Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
учебно-методический материал (старшая группа)

Игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка. Именно в игре поведение ребенка впервые превращается в волевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осознавать и оценивать свои действия и многое, многое другое. Все это возникает в игре и, по словам Л.С. Выготского, ставит ее на высший уровень развития, возносит на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/1/4/d/14d1e1fe3f786a7516a9985f36a57778.jpeg

      РАБОТА  ПО  САМООБРАЗОВАНИЮ  ВОСПИТАТЕЛЯ

        МИРОНОВОЙ  Н.В.

ТЕМА: «Социализация детей дошкольного возраста

                  посредством сюжетно-ролевой  игры»

                        

ФГОС реализует положение о том, что в каждом дошкольном отделении образовательной организации необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума.

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте круг его интересов расширяется. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых, как важнейший способ социализации ребёнка, во многом определяющий его самоощущение в мире межличностных отношений, ответственности и самостоятельности. Поэтому проблема игры является центральной для понимания психического развития в дошкольном возраст.

Название проекта«Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой  игры».

Участники проекта: дети подготовительного дошкольного возраста, семьи воспитанников. 

Цель проекта: позитивная социализация детей дошкольного возраста посредством реализации модели взаимодействия педагогов, детей и родителей. 

Задачи проекта:

– проанализировать научно-методическую литературу по проблеме проекта;

– разработать модель взаимодействия педагогов и семей воспитанников  

   ДОУ,  

   обеспечивающую сопровождение позитивной социализации детей

   дошкольного возраста;

– выявить уровень социализации (социально-коммуникативного развития)

   детей старшего дошкольного возраста;

– разработать комплекс сюжетно-ролевых игр для детей старшего

   дошкольного возраста;

– создать условия для позитивной социализации дошкольников;

– включить родителей в проектную деятельность, построить с семьями

   воспитанников партнёрские отношения;

– проанализировать результаты проектной деятельности, сделать выводы,

   разработать методические рекомендации для педагогов и родителей.

Критерии эффективности проекта

1.Положительные изменения в социально-коммуникативном развитии детей  

   старшего дошкольного возраста.

2.Повышение педагогической компетентности родителей.

3.Повышение педагогического мастерства педагогов в вопросах социализации детей старшего дошкольного возраста.

1. Сущность и развитие сюжетно-ролевой игры.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и что действия его похожи на действия взрослых. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода — образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени.  

Обязательное условие для развертывания такой игры — яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им. Так, Жан Пиаже описывает, как его дочь, наблюдавшую за старой деревенской церковью, настолько удивил колокольный звон, что она принялась ей подражать. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. «Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю». — «Не говори со мной, — отвечает девочка. — Я — церковь». В образно-ролевых играх ребенок глубже вникает в суть вещей, усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования, постепенно придвигаясь к более сложному миру взрослых. Н.Я. Михайленко высказала предположение, что переход от манипуляций с предметами к выполнению роли связан главным образом с двумя условиями: во-первых, с отнесением ряда определенных действий к одному и тому же персонажу (мама кормит, гуляет, укладывает спать, умывает, читает; доктор выслушивает больного, пишет рецепты, делает уколы, дает лекарство); и во-вторых, с принятием роли заданного в игре персонажа. Если первое ребенок чаще всего осознает сам, то второе приходит извне (это могут быть ничего не подозревающие взрослые или уже овладевшие техникой игры дети).

Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации. Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: переход от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.

2. Социальная природа ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра, казалось бы такая ясная и понятная, вызывает массу вопросов у психологов. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в каком-то воображаемом пространстве, продолжая при этом осознавать себя детьми?

Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом — особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Этнографические исследования Д.Б. Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры.

Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени. Детство удлинялось, что происходило не путем настраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путем его своеобразного вклинивания. Время, когда ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом игры. Показательным в этом контексте является тот факт, что в процессе игры ребенок не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я — космонавт”, “Я — мама”, “Я — доктор”), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя, и отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых.

Экспериментальные ситуации, описанные Д.Б. Элькониным, подтверждают особенную чувствительность детских ролевых игр к сфере деятельности людей и отношений между ними. Так, после посещения зоопарка дети в своих играх не отображают действия животных, но с удовольствием обыгрывают роли служебного персонала. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия. Таким образом, вместе с возникновением ролевой игры, возникает и новый этап в развитии ребенка, который в современной психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван возрастом ролевой игры.

3. Основное содержание ролевых игр.

Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однообразны и ограниченны. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной. Парадокс заключается в том, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Именно поэтому, как указывает Эльконин, дети отказываются играть в себя или в тех, поведение кого они не могут выделить, и так бурно реагируют на нарушение правил действий персонажа.

4. Противоречия сюжетно-ролевой игры.

