Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
статья (младшая группа)

Каптуренко Светлана Геннадьевна

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда он открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. По мнению детских психологов и педагогов, интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_doshkolnogo_vozrasta_posredstvom.odt30.34 КБ

Предварительный просмотр:

   Социализация детей дошкольного возраста посредством

сюжетно-ролевой игры.

   Все мы  когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми.  Но игра – это не только развлечение и времяпровождение,  игра – это ещё и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться говорить и что-то делать, мыслить и творить,  учиться общаться со взрослыми и детьми.

   Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда он открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. По мнению детских психологов и педагогов, интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х лет, ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.В игре все «понарошку»: и действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно поставить стульчик, провести черту и обозначить: «Это тротуар, а это кабина автобуса». Заполнить салон пассажирами и управлять транспортом с помощью любого круглого предмета, заменяющего руль, ребенку ничего не стоит. В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослых. А игра и не требует от него в этом плане особых умений, так как не связана с получением определенного практического результата.

   Особое место занимают игры, которые создают сами дети. Это творческие или сюжетно-ролевые игры, где дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста, формирует умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, готовность к совместной деятельности со сверстниками, способствует усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, что позволит ребенку занять свое место в обществе. Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Они объединяются между собой по собственной инициативе, сами задумывают сюжет игры, распределяют роли, готовят игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что следуя взятой на себя роли, дети отражают те моменты окружающей действительности, которые привлекли их внимание, вызвали живой интерес, произвели особое впечатление. Конечно, все это возможно лишь при наличии предметно-пространственной развивающей среды, при необходимости, ненавязчивой помощи взрослого. Это необходимо, чтобы обогащать сюжет игры, обращать внимание детей на важные акценты во взаимоотношениях персонажей, помочь застенчивым детям найти свое место в общей игре.

   Все, что пропущено ребенком через игру, становится его опытом и усваивается надолго. Происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации, определенные социальные взаимоотношения между людьми. Замещение и моделирование явлений действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер.  Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые используют взрослые, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнить игровые действия (стул вместо автобуса, кубик вместо мыла), толкает детей на путь поиска предметов заместителей, что способствует развитию воображения и творчества .Обогащая сюжеты игр детей, важно донести до их сознания, что в окружающей действительности взрослые не только совершают разные полезные дела, но и постоянно вступают в контакты друг с другом.  Разнообразные действия с предметами, которые они осуществляют в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй план.             Главное – взаимосвязь людей: учитель не может быть без учеников, продавец – без покупателей. Большое влияние на развитие игровой деятельности оказывают знания, полученные дошкольниками в результате ознакомления с художественной литературой, в беседах о профессиях и труде людей, результаты конструктивно – модельной деятельности, аппликации ,рисования.   В ходе наблюдений за трудом взрослых внимание детей обращается не только на действия, которые они выполняют, но и на личные качества человека, раскрывается значимость их труда для других. Например, объясняют, что доктор внимательный, терпеливый, вежливый, он выслушивает больного, назначает ему необходимое лечение. Для того, чтобы полученные знания нашли отражение в играх детей, взрослый может стать играющим партнером в совместной игре. Естественное эмоциональное поведение взрослого, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу, самостоятельность и непринужденность, массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития жизнерадостного, здорового ребенка, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во время свободной самостоятельной игровой деятельности детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. В грамотно организованной игре у ребенка возникает необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте убеждаются, как важно уметь налаживать контакты с окружающими.    

   Итак, сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. На этапе завершения дошкольного образования результатом развитых культурных форм игры станет эмоционально благополучный ребенок , обладающий установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, что готовит благоприятную почву для его успешной деятельности в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Данная презентация дает определение значения игры в жизни дошкольников, представлена классификация детских игр...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Объект исследования: социализация детей дошкольного возрастаПредмет исследования: методика проведения  сюжетно-ролевых игр способствующих  социализации детей дошкольного возраста.Цель и...

Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то неповторимы...

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*/-

Одной из актуальных проблем в педагогике и  мире в настоящее время является проблема социального развития подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте происходит становление человека, ...