогов «Модель развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Повысить уровень профессионального мастерства педагогических кадров дошкольной организации в вопросах применения  современных образовательных технологий и методов работы с детьми в условиях развивающей предметно-пространственной среды.

4. Обобщить и представить опыт работы по совершенствованию и индивидуализации развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ожидаемые результаты: 

1. Использование в практике работы современных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2. Апробация модели развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах применения  современных образовательных технологий и методов работы с детьми в условиях развивающей предметно-пространственной среды.

4. Трансляция опыта работы педагога на официальном сайте дошкольной образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интерне», заседаниях ресурсного методического центра по актуальному направлению развития системы образования города Нижневартовска «Развитие кадрового потенциала» в рамках деятельности МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» в статусе «городской ресурсный методический центр», конференциях.

Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе своего содержания становится сам ребенок. Индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» используемые в настоящее время образовательные технологии:

  • исследовательскую (проблемно-поисковую): модель «обучение через открытие» (образовательные и проблемные ситуации);
  • коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения («Презентация собственных продуктов деятельности»);
  • имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения («Время детских интересов»);
  • деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом («Центры интересного дела»);
  • рефлексивную: осознание ребенком деятельности, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.

4. Нормативная база, обеспечивающая создание системы условий реализации образовательной программы дошкольного образования в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»

Проект направлен на решение задач государственной политики в сфере образования, сформулированных в основополагающих документах. В частности:

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении Федерального  государственного образовательного стандарта  дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Региональный уровень:

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы»;
  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 февраля 2014 г. № 112 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Муниципальный уровень:

  • Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»;
  • Приказ Департамента образования администрации города Нижневартовска от 24 февраля 2014 года № 67 «Об утверждении «дорожной карты» по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных  организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования,  города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

 Институциональный уровень:

  • Программа «Развитие МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» на 2015-2020 годы»;
  • План работы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» на 2016-2017 годы»;
  • Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка».

5. План реализации Проекта

От начала до полного своего завершения Проект проходит ряд этапов своего развития. Полная совокупность этапов образует так называемый жизненный цикл проекта, который включает:

1 этап – подготовительный (проектировочный, организационный);

2 этап – основной (практический, деятельностный);

3 этап – заключительный (обобщающий, аналитический).

План реализации Проекта представлен в приложении 2.

        

6.2. Степень вовлеченности различных категорий участников к реализации Проекта Таблица

Целевая аудитория Проекта

№ п/п

Категория благополучателей

Благо

1.

Родители

Ориентация на развитие индивидуальных способностей, поддержку детской одаренности и социальной успешности каждого ребенка.

2.

Педагоги

Развитие кадрового потенциала.

4.

Воспитанники

Раннее раскрытие способностей детей к творчеству, развитие навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности.

Таблица

Партнеры Проекта

Направление деятельности

Партнеры-организации

Направление сотрудничества

Информационно-просветительское

АУДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования»

Сопровождение и научная поддержка проектной деятельности

МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования»

Повышение квалификации педагогов, организационно-методическое сопровождение кадрового потенциала

Департамент образования администрации города Нижневартовска

Консультирование по вопросам реализации Проекта

ФГБОУ ВО «Нижневартовсий государственный университет»

Научное консультирование, участие в семинарах, прохождение курсов повышения квалификации

Социально-педагогическое

Детская городская библиотека №8

Использование  интерактивных ресурсов

МБОУ «Средняя школа №43», МБОУ «Средняя школа №23»

Создание преемственности образовательных программ

МБОУ ДОД  «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот»

занятия с воспитанниками по патриотическому воспитанию на базе МАДОУ, помощь в организации музейной деятельности

Детская школа исскуств №3

развитие творческого потенциала обучающихся

Городской драматический театр

обеспечение единства взаимосвязанных воспитательных пространств – театрального и образовательного

7. Условия реализации  Проекта

7.1. Обеспечение кадровых условий 

Укомплектованность МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»  квалифицированными кадрами - педагогическими, руководящими и иными - 100% от штатного расписания. Образовательный процесс осуществляют 59 педагогов. 