Сущность детской игры кок раз и заключается в этом противоречии. Через игру мир социальных отношений, значительно более сложных, чем те, что доступны ему в его неигровой жизни, проникает в сознание ребенка и поднимает его на более высокий уровень. Принимая роль взрослого, ребенок тем самым берет на себя определенный, понятный для себя способ поведения, присущий этому взрослому. Именно это подчинение принятому закону доставляет ребенку максимальное удовольствие. По словам Л.С. Выготского, игра — это “правило, ставшее аффектом”, или “понятие, превратившееся в страсть”. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Л.С. Выготский полагал, что игра дает ребенку “новую форму желания”. В игре он начинает соотносить свои желания с “идеей”, с образом идеального взрослого.

5. Значение ролевых игр для социально-психического развития ребенка.

В игре осуществляются два вида взаимоотношений — игровые и реальные. Игровые отношения — это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения — это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов, начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание, память. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. На решающую роль игровой деятельности в развитии произвольного поведения неоднократно указывал Д.Б. Эльконин. В его исследованиях было показано, что введение сюжета в игру ребенка существенно повышает эффективность подчинения правилу уже в 3-4 года.

В игре развивается мотивационно-потpебностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Фopмиpyющаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих фоpмy аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намеpениям, стоящим на грани сознательности. Таким образом, у ребенка преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм и пpиобpетается возможность смены одной позиции на дpyгyю, координации разных точек зрения. Благодаря децентpации, происходящей в pолевой игре, открывается путь к фоpмиpованию новых интеллектуальных операций — но уже на следующем возрастном этапе. (Чтобы пояснить последнее, воспользуемся пpимеpом Ж. Пиаже. Он спрашивал ребенка дошкольного возраста: «Есть y тебя братья?» — «Да, Аpтyp», — отвечал мальчик. — «А y него есть брат?» — «Hет» — «А сколько y вас братьев в семье?» — «Двое». — «У тебя есть брат?» — «Один». — «А он имеет братьев?» — «Hет». — «Ты его брат?» — «Да». — «Тогда y него есть брат?» — «Hет»).

В игре впервые появляется и развивается соподчинение мотивов, выражающееся в социализации мотивационной сферы. У ребенка появляется понятие о необходимости определенной регламентации своего поведения в связи с выполняемой социальной ролью.

Общение как немаловажный фактор социализации дошкольника разворачивается главным образом также в процессе игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Кроме того, игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка. Именно в игре поведение ребенка впервые превращается в волевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осознавать и оценивать свои действия и многое, многое другое. Все это возникает в игре и, по словам Л.С. Выготского, ставит ее на высший уровень развития, возносит на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста.

Роль воспитателя в проведении сюжетно -ролевой игры.

Не секрет, что развитием ребенка нужно заниматься. Причем не только физическим и интеллектуальным, но и социальным.

В своей работе я решила использовать сюжетно – ролевую игру как метод воспитания и развития. 

Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно.

Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников. Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду - развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор.  

Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют никакой пользы. Семья, магазин, больница, аптека, парикмахерская, транспорт, – список игр для детей достаточно большой. Моя роль, роль воспитателя в проведении сюжетно-ролевой игры должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам.

Задачи:

Образовательные:

1. Учиться считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга.

2. Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.

3. Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга.

4. Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.

5. Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.

6. Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.

7. Учить выполнять установленные правила.

8. Учить игровым действиям, умению договариваться на игру.

Развивающие:

1.Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.

2. Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.

3. Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.

4. Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.

5. Продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом.

6. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.

7. Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

Воспитательные:

1. Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.

2. Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.

3. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

4. Закрепить положительные чувства и привычки.

5. Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.

6. Воспитывать чувство юмора.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу.

8. Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.

9. Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.

10. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

11. Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.

Правила игры для детей:

1. Прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.

2. Подумай, чем ты будешь играть.

3. Игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.

4. Играй дружно.

5. Бережно относись к игрушкам.

6. Содержи игрушки в порядке.

7. Говори с другом спокойно и ласково.

8. Не мешай играть товарищу.

9. Играй самостоятельно.

Руководство игрой:

1. Не подавлять инициативу и творчество детей.

2. Способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.

3.Побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

4. Приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-самоделок, игрушек- заменителей.

5. Учить использовать навыки, полученные на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, музыкальных.

6. На занятиях учить вступать в диалог от имени действующих лиц.

7. Побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.

8. Помогать детям договариваться в игре.

9. Не заставлять играть в то, что они не видели.

10. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребенок попросит.

11. Наблюдать за играми детей.

12. Анализировать увиденное в игре.

13. Учить ставить в ситуации, но не указывая конкретные способы, действия.

14. Обучать всех детей брать главную роль на себя.

15. Беседа перед началом игры о ее ходе.

16. Предварительный показ выполнения действий детей, выполняющих неизвестную ранее роль.

17. Подведение итогов игры.

18. Дальнейшее планирование развития игры (напоминание, советы, предложения по использованию в игре знаний, полученных на занятиях, указания, поручения, задания).

Общение воспитателя с детьми:

1. Включаться в игру детей осторожно, не разрушая замысел детей.

2. Побуждать задавать больше вопросов по содержанию игры.

3. Помогать договариваться в игре.

4. Учить вступать в диалог от имени действующего лица.

5. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребёнок сам попросит.

6. Наблюдать за играми детей.

7. Анализ увиденного в игре.

8. Учить детей ставить в ситуации, но, не указывая конкретные способы действия.

Вывод:

Таким образом, через сюжетно-ролевые игры, и предварительную работу решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи.

 В процессе сюжетно-ролевых игр и подготовки к ним у ребенка дошкольного возраста проявляется следующая деятельность: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная.

В процессе сюжетно-ролевых игр и общения с детьми, воспитатель:

1. Дает информацию детям о социальной жизни человека через чтение художественной литературы, беседы, использование ИКТ-технологий просмотр видео и мультфильмов и их обсуждение, дидактические игры и так далее.

2. Помогает ребенку определиться с ролью в игре, что в дальнейшем позволит делать это ребенку самостоятельно.

3. Помогает ребенку устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру, контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние.

4. Постепенно от совместной деятельности ребенок переходит к самостоятельной деятельности со сверстниками умея договориться, выбрать игру, распределять роли, создавать сюжет и развивать его в совместной деятельности со сверстниками.

5. В дальнейшем игра должна проходить в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь (например: трудовая деятельность) и игру, что позволяет ребенку чувствовать себя не просто ребенком а составной частью общества, который может приносить пользу и радость окружающим.

Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Построение игровой деятельности должно происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

      ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМАТИКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В

                ГРУППАХ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

Самой популярной игрой среди детей старшей возраста детского сада является игра в «Дочки-матери» или «Семью».

Цель этой игры: знакомство воспитанников с домашними обязанностями, воспроизведение семейных отношений, вырабатывать чувство взаимопонимания, учить заботиться о близких. Во время подготовки к игре воспитатель читает рассказ на семейную тему, а после обсуждает его с детьми, показывая наиболее правильную модель поведения в данной ситуации. Это поможет дошкольникам более четко сформировать представление о семье и семейных взаимоотношениях, а также избежать некоторых конфликтных ситуаций. В игре участвуют как девочки, так и мальчики. Дети выполняют роль родителей. В роли детей, чаще всего, выступают куклы. В начале игры имитируется домашняя обстановка: раскладываются вещи, ставится мебель и так далее. Дети, обычно, самостоятельно распределяют роли. Воспитатель наблюдает за процессом и помогает разрешать спорные вопросы.

Еще одна игра, в которую любят играть дети в возрасте 5-6 лет – это «Магазин».

Цель: познакомить с особенностями профессии продавца, формировать диалоговую речь, развить навыки согласовывать свои действия со сверстниками. До начала игры полезно провести беседу, в которой воспитанники расскажут, как они ходили за покупками с родителями. Если у кого-то из детей родители работают в сфере торговли, попросить рассказать об их профессиональных обязанностях. Также можно сделать экскурсию в магазин, понаблюдать за работой продавца и других работников магазина; посмотреть, как привозят товар и выкладывают его на прилавки. Сама игра начинается с расстановки игрушек имитирующих торговое оборудование: прилавок, касса, полки для товара и сам товар. Далее распределяются роли. Выбирается продавец, менеджер торгового зала, помощник продавца, отвечающий за расстановку товара и покупатели. В этот момент главное избежать конфликтных ситуаций. Поэтому воспитатель строго следит за процессом распределения ролей и во время игры меняет роли между детьми. Сама игра заключается в решении детьми следующих вопросов: Как распределить товар на полках? Как выбрать нужный товар? Как правильно упаковать товар? Как можно получить консультацию по выбранному товару? Как вернуть товар в магазин? Игру можно проводить несколько раз, меняя вид товара (продукты, техника, и т.д.).

Игра «Школа».

Цель игры: познакомить воспитанников с профессией учителя, расширить знания о школе, научить работать в коллективе, развить чувство справедливости. Готовясь к игре, воспитатель проводит тематические беседы, в которых рассказывает о школе, школьных принадлежностях, демонстрирую их на картинках. Полезно чтение книг о школе. Также можно провести экскурсию в школу, во время которой побеседовать с учителями и учащимися. Игра начинается с подготовки школьного класса: расставляют парты, стол учителя, стулья; готовят доску, школьные принадлежности (ручки, карандаши, тетради, глобус). Далее распределяют роли. С помощью воспитателя дети выбирают учителя, директора школы, завуча, остальные воспитанники – ученики. В процессе игры возможна смена ролей. Суть игры. Учитель ведет урок, ученики выполняют задания учителя (пишут, считают, отвечают у доски). Директор наблюдает за процессом обучения и делает записи. Завуч составляет расписание. Воспитатель корректирует игровые отношения, следит за игрой, косвенно влияя на ее ход.

Игра «Водитель». Чаще всего в этой игре принимают участие мальчики, но можно включить в нее и девочек.

Цель игры: познакомить с профессией водителя, выработать ответственность, добросовестность и бережное отношение к технике. До начала игры воспитатель читает детям соответствующую литературу, проводит беседу о прочитанном. Совместно с воспитанниками распределяются роли. Выбирают водителей, диспетчера и механика. Игровые действия: Диспетчер выдает путевые листы, механик проверяет автомобили на наличие поломок, а водители отправляются в рейс за грузом.