 Уровень квалификаций педагогических и иных работников для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

7.2. Обеспечение психолого-педагогических условий

В МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» созданы психолого-педагогические условия для реализации Проекта. В штате  имеется  педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Непременными условиями построения РППС являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком. Построение образовательной деятельности осуществляется на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Предоставление возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

7.3. Обеспечение финансовых условий

Финансовые условия реализации Проекта  опираются на существующую материально-техническую базу учреждения. Финансовое обеспечение учреждения строится на бюджетной и внебюджетной деятельности (доходы от платных дополнительных образовательных услуг) и регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

7.4. Обеспечение материально-технических условий 

Материально-технические условия реализации Проекта в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» отвечают следующим требованиям:

- требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

- требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы дошкольного образования (оборудование, оснащение (предметы), учебно-методический комплект).

7.5. Обеспечение информационно-педагогических условий

С целью обеспечения открытости и прозрачности деятельности МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» функционирует официальный сайт в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.rosinka-nv.ru 

Имеется 24 точки доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет».

Созданы условия для повышения квалификации педагогов в области владения и применения компьютерных технологий. Педагоги владеют информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Имеющийся фонд методической литературы составляет более 2000 экземпляров, детской – 500 экземпляров, имеются методические и дидактические комплекты. Данное оснащение воспитательно-образовательного процесса соответствуют достаточному уровню методического оснащения, размещено как в методическом кабинете, так и в мини-кабинетах педагогов в группах.

8. Результативность Проекта

Эффективность реализации Проекта оценивается по степени повышения качества образовательного процесса – уровня развития дошкольников, социальной удовлетворенности образовательным процессом со стороны родителей (законных представителей), состояния  развивающей предметно-пространственной  среды, роли индивидуальных достижений в развитии воспитанников, повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников (приложение 3).

9. Тиражируемость и перспективность применения Проекта в других образовательных организациях

Проект может быть применен в других дошкольных образовательных организациях как в рамках пилотного проекта, так и в самостоятельной разработке.

Трансляция опыта работы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» в ходе окружных и городских мероприятий, в средствах массовой информации по данному направлению:

  • организована встреча на базе учреждения делегации Университетского колледжа Южной Дании, города Хадерслев (в составе делегации присутствовали Туве Хайдеманн, начальник отдела международных связей, Якоб Бурис Андерсен, старший преподаватель факультета педагогики и Мартин ХельтБрунсгаард, международный координатор отделения социальной работы), представителей Нижневартовского государственного университета и департамента образования администрации города Нижневартовска в рамках сотрудничества ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» с Университетским колледжем Южной Дании;
  • представление практического  опыта создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с программой «Югорский трамплин» в МАДОУ для участников окружного совещания – семинара по развитию дошкольного образования «Актуальные вопросы развития дошкольного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
  • представление РППС по теме «Лучшие практики организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС»;
  • заседание ресурсного методического центра по актуальному направлению развития системы образования города Нижневартовска «Развитие кадрового потенциала» в рамках деятельности МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» в статусе «городской ресурсный методический центр», где был представлен опыт «Создание развивающей образовательной среды в рамках внедрения ФГОС ДО»;
  • предоставление опыта «Модель патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики в рамках окружной конференции, 17 апреля 2014 года;
  • состоялось секционное заседание педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска в рамках августовского совещания работников системы образования в 2015 году на базе МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» по теме «Интеграция общего и дополнительного образования в целях развития интересов и способностей каждого ребенка», 03 сентября 2015 года;
  • представлен практический опыт создания РППС в соответствии с ФГОС ДО в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» для представителей Российской Академии развития г. Москва, 14 октября 2015 года;
  • на базе МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» организован и проведен конкурс профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ДО, начального, основного общего образования» в 2015 году, 16-18 ноября 2015 года

Список литературы

1.Гогоберидзе, А.Г. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада [Текст] А.Г. Гогоберидзе // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения», 2010 - № 4 с.64-70

2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.- 352 с.

3. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.  .

4. Нищева, Н. В. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду [Текст] / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.

5. Федяева, Н. В. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГОС [Текст] / ФедяеваН. В., Белодед Г. А.  СПб «Детство-Пресс», 2014 г.

Интернет источники:

http://pandia.ru/text/77/470/17742.php 

http://doshkolnuk.com/postroenie-predmetno

http://moluch.ru/conf/ped/archive//151/8162/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования «Югорский трамплин»

Консультация для педагогов дошкольного образования по развитию умения взаимодействовать в паре у дошкольников среднего возраста в рамках образовательной программы дошкольного образования "Югорский тра...

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

Приказ о создании рабочей группы о приведении образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФЗ Об образовании в Российской федерации

Приказ о создании рабочей группы о приведении образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФЗ Об образовании в Российской федерации